Рабинович, Александр Евгеньевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ио́сиф Дави́дович Рабино́вич ( 11 (23) сентября 1837 , Резина , Сорокский уезд , Бессарабская область , Российская Империя — 17 мая 1899 , Кишинёв , Бессарабская губерния , Российская Империя ) — еврейский публицист и общественный деятель, протестантский проповедник, основатель первой в России общины т. н. иудео-христиан .
Иосиф Дувидович Рабинович родился в 1837 году в бессарабском местечке Резина , расположенном на правом берегу Днестра (ныне районный центр Резинского района Молдавии ). Его отец, купец третьей гильдии Дувид Фроимович Рабинович (1815—?), был внуком оргеевского раввина Вольфа Рабиновича . Мать, Эстер-Сура Нутовна Рабинович (1817—?), происходила из резинской хасидской семьи .
В раннем детстве, после смерти матери, Иосиф Рабинович поселился с отцом в Машковцах в доме своего деда по материнской линии реб Нуты (ученика хасидского цадика, ребе Янкл-Шимшна из Шепетовки ). В доме деда он получил религиозное воспитание, изучая Мишну , Гемару , комментарии Раши , и, как и дед, стал хасидом рашковского ребе Зёмы (Залмена Иосифовича) Ра́шкевера. В 1848 году в возрасте 11 лет Рабинович поселился в доме своей бабушки (по отцовской линии) Ривке в Оргееве . Здесь он продолжил обучение у частного учителя Иосифа Кивовича — последователя бершадского хасидского цадика реб Рефула (известного как «Рефул дер эмесер», или Рефул-правдивый) , и занялся изучением средневекового еврейского мистицизма ( Каббалы ).
Когда ему было 16 лет, Рабинович увлёкся современной светской художественной литературой, главным образом на древнееврейском языке . Христианством Рабинович впервые заинтересовался, когда его приятель — Герш Меерович Гершензон , слывший в городе вольнодумцем — подарил ему изданный в Лондоне и привезённый им из Кишинёва древнееврейский перевод Нового Завета . Книга произвела на Рабиновича такое впечатление, что он решил отойти от хасидиского мистицизма, уединиться в доме отца в местечке Машковцы Оргеевского уезда и целиком посвятить себя изучению еврейской философии, в первую очередь Маймонида . После женитьбы на Голде Данииловне Гольденберг в 1856 году, Рабинович вновь поселился в Оргееве , в доме своего тестя Даниила Эльевича Гольденберга (1817—?), возобновил общение с Гершензоном и на полученные в приданое 500 рублей открыл небольшую торговую лавку.
В 1859 году город постиг пожар, уничтоживший 66 хозяйств и семья Рабиновича осталась без средств к существованию. Будучи неплохо подготовленным в области юриспруденции, И. Д. Рабинович занялся правовой практикой, вскоре начав печататься в древнееврейской прессе и в первую очередь в одесском издании Александра Цедербаума « Гамелиц » — первой древнееврейской газете в России (1860). Позже он занялся чае- и сахароторговлей, и быстро разбогател. В это же время Рабинович открыл в Оргееве талмудтору (общинную начальную школу) и стал членом «Общества по распространению просвещения среди евреев в России». Собрав необходимые средства, в 1866 году он открыл крупное предприятие по оптовой торговле чаем и сахаром по всему Оргеевскому уезду, в 1869 году был избран (единственным евреем) в оргеевский уездный совет. Однако после насилия над евреями в Одессе , Рабинович разочаровался в возможностях просветительского движения и эмансипации. Продав своё дело и собственность в Оргееве , 9 ноября 1871 года И. Д. Рабинович с женой, четырьмя дочерьми и сыном (который уже к тому времени учился в кишинёвской гимназии) переехал в Кишинёв , купил участок земли и в 1873 году выстроил на нём дом. В ревизских сказках за 1891 и 1892 годы указывается, что купец Иосиф Давидовович Рабинович, уроженец Оргеева, проживал в Кишинёве в собственном доме по адресу улица Мещанская, № 20. На духовное состояние Рабиновича в это время повлияла также смерть младшей дочери в результате эпидемии холеры в 1872 году.
В это время Александр Цедербаум перевёл газету «гаМелиц» из Одессы в Санкт-Петербург , предложив Рабиновичу стать постоянным корреспондентом издания в Кишинёве . В 1878 году Рабинович выступал в печати со статьями об улучшении положения раввината и еврейского образования (как необходимых условиях для улучшения благосостояния всего еврейского народа), написанными с позиций движения еврейского просвещения ( Хаскала ); в статье (памфлете) «Сабри маранан верабанан» в газете «hаБокер Ор» ( Утренний свет ) призывал к всеобщему привлечению евреев с ранних лет к земледельческому труду. Вместе с доктором Левинтоном он создал городское общество по вспомоществлению еврейской бедноте в обработке земли, занимался улучшением условий синагогальной службы.
В начале 1880-х годов под впечатлением от прокатившейся по черте оседлости волны еврейских погромов , Рабинович увлёкся палестинофильством и с целью основания еврейской земледельческой колонии посетил Палестину , где был потрясён нищетой местного еврейского населения . В Иерусалиме он пришёл к выводу, что решением еврейского вопроса является вера в Иисуса Христа как Мессию . В Бессарабию Рабинович вернулся с идеей создания национальной иудео-христианской религиозной общины на юге России .
По возвращении в Кишинёв в 1883 году И. Д. Рабинович выпустил на древнееврейском языке катехизис нового учения «Двенадцать тезисов веры» (по аналогии с «Принципами еврейской веры» Маймонида ), в котором признавались основные догматы христианства в сочетании с отдельными традиционными еврейскими обрядами . Одновременно занялся образованием первой иудео-христианской общины в Российской империи, чьей целью было создание иудаизма нового типа, сближающего его с ранним христианством .
24 декабря 1884 года, с разрешения Министерства внутренних дел и при поддержке евангельского пастора и миссионера , И. Рабинович открыл в Кишинёве иудео-христианский молитвенный дом («Собрание израильтян Нового Завета »), служба в котором велась на идише . В последующие несколько месяцев он составил собственный распорядок канторской Субботней службы, сочетавший как еврейские, так и христианские элементы. Идея, однако, была враждебно воспринята городским еврейским населением и вскоре молитвенный дом был закрыт, а сам Рабинович 24 марта 1885 года перешёл в протестантство . В ревизских сказках за 1891 год указывается, что вся его семья также приняла крещение 13 ноября 1888 года в Одессе — сыновья Дувид (в крещении Давид Иоанн, 1874—?) и Натан (в крещении Пётр, 1876—?), дочери Бейла (1861) и Рухл (1867), после чего вся семья была выписана из Оргеева и приписана в Кишинёве (его жена Голда (1839—?) приняла крещение несколько позже в Будапеште ) .
На протяжении последующих нескольких лет Иосиф Рабинович продолжил заниматься миссионерской деятельностью, подвергаясь остракизму как в еврейской печати, так и со стороны православного духовенства города, которые не приняли его попытки совместить основные постулаты христианской веры с идеей избранности еврейского народа и неприятие им позднейших ритуалов христианских церквей как далёких духу раннего апостольского христианства. В конце 1880-х годов отошёл от общественной деятельности и умер в 1899 году от малярии . «Некролог Иосифа Давидовича Рабиновича» (1899) написал философ В. С. Соловьёв , ещё в 1885 году посвятивший ему свою работу «Новозаветный Израиль» .
В конце 1960-х — начале 1970-х годов в США вновь начали организовываться иудео-христианские общины, которые образовали новое религиозное движение в среде христианства — мессианский иудаизм .
Священник Александр Мень полагал, что проповедническая деятельность Рабиновича не имела смысла, потому что являла собой попытку ассимилировать еврейские массы .