Interested Article - Цейтлин, Арн

Арн Цейтлин ( идиш אהרון צייטלין ‎, имя на иврите Аарон , на русском языке — Арон Гилелевич Цейтлин ; 1898 , Уваровичи , Гомельский уезд , Могилёвская губерния , ныне городской посёлок в Буда-Кошелёвском районе Гомельской области , Белоруссия 1973 , Нью-Йорк , США ; похоронен в Иерусалиме ) — еврейский драматург , писатель , поэт , художественный критик, издатель. Писал на идише и иврите . Сын еврейского писателя и публициста Гилеля Цейтлина .

Биография

Детство провёл в Гомеле и Вильне , в 1907—1939 годах жил в Варшаве .

Начал печататься в периодических изданиях на иврите ( Ха-Ткуфа и Ха-Шиллоах ). Первое опубликованное произведение — стихотворение «Матронита» (1914). В 1920 с братом Эльхононом (1902—1942) пытались репатриироваться в Эрец-Исраэль ( Палестину ) и провёл девять месяцев в поселении Зихрон-Яаков . В Палестине познакомился с поэтом и переписывался с ним до самой гибели поэта во время арабского погрома 1929 года в Яффо .

Вернувшись в Варшаву в 1922 году опубликовал первый поэтический сборник Шотнс афн шней («Тени на снегу» на идише ), позже — апокалипсическую поэму на иврите «Метатрон» (Ангел смерти). С 1926 года был литературным редактором варшавской ежедневной газеты на идиш Ундзер-экспресс .

В конце 20-х годов Цейтлин стал популярным драматургом. Пьеса Цейтлина «Бреннер» (1927) о трагической судьбе Хаима Бреннера — еврейского поэта, мистика, посвятившего немало усилий синтезу сионизма и Русской революции, иудаизма и христианства и погибшего во время беспорядков в Палестине. В 1929 г. написал пьесу «Янкев Франк», в которой сталкиваются образы восставших против традиционных авторитетов и средневековых устоев еврейской жизни Якова Франка и рабби Исроэла Бал Шем Това . Бал Шем Тов создал новое мистическое учение, проповедующее достижение радости, как главную религиозную цель и всколыхнувшее народные массы, а Франк в конце концов отчаялся в борьбе и ушёл под покровительство католической власти, а позже перешёл в католицизм . Многие из последователей Франка породнились с польским дворянством и сыграли значительную роль в польской истории.

Роли евреев в польской истории посвящена и «Эстерке и король Казимир Великий : еврейско-польская мистерия» — историческая драма (1929—1931) о судьбе еврейской девушки, возлюбленной польского короля. В межвоенной Польше легионов тема принадлежности к польской истории для евреев была существенной.

В 1935 году Цейтлин совместно с Ициком Башевисом-Зингером (будущим Нобелевским лауреатом по литературе) учредили в Польше художественный журнал, гордо названный «Глобус». Цейтлин вырабатывает идеи «идео-пластического театра», основанные на принципах «театра масок» Мейерхольда и АРТЕФ. Цейтлин связывает синтез театра и кино с пропагандой еврейской культуры.

В 1934 году Цейтлин публикует в «Глобусе» сатирическую антиутопию «Еврейское государство, или Вейцман Второй» ( Ди идише мелухэ одэр Вейцман дэр цвейтэр ) где жестоко высмеивает сионистский проект и современные ему политические порядки в еврейской общественной жизни. В пьесе пророчески предсказывается не только грядущая война и уничтожение европейского еврейства , но и многие уродливые явления современной израильской жизни . Цейтлин определил пьесу как маскн-шпил («игра масок») и посвятил её редактору крупнейшей социалистической газеты на идише « Форвертс » в Нью-Йорке Аврому Кагану .

В 1939 году, накануне Второй мировой войны Цейтлину удаётся уехать в США для постановки пьесы в Нью-Йорке . Вся семья Цейтлина погибла во время Холокоста . В пьесе Ин кейнэмс ланд («В ничьей стране»), поставленной в Варшаве в 1938 году, Цейтлин предвидел ужасы надвигающегося Холокоста. К теме уничтожения европейского еврейства он вернулся в 1957 году в поэме Бен ха-эш ве-ха-йеша («Между огнём и избавлением», иврит ).

В 1942 году Цейтлин написал для пьесы «Эстерке» песню « Дона Дона ». Музыку написал легендарный Шолом Секунда , композитор и музыкальный руководитель еврейского театра на Второй авеню. Песня стала очень популярной, переведена на многие языки. Её включила в свой репертуар Джоан Баэз . На русский язык «Дона-Дона» перевел Анатолий Пинский , руководитель , который тоже назван «Дона».

Цейтлин работал сотрудником нью-йоркской ежедневной газеты «Моргн-журнал» и профессором еврейской литературы в Еврейской теологической семинарии. Он оказал значительное влияние на еврейскую культурную жизнь в послевоенной Америке. Он писал рассказы, философские эссе, стихи, спорные статьи, а также популярные труды по парапсихологии . Ему принадлежит замечательно эссе о ребе Нахмане из Брацлава . Много переводил из американской и польской литературы на идиш и иврит . Неоднократно посещал Израиль, выступал с лекциями. В поэзии Цейтлина философские размышления соседствуют с «чистой» лирикой. Цейтлин пытается отразить в своей поэзии мотивы еврейской мистики. Творчество Цейтлина испытало влияние как европейской культуры, так и еврейской письменности.

Умер в 1973 году в Нью-Йорке, похоронен в Иерусалиме .

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Aaron Zeitlin // (англ.) — 2010.

Ссылки

Источник —

Same as Цейтлин, Арн