Interested Article - Бальдаччини, Сезар
- 2021-03-04
- 1
Сезар , настоящие имя и фамилия Сезар Бальдаччини ( фр. César Baldaccini , 1 января 1921 , Марсель , Франция — 6 декабря 1998 , Париж , Франция ) — французский скульптор . Наибольшую известность Сезару принесли произведения из металлолома , в 1960-х он получил мировое признание благодаря скульптурам из остовов разбитых машин. Художник использовал своё имя в качестве творческого псевдонима. В честь Сезара Бальдаччини была названа французская кинопремия Сезар , для которой он создал золотой приз.
Биография
Сезар Бальдаччини родился в Марселе 1 января 1921 . Родители Сезара были итальянскими иммигрантами , отец — бочар и виноторговец. В 1933 подросток бросил школу, в 1935 — 1943 учился в Школе изящных искусств в Марселе (вечернее обучение), затем с 1941 по 1954 (с перерывами) — в Национальной школе изящных искусств в Париже . В 1956 Сезар принял участие в Венецианской биеннале , затем в Биеннале искусства в Сан-Паулу ( Бразилия ), а в 1959 в выставке современного искусства documenta II в Касселе ( Германия ). В 1960 Сезар вошёл в объединение « Новый реализм », созданное (в группу также входили такие художники, как Жан Тэнгли , Ив Кляйн , Христо и другие). Многогранное творчество художника нашло международное признание ещё при его жизни. Став известным, Сезар демонстрировал довольно экстравагантное поведение; в 1971 году только Сальвадор Дали , мастер провокации, привлекал больше внимания французской прессы, чем Бальдаччини. В 1976 Сезар был удостоен ордена Почётного легиона . Умер Сезар Бальдаччини 6 декабря 1998 в Париже . Похоронен на кладбище Монпарнас , участок 11, недалеко от могилы Хулио Кортасара .
Творчество
Произведения из металлолома
В начале творческой карьеры (с 1953 ) Сезар Бальдаччини создавал скульптуру из металлолома, соединяя куски при помощи сварочного аппарата . В этих произведениях можно проследить влияние Пабло Пикассо и Жермен Ришье . Скульптуры Сезара отличались разнообразием форм и фактур, свойства металлолома не маскировались, а наоборот, активно использовались.
Компрессии
С 1958 Бальдаччини начал использовать технику компрессии , которая заключалась в том, что художник помещал под гидравлический пресс или кузнечный молот разнообразные предметы, включая старые автомобили. Наиболее монументальным произведением такого плана стала стена из спрессованных автомобилей, показанная на Венецианской биеннале в 1995 во французском павильоне (масса произведения составляла 520 тонн). В 1980-е годы Сезар создал компрессии из дорогих материалов — раздробленных часов Картье и ювелирных изделий, также создал эскизы новых ювелирных вещей на базе обломков. Художник является автором золотого приза за достижения во французском кинематографе — « Сезара », названного так в его честь. Для фонда Картье в 1986 Сезар сделал монументальную компрессию из 16 разбитых на ралли автомобилей — Champions .
Экспансии
С конца 1960-х годов Сезар начал создавать противоположные по духу компрессиям экспансии , соединяя скульптуру и хеппенинг . Художник в присутствии публики разливал на полу галереи или музея вспененный полиуретан , который застывал в различных формах. Одна из первых экспансий была представлена в мае 1967 на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне . К некоторым работам Сезар применял огонь, внося в гладкие блестящие формы изменения при помощи факела, — это он называл «combustions».
Augmentations
Техника увеличения скульптурных моделей при помощи пантографа натолкнула Сезара на идею копирования частей тела (эти увеличенные копии художник называл «augmentations»).
В 1965 он представил на выставке в галерее свой знаменитый Pouce — увеличенную копию большого пальца (1,85 метра в высоту). Во время Олимпийских игр в Сеуле ( 1988 ) Сезар отлил эту скульптуру — на этот раз высотой 6 м — из бронзы. В дальнейшем были отлиты ещё два шестиметровых бронзовых пальца, один из которых, в 1984 году установленный в виде монумента в парижском районе Дефанс , был в 2007 продан с аукциона за 1 219 000 евро, другой находится в Марселе , родном городе художника.
Также Сезар создал монументальную скульптуру («Кулак»), массой 7 тонн, из нержавеющей стали, установленную летом 1970 .
Centaure
Почти пятиметровая бронзовая скульптура Сезара представляет бородатого кентавра с двумя наборами гениталий (человеческими спереди и лошадиными сзади). Существо выглядит довольно агрессивным, несмотря на голубя в левой руке (которую нередко обламывают вандалы). Созданная по заказу Министерства культуры Франции в 1983 и установленная на площади в Париже в 1985 , скульптура задумывалась как дань уважения Пикассо . Сезар дружил с Пикассо, который прожил большую часть жизни в Париже.
Документальные фильмы
- 2017 — Скульптор Сезар: искусство и материал / Le sculpteur César: l’art et la matière (реж. Сандра Поган / Sandra Paugam)
Примечания
- (англ.)
Источники
- Милле К. Современное искусство Франции. — Минск: Пропилеи, 1995. — 336 с. — ISBN 985-6329-01-9 .
- Бусев М. А. Творчество скульптора Сезара (1921—1998) // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. — М.: Наука, 2000. — 287 с. — ISBN 5-02-011727-7 .
- César par César. Presenté par Pierre Cabanne. — Paris, 1971.
- Restany P. César. — Monte Carlo, 1975.
- Hachet J.-Ch. César ou les Métamorphoses d’un grand art. — Paris, 1989.
- César: Catalogue de l’exposition. — Paris, Galerie nationale du Jeu de Paume, 1997.
Ссылки
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2775 дней])
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2775 дней])
- (недоступная ссылка)
- 2021-03-04
- 1