Эсто-Садок (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Каталог ас-Суфи ( араб. كتاب صور الكواكب kitāb suwar al-kawākib , букв. «Книга форм звёзд») — астрономический текст, написанный персидским астрономом и математиком Абдуррахманом ас-Суфи (Азофи) около 964 года . После переводческого движения в IX веке нашей эры книга была написана на арабском языке , общем языке учёных на обширных исламских территориях, хотя сам автор был персом . Это была попытка синтеза всеобъемлющего звёздного каталога « Альмагеста » Птолемея (книги VII и VIII) с местными арабскими астрономическими традициями по созвездиям (в частности, арабской системой созвездий Анва ). Оригинальная рукопись книги не сохранилась, однако важность традиции и практика усердия, центральная для исламской рукописной традиции, обеспечили выживание Книги Звёзд в более поздних копиях .
Трактат был написан в персидском городе Шираз для покровителя и буидского эмира Адуда ад-Даула . Хотя ас-Суфи рассчитал верную долготу только для 964 года , эта работа оставалась очень влиятельной, функционируя как стандартный текст по арабской астрономии , с которым можно консультироваться на всех исламских территориях и добросовестно копировать в течение многих столетий после его создания . Поскольку расчёты были верны только для одного 964 года, Книга Неподвижных Звёзд предназначалась для более широкой образовательной цели, а не для изучения математических тонкостей астрономии .
«Книга неподвижных звёзд» отражает проблемы исламских учёных конца IX—XI веков, когда после перевода эллинистических текстов с греческого на арабский «исламские астрономы и астрологи сосредоточились на анализе, критике и совершенствовании геометрических моделей Птолемея» . Средневековые исламские астрономы также использовали санскритские и среднеперсидские источники, чтобы изучить «методы расчёта положения небесных тел и создания таблиц, записывающих движение Солнца, Луны и пяти известных планет» . В контексте этого перехода к наблюдательной и , вызванного переводческим движением — а сам ас-Суфи был астрономом-наблюдателем — Книга Неподвижных Звёзд представляет собой важную организацию и пересмотр классических знаний античности (первый в своём роде), а также некоторый из самых ранних сохранившихся примеров визуальной документации небесных тел, наблюдаемых невооружённым глазом .
Интерес к каталогизации звёзд также проистекает из природы поклонения в исламе . Религия требует от своих последователи умения найти Мекку , чтобы молиться в правильном направлении, а также уметь определять правильное время для молитвы . Помимо ежедневных требований, во время праздника Рамадан они также должны знать моменты восхода и захода солнца для поста, а также положение луны в начале каждого месяца .
«Книга неподвижных звёзд» также следует тенденции увеличения создания иллюстрированных рукописей , поскольку это один из старейших сохранившихся трактатов такого рода . Нельзя сказать, что этот текст был первой когда-либо созданной иллюстрированной рукописью, поскольку было найдено и изучено множество иллюстрированных фрагментов, в первую очередь фрагменты из Фустата . Фрагменты из Фустата представляют собой иллюстрированные обрывки пергамента, найденные во время раскопок в Фустате, или Старом Каире. Эти фрагменты стилистически можно отнести к периоду Фатимидов (969—1171 гг.), следовательно, датируя существование астрономических иллюстраций задолго до создания «Книги неподвижных звёзд» . Увеличение количества иллюстрированных рукописей также связано с появлением бумаги в исламском мире в X веке . Возросшая доступность бумаги, которая была намного дешевле пергамента, стимулировала производство книг в исламском мире.
Книга была тщательно иллюстрирована, наряду с наблюдениями и описаниями звёзд, их положения (скопировано из « Альмагеста » Птолемея с увеличением долготы на 12° 42' для учёта прецессии ), их величин (яркости) и цвета. Примечательно, что ас-Суфи усовершенствовал систему Птолемея для измерения яркости звезд. Вместо двух категорий яркости («более яркая» и «менее яркая») ас-Суфи использовал три: Агаре («меньше»), Акбаре («больше») и А’Заме («гораздо больше») . Ихсан Хафез насчитал в трудах ас-Суфи 132 звезды, не упомянутые Птолемеем .
Результаты ас-Суфи, как и в «Альмагесте» Птолемея, были изложены созвездие за созвездием. Для каждого созвездия он предоставил два рисунка: один снаружи звёздного глобуса , другой изнутри. Аргументация ас-Суфи заключалась в том, что «смотрящий мог бы запутаться, если бы он увидел фигуру на шаре, отличную от той, которую он видит в небе», демонстрируя использование книги в качестве учебного пособия . Персис Беркеламп утверждает, что каждое парное созвездие было нарисовано немного по-разному, чтобы побудить студентов внимательно изучить рукопись .
Созвездия Северного полушария | Зодиак | Созвездия Южного полушария |
---|---|---|
Малая Медведица | Овен | Кит |
Большая Медведица | Телец | Орион |
Дракон | Близнецы | Эридан |
Цефей | Рак | Заяц |
Волопас | Лев | Большой Пёс |
Северная Корона | Дева | Малый Пёс |
Геркулес | Весы | Корабль Арго |
Лира | Скорпион | Гидра |
Лебедь | Стрелец | Чаша |
Кассиопея | Козерог | Ворон |
Персей | Водолей | Кентавр |
Возничий | Рыбы | Заяц |
Змееносец и Змея | Жертвенник | |
Стрела | Южная Корона | |
Орёл | Южная Рыба | |
Дельфин | ||
Пегас | ||
Малый Конь | ||
Андромеда | ||
Треугольник |
Во вступлении ас-Суфи посвящает работу своему покровителю Адуду ад-Дауле и описывает источники, которые он использовал при написании книги . Эти источники, включая ряд трактатов и предметов, которые сейчас утеряны, служат важными индикаторами и записями производства знаний ( ильм ) в то время. Например, во введении перечислены имена трёх авторов (Ибн Кунаса, , Абу Ханифа ад-Динавари ) и их трактаты, касающиеся доисламских бедуинских традиций, которые ныне утеряны .
Книга Неподвижных Звёзд придерживается 48 созвездий Птолемея , описанными в Альмагесте , с главой, посвящённой каждому отдельному созвездию. Каждая глава разделена на 4 подраздела .
Каждая глава начинается с описания указанного созвездия и звёзд, составляющих каждую группу, тем самым отходя от Альмагеста и его стремления описать иконографическое происхождение контура каждого созвездия в греческой мифологии . Здесь ас-Суфи часто критикует Птолемея за то, что тот, по-видимому, отдаёт предпочтение контуру созвездия над реальными звёздами в группе созвездий, при этом некоторые звёзды упускаются из виду . Внося эти изменения, ас-Суфи смог определить границы звёздной группы каждого созвездия .
Ас-Суфи продолжает своё описание указанного созвездия с точки зрения доисламских бедуинских созвездий и звёздных групп, отмечая их положение и расстояние до звёзд созвездия Птолемея .
В этом разделе ас-Суфи представляет два разных вида/иллюстрации указанных созвездий Птолемея: созвездие, наблюдаемое в небе с земли, и созвездие, наблюдаемое извне земного шара . Последняя точка зрения может быть объяснена рассказами о процессе рисования ас-Суфи, в ходе которого автор аккуратно помещал тонкий лист бумаги поверх небесного глобуса, а затем напрямую копировал очертания созвездий и положения звёзд с гравюр . Включение этого изображения каждого созвездия на глобусе также предполагает, что «Книги неподвижных звёзд» предназначались для использования владельцами небесных глобусов, и многие сохранившиеся глобусы XIII и XIV веков содержат утверждения, подтверждающие, что трактат является влиятельным источником .
Хотя ас-Суфи во введении называет несколько источников, которые способствовали созданию иллюстраций к книге, ни один из этих трактатов или звёздных глобусов не сохранился . Эти иллюстрации представляют собой ещё одно важное отличие от «Альмагеста», в котором нет никаких иллюстраций .
Книга включает в себя полный каталог отдельных звёзд, изменённый и расширенный по сравнению с каталогом Альмагеста, а также пересмотренные значения звёздных величин .
Работа оказала большое влияние и сохранилась в многочисленных рукописях и переводах. Самая старая рукопись, хранящаяся в Бодлианской библиотеке , датируется 1009 годом и предположительно является работой сына автора, хотя это оспаривается . В Британской библиотеке есть копия XIII века (Or. 5323).
У ас-Суфи есть самые ранние известные описания и иллюстрации того, что он назвал «маленьким облаком», которое на самом деле является Галактикой Андромеды . Он упоминает, что оно лежит перед устьем Большой Рыбы, арабского созвездия . Это «облако», по-видимому, было широко известно астрономам Исфахана , весьма вероятно, до 905 года, и ас-Суфи приписывает им в тексте его открытие . Это была первая наблюдаемая галактика , отличная от звёздного скопления .
Утверждается, что первое письменное упоминание о Большом Магеллановом Облаке было дано в Книге Неподвижных Звёзд , но, похоже, это неправильное понимание упоминания о некоторых звёздах к югу от Канопуса , которых, как он признаёт, он не видел .
Вероятно, ас-Суфи также внёс в каталог звёздное скопление Омикрон Парусов как «туманную звезду» и дополнительный «туманный объект» в Лисичке , ныне известное как Скопление Ас-Суфи .
Книга была переведена на французский язык в 1874 году и частично на английский язык Ихсаном Хафезом .