Калонимос бен-Калонимос
бен-Меир (
лат.
Kalonymus ben Kalonymus ben Meir
), именуемый также
Маэстро Кало
(
Maestro Calo
; род. в
Арле
в 1286 году, ум. после 1328 года) —
провансальский
раввин, философ и переводчик с арабского
.
Содержание
Биография
Происходил из известной
провансальской
семьи, многие члены которой занимали высокое положение среди евреев. Отец Калонимоса и сам Калонимос пользовались титулом «
наси
». Сын изучал философию и раввинскую литературу, а также медицину, но, по-видимому, никогда не практиковал. Начал свою литературную деятельность, когда ему было всего двадцать лет; приобрёл большую славу в качестве переводчика и автора оригинальных произведений.
Около 1314 года Калонимос поселился в
Авиньоне
, где позже сблизился с
Робертом Анжуйским
, который отправил его с рекомендательным письмом в
Рим
с научными целями. В Риме учёность Калонимоса и его нравственные качества снискали ему благоволение именитых членов еврейской общины.
Когда семья его отозвала из Рима, поэт
Иммануэль Римский
написал письмо к наси Самуилу из Арля (Samuel d’Arles) с протестом от имени римской еврейской общины против вынужденного отъезда Калонимоса. В 1328 году Калонимос был в Арле, где, по всей вероятности, оставался вплоть до своей смерти, точная дата которой неизвестна.
Сочинения
Полемическое сочинение на
древнееврейском языке
против
Ибн-Каспи
, главным образом, против его библейского комментария, озаглавленного «Тират Кесеф», или «Сефер га-Сод». Воздав должное таланту и учёности Ибн-Каспи, Калонимос критикует эту книгу, в которой нашёл много ошибок и утверждает, что если бы даже это сочинение было совершенно, оно не должно было быть опубликовано, вследствие непочтительного отношения автора к библейским личностям (издано
Перлесом
под заглавием «Kalonymos ben-Kalonymos Sendschreiben an Joseph Caspi», Мюнхен, 1879).
«Сефер Мелахим» — трактат по арифметике, геометрии и астрологии, отрывок которого был найден
Штейншнейдером
(Мюнхен, MS., № 290). Трактат был сожжён по желанию «Великого короля» (по мнению Штейншнейдера — Роберта Анжуйского).
«Эбен Бохан» (1332) —
этический
трактат в рифмованной прозе в подражание
в «Bechinot Olam». В конце трактата он перечисляет страдания Израиля и выражает надежду, что Господь смилостивится над его народом, который в течение трёх лет (1319—1322) подвергался сильным преследованиям со стороны пастухов и прокажённых. «Эбен Бохан» был впервые опубликован в Неаполе в 1489 году и выдержал много изданий. Дважды переведён на немецкий язык (Зульцбах, 1705; Будапешт, 1878).
«Массехет Пурим» — пародия на праздник
Пурим
, написанная в Риме и изданная в Пезаро, 1507. Позже этот род пародий нашёл многих подражателей.