Лейбград, Сергей Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Иегу́да-Лейб Ци́р(е)льсон (при жизни известный как Идэ-Лейб Цирельсон или по-русски Лейб Моисеевич Цирельсон ; варианты имени Лейб-Ие(х)уда и Йе(х)уда-Лейб ; иврит и идиш הרבֿ הגאון יהודה לײב צירלסאָן; 24 декабря 1859 , Козелец , Черниговская губерния — 25 июня или 6 июля 1941 , Кишинёв ) — раввин , общественный деятель, один из крупнейших галахических авторитетов XX века. На протяжении нескольких десятилетий — главный раввин Бессарабии . Писал на иврите , идише , арамейском , а также русском и румынском языках.
Идэ-Лейб Цирельсон родился в уездном городке Козелец Черниговской губернии, где его отец Мойше-Хаим Цирельсон был раввином. Рано проявил незаурядные способности и уже к 19 годам получил должность духовного раввина в Прилуках соседней Полтавской губернии (1879); в 1907 году там же стал казённым раввином . В эти годы — много выступал с публицистическими статьями на иврите в газетах « ха-Мелиц » ( Защитник , Петербург ), « ха-Цефира » ( Время , Варшава ), « ха-Магид » ( Проповедник , Краков ), журнале «ха-Зман» ( Время , Вильна ), регулярно сотрудничал с варшавской газетой на идише «Дэр Юд» ( Еврей ), опубликовал сборник поэзии и эссеистики на иврите «Дерех Слула» ( Проторённый путь , 1902), брошюры на русском языке «Русско-японская война» (1904) и «Анализ мыльных пузырей» (1908, обе в Одессе ), приобрёл широкую известность как оратор. Участвовал в первой всероссийской сионистской конференции в Варшаве в августе 1898 года, где выступил против светской образовательной деятельности сионистского движения; одно время поддерживал идею религиозного сионизма , но впоследствии разочаровался в сионистском движении как таковом.
С 1908 года — духовный и казённый раввин в Кишинёве ( Бессарабская губерния ). В 1910 году избран председателем всероссийской раввинской комиссии ( ваад hарабоним ) и занимал эту позицию до 1917 года, когда комиссия была расформирована. Как полномочный представитель руководства еврейских религиозных общин России составлял обращения к власти по различным вопросам, касающимся еврейского населения страны, в частности в 1911 году опубликовал письмо-протест за подписью 300 раввинов Российской империи в связи с разворачивающимся делом Бейлиса . Получил звание Почётного Гражданина Российской империи и генерала-духовника.
В 1912 году стал одним из основателей всемирного ортодоксального движения «Агудас Исроэл» ( Союз Израиля ), был организатором учредительного конгресса движения в том же году в Катовице ( Пруссия ). Создал в Кишинёве бессарабское отделение «Агудас Исроэл» (с 1920 года — автономное отделение), которым руководил почти до конца жизни. В 1923 и 1929 годах председательствовал на Первом и Втором всемирных конгрессах движения ( кнесия гедола ) в Вене ; принял участие в работе Третьего конгресса в 1937 году; входил в президиум центрального исполнительного комитета и в так называемый совет мудрецов движения. На конгрессе 1923 года как председательствующий поддержал предложение люблинского раввина Меера Шапиро о введении синхронного годичного цикла чтения Талмуда по всему миру ( даф йоми ), принятого по сей день.
После присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году стал главным раввином Бессарабии (секретарём Цирельсона был раввин И. Ш. Эпельбойм ); в следующем году основал в Кишинёве еврейские детские сады, религиозную гимназию (лицей) «Моген Довид» ( Щит Давида ), а также знаменитую «Ешиву Цирельсона», в которой обучались многие известные впоследствии религиозные деятели разных стран (например будущий Рыбницкий Ребе Хаим-Занвл Абрамович , Бухушский Ребе Ицхок Фридман, Боянский Ребе Менахем Брайер и другие). Пользовался широким уважением в самых разных еврейских кругах, включая разнообразные хасидские движения, особенно среди последователей ружинской и чернобыльской династий, хабадников копустского (копысского) толка.
К этому времени Лейб Цирельсон свободно владел румынским языком и пользовался необычайной популярностью среди еврейского населения Бессарабии. 28 мая 1920 года он был избран сенатором от Кишинёва, а в 1922 году — единственным представителем бессарабского еврейства в румынском парламенте в Бухарестe . С ростом антисемитских настроений в Румынии, раввин Цирельсон всё больше сконцентрировался на борьбе с антисемитизмом. После ряда безрезультатных выступлений в парламенте по конкретным проявлениям ксенофобии, в 1926 году Цирельсон сделал программное заявление об опасности антисемитизма как такового для всего населения страны. Однако после того как парламентарии числом 80 к 17 проголосовали против публикации его выступления в официальном печатном органе парламента, Цирельсон демонстративно снял с себя парламентские полномочия.
Хотя первый том респонсов (галахических постановлений) Цирельсона «Гвуль Иехуда» ( Ограничения Иегуды ) увидел свет ещё в 1905 году ( Петроков , второе издание — 1912), основные теологические труды по галахическому законодательству появились в два последних десятилетия его жизни. Знаменитые «Ацей xаЛеванон» вышли в 1922 году в Колошваре (Клаузенбург) и «Маархей Лев» ( Предположения сердца ) — в 1932 году в Кишинёве.
Сборник эссеистики на идише «Хилф Фар Хилф» ( Помощь за помощь ) был опубликован в издательстве кишинёвской газеты «Ундзэр Цайт» ( Наше время ) под редакцией З. Розенталя в 1926 году; проповеди на иврите «хегьон Лев» ( Помыслы сердца ) там же в 1929 году; эссе на иврите «Ховос Рабоним» вошло в сборник в честь Якоба Розенгейма в Франкфурте-на-Майне в 1931 году; I том собрания речей, аггадических размышлений и респонсов «Лев Иехуда» ( Сердце Иегуды ) вышел в Кишинёве в 1935 году, II том был опубликован посмертно в Иерусалиме в 1961 году. Выступил автором и редактором общинных сборников кишинёвского раввината на идише «Лой зой хадэрэх!» ( не тот путь , в память проф. И. Я. Дегана, Кишинёв, 1924) и «Кешенэв, мойшев скейным» ( Кишинёв, дом престарелых , к 30-летнему юбилею кишинёвского дома престарелых имени Перельмутера—Клигмана, 1933).
Все теологические работы Цирельсона многократно переиздавались (обыкновенно репринтными изданиями) в Израиле и США , считаются неотъемлемой частью современного галахического законопроизводства.
В 1930-е годы Цирельсон особенно много внимания уделял преподавательской деятельности в своей ешиве, руководил работой других раввинов Бессарабии (Лейви Штернберга, Бенциен-Янкева Шапиро, Иосефа Эпельбойма и других), был избран почётным членом правления Большой синагоги в Вене .
После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году раввин Цирельсон подвергся травле в советской прессе. Погиб при воздушной бомбардировке Кишинёва в первые дни войны , по самой распространённой версии 25 июня или 6 июля 1941 года . В склепе раввина Цирельсона на старом еврейском кладбище на Скулянке в Кишинёве были захоронены повреждённые в результате бомбардировок свитки Торы и других священных книг. В начале 1950-х годов часть еврейского кладбища была снесена под строительство новой дороги, и могила раввина Цирельсона, находящаяся при входе на кладбище, была перенесена в другое место. В 1958 году вся нижняя часть еврейского кладбища была снесена под строительство рыночной площади и парка отдыха, памятник на могиле раввина Цирельсона был разрушен, а сама могила и надгробная плита перенесены и захоронены у памятника жертвам Кишинёвского погрома 1903 года (см. фото ).
Именем Цирельсона названы улицы в Тель-Авиве , Петах-Тикве , Бней-Браке , Рамат-ха-Шароне , Нетании , Кишинёве. В сохранившейся части здания бывшей «Ешивы Цирельсона» в Кишинёве в 1990-е годы была открыта ныне действующая ешива «Торат Эмет» ( Правда Торы ). Архив Цирельсона хранится в Еврейской Национальной и Университетской Библиотеке в Иерусалиме .
Внучатый племянник раввина Цирельсона — известный израильский математик Борис Цирельсон .