Interested Article - Концерт для кларнета с оркестром (Моцарт)

Партитура с началами 3-х частей; Бассет-кларнет справа
Бассетгорн, бассет-кларнет, обычный кларнет (сопрано)

Концерт для кларнета с оркестром ля мажор K 622 — одно из последних сочинений Вольфганга Амадея Моцарта . Произведение написано в 1791 году , за несколько месяцев до смерти композитора. Это один из самых популярных концертов в репертуаре кларнетистов.

История создания

Концерт создавался с 28 сентября по 7 октября 1791 года для известного австрийского кларнетиста и друга Моцарта Антона Штадлера , которому четырьмя годами ранее композитор посвятил Квинтет для кларнета и струнных A-dur . Премьера сочинения в исполнении Штадлера состоялась в Праге 16 октября 1791 года , затем Штадлер исполнял концерт в ходе гастролей по Германии (включая Ригу).

Вначале Моцарт написал 1 часть концерта Allegro в тональности G-Dur для бассетгорна (разновидности кларнета с расширенным вниз диапазоном), о чём свидетельствует единственный сохранившийся фрагмент рукописи концерта. Но потом переписал его для бассет-кларнета в тональности A-Dur и дописал 2 части Adagio и Rondo. Вскоре после смерти Моцарта бассет-кларнет стал выходить из употребления, и музыкальные издатели переписали партию солирующего инструмента так, чтобы её можно было исполнять на обычном кларнете , транспонировав некоторые пассажи на октаву вверх. Наиболее старое сохранившееся издание Концерта датировано 1801 годом , партия солирующего инструмента в нём уже переписана для кларнета и транспонирована в A-dur.

В настоящее время входит в моду тенденция исполнения Концерта Моцарта на бассет-кларнете in A.

Строение

Сочинение построено в традиционной форме классического концерта: Allegro, Adagio, Rondo.

I часть

Первая часть концерта написана в сонатной форме с двойной экспозицией. Главная тема отчасти перекликается с главной темой фортепианного Концерта № 23.

II часть

Пожалуй, самая известная часть концерта. Написана в размере 3/4 в тональности IV ступени (D-dur) в сложной трёхчастной форме с эпизодом, сокращённой репризой и кодой.

III часть

Четырёхтемное шестичастное рондо с кодой. Размер 6/8. Рефрен в скерцозном, отчасти танцевальном духе. Характер эпизодов разнообразен, вплоть до драматического (второй эпизод). Третье проведение рефрена опущено, поэтому рондо имеет шесть частей, а не семь, как обычно бывает при четырёх темах.

История исполнения

Среди ранних исполнителей концерта в начале XIX века были ведущие мастера инструмента — Бернхард Круселль (1802), Симон Хермштедт (1809), Вильгельм Барт (1815); первой страной за пределами германоязычного мира, услышавшей концерт, стала в 1838 году Англия, однако рецензент лондонской премьеры отозвался о музыке неоднозначно, расценив медленную часть как истинное проявление моцартовского гения, а обе быстрые — как поверхностные и, вероятно, лишь приписываемые Моцарту .

Примечания

  1. — Cambridge University Press, 1996. — P. 39-40. (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Концерт для кларнета с оркестром (Моцарт)