Interested Article - Мбунда
- 2021-04-04
- 1
Мбунда (альтернативные названия — амбунда , мамбунда ) — народ, принадлежащий группе банту (другими представителями данной языковой группы являются овимбунду , конго , фанг ). На территории Анголы , по оценкам на 1990-е годы, проживало 120 тыс. чел., на территории Заира — 100 тыс.чел., Замбии — 90 тыс. чел. Родным языком этого народа является мбунда ( чимбунда ) группы бенуэ-конголезских языков нигеро-кордофанской семьи . К близкородственным народам относят лучази .
Социальный уклад составляет большесемейная община. Придерживаются культа предков и одухотворяют природные явления.
История
Истоки и переселение
Мбунда принадлежал группе банту. Во времена миграции, народ покинул традиционное место обитания, которое на современной карте мира причисляется Судану, дабы сформировать наиболее древнюю и обширную этническую группу в Южной Африке и королевство Мбунда в 15 веке
Первым королём стал Король Мвене Нкуунгу . Позднее, мбунда мигрирует в Кольский район и поселяется в месте, более благоприятном, нежели предыдущий место расселения. Там они сталкиваются с уже проживающем на данной территории народом — лунда . Находясь там, королева Вамвене Ямву , третья правительница мбунда, выходит замуж за охотника народа лунда и передаёт бразды правления мужу Её брат принц Мунамвене Нконде был так разгневан её поступком, что отвёл большую часть населения мбунда от области, а затем поселился близ слияния Квилу и реки Касаи . Позже, в связи с неблагоприятными погодными условиями, мбунда были вынуждены двинуться на юг, и, позднее, в 1600 году, на юго-восток, на территорию нынешней Анголы.
Язык мбунда также подвергся изменениям. Из-за миграций и взаимодействий с другими народами язык, на котором разговаривают представители данного народа, проживающие на территории Демократической республики Конго, обособился и стал значительно отличаться от диалектов, на которых разговаривают в Анголе, Замбии и Намибии; из-за чего, его нередко причисляют другим языковым категориям.
В южном направлении, к югу от впадения рек Квилу и Касаи, пятый правитель мбунда, король Мвене Чингули прошёл весь путь на юг к нынешней территории бушменов — Квандо-Кубанго , где позднее потомки мбунда образовали народы, известные как чимбанди , нгонъело , хумби , луимби и нёмба .
В другом миграционном направлении, во времена правления королевы Вамвене Каамба , 7-го монарха народа мбунда, они исследовали новые земли и расселились на территориях к западу от современной Анголы , открыв при этом реку, позднее названную ими Линдонга Лия Мбаи , что значит « Великая река Мбаи » (в разговорном языке прозванная Лямбаи , в честь принцессы Вамунавене Мбаи , одной из дочерей 6-го монарха народа мбунда ( королевы Вамвене Мбаао ), являвшейся сестрой королевы Вамвене Каамба , утонувшей в ещё безымянных водах Великой реки во время переправы). Народ мбунда до сих пор называет реку Замбези рекой Лия Мбаи. Это была песчаная территория со множеством притоков реки Замбези. Равно как и основная река, они имели широкие поймы, являвшие собой благодатную почву для пастбищ. Территории, расположенные чуть выше, идеально подходили для выращивания традиционной культуры мбунда — маниока . Данная территория стала известна как «земля мбунда» и на современной карте является частью территории Анголы .
Первой столицей стала Митимои . Однако для растущего населения было необходимо освоение больших территорий. Королева Вамвене Каамба отправила разведчиков на поиски земель, подходящих для дальнейшего расселения. Группа, отправленная на поиски, обнаружила равнину реки Лучази и обосновалась в ней, впоследствии переняв данное название ( Лучази ).
Расширение территорий продолжалось на протяжении правления 12-го и 13-го монархов, короля Мвене Катангила ка Мукенге и короля Ямбаямба Капанда . Расширение, соответственно, стало причиной появления новых диалектов: катавола (мбунда матзи), яума нкангала , мбаланго , санго , циенгеле (« шамука ») и ндунду , являющихся близкими. Все они существуют на юго-западе Анголы . В результате массовых миграций сформировалось немалое количество этносов, являющих собой потомков народа мбунда: мбунда матзи (Катавола), чимбанди, хумби, нгонъело, луимби, ньемба (нёмба), лучази, сааго, мбаланго, нкангала, яума, ндунду и машака.
Мбунда продолжили расширять территории к югу, южным границам Намибии , продолжая процветать. Основали новую столицу: Лумбала Нгуимбо , где до сих пор властвует Его Величество король Мбанду III Мбанду Лифути .
Война с чокве
Тем временем, на территории расселения мбунда, разыгралась война с народом чокве . Это произошло после смерти 19 монарха народа мбунда Мвене Катавола I Мвенчела , который, как полагали, был убит после того, как издал указы об отмене смертной казни и запрете межнациональных браков, группой заговорщиков, недовольных обнародованием данных законов. Его преемник и 20ый монарх, король Мвене Катавола II Мусангу , который, как полагают, был одним из заговорщиков убийства своего предшественника, мотивируясь своим увлечением наложницей вождя чокве ( Мва Мушилиндинди ), някоме , что противоречило изданному им указу. Предложение руки и сердца владелец рабыни жестоко отверг, потому что на подобные браки в те времена было наложено табу, вне зависимости от чувств желающих вступить в брак. Сложность подобных браков также заключалась в том, что младенец данной пары не имел никаких прав на престол. В результате отказа на брак, неудачливый жених провозгласил о войне между народами мбунда и чокве . Он был убит солдатами чокве, попав в засаду. После те бежали на свою историческую родину, расположенную на современной территории Демократической Республики Конго . Война завершилась в пользу мбунда, во время правления 21го монарха — Мвене Мбанду I Лёндцзи Капова , который вёл борьбу с целью мести за смерть своего племянника.
Многочисленные бои привели к межплеменным бракам между народами мбунда и чокве, что широко распространено и по сей день в Замбии . Чокве, однако, причисляли данную традицию не к заслугам короля Катаволы II Мусангу , а к древнейшему обычаю всех Африканских народов, заключавшемся в браке враждующих племён во имя перемирия. Подобные браки приводили к длительному миру и процветанию, между бывшими врагами. Свадебные пиры лишь укрепляли заключённый обеими сторонами союз.
Война с лувале
Король Мвене Мбанду I Лёндцзи Капова тоже вёл военную политику против лувале , которые стремились подавить независимый народ мбунда, захватить его территории и обратить население в рабов(на продажу). Враждебные силы схлеснулись в районе Лунжвева , где и был застрелен Масамбо , главнокомандующий войсками лувале. После лишения лувале руководства, мбунда нещадно атаковали врагов, вынудив их капитулировать на свою родину.
Миграция в Замбию
В конце 18-го века некоторые из представители народа Мбунда мигрировали в Замбию , Монгу . Во время миграции, у циенгеле алуи , проживавших на данной территории, и их лидера, Литунга Муламбва, сложилось высокое мнение о мбунда за их способность бороться. Когда народ лувале вторгся на территорию Замбии с севера, мбунда противостояли вторжению и одержали победу, избавившись, тем самым, от набегов лувале навсегда. Король Муламбва закрепил союз между алуи и мбунда с помощью договора состоящего из 10 пунктов, прозванного Чиенгельским договором, и торжественно подарил Мвене Читенги Чиенгеле острый шест называемый муломбве , подтвердив этим своё положение в Замбии как старшего вождя мбунда. Этот и другие факторы послужили причиной для включения мбунда в Национальный Совет Замбии.
К тому же, Мбунда сражался бок о бок с Алуи в войне против Макололо в 1830 году, вытеснил оккупацию макололо в Замбии, что привело к власти Вождей мбунда в Луквакве под покравительством старшого вождя Мвене Сикуфеле в округе Кабомбо, будучи потомком мбунда, поддерживающим принца Мобуквану из алуи. Макололо на юге основали язык сото , на котором сегодня говорят не только в Западной провинции, но и в Ботсвана , Лесото , ЮАР и Полосе Каприви .
Мбунда также воевали на стороне алуи против тонга в 1880, победив тонга, так как те не имели защиты от мастерства лука и стрел мбунда, что привело к сближению лози и мбунда с тонга. Позже война каонде с лози, которую лози выиграли с помощью военной тактики мбунда, привела к крепкому слиянию лалафута и кяменге в 1893 под властью вождей мбунда и старшего вождя Мвене Касимба, что было противопоставленно слиянию вождей Мушима Ндивумина из каонде. В честь договора между Муламва и Чиенгеле, мбунда поддеоживали истинных союзников из алуи как в военных, так и в политических вопросах. Мбунда жили мирно, торгуя скотом и растя маниок, кукурузу и рис, а многие из мужчин оставили дома, чтобы работать в южноафриканских шахта. С независимостью Замбии от Британии, которая пришла в 1964 году, положение изменилось, и людей принудили к работам на сахарных плантациях Замбии.
Основные традиционные занятия
Традиционные занятия включают в себя:
•ручное подсечно-огневое земледелие (к выращиваемым культурам относят: просо, сорго , маниок , батат , таро , тыквы, бобовые);
•скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот); •охота;
•рыболовство.
ремёсла
К традиционным ремёслам относятся:
•плетение ярких циновок;
•резьба по дереву (антропоморфные фигурки, ритуальные маски).
Поселения
Поселения мбунда отличаются своей компактностью и линейной планировкой. Особенности жилищного устройства:
-в основе дома лежит квадратная форма, каркас стен из кольев оплетён прутьями, обмазанными глиной; крыша высокая, пирамидальная, из травы и листьев;
-хозяйственные постройки также опираются на каркас, обмазанный глиной зернохранилища на высоких деревянных подставках.
Традиционная кухня
В рацион питания входят: лепёшки, пасты, каши из сорго , маниок , мясо, молоко.
Традиционные танцы
Известно, что в Замбии существует множество традиционных танцев, у каждого племени — свой. К примеру сиембока и сипела актуальны в районе Центральной Замбии, тогда как кайове известен в районе Калабо. В районе Манкоя, где проживают два племени, соответственно, существует два традиционных танца — чилунга и лубва . Эти пять традиционных видов танцев соответствуют пяти народам(племенам) — лози, мбунда, нкоя, лубале и ньенго-макома. У мбунда есть особый традиционный танец, который идёт в совокупности с театром и многими другими традициями. Этот танец называется макиси . Когда мбунда мигрировали на территорию Замбии, макиси стал одной из культурных особенностей, отличавших их соседствующих с ними народов, таких как нкоя.
Особенности языка
Герард Кубик, в одной из своих экспедиций в Африку, а именно: в Западную Анголу/Северо-Западную Замбию, где широко распространены языки чокве , мбунда , мбвела , нкангала , лвимби ; обнаружил, что мбунда используют локативные префиксы как индикаторы времени.
Ссылки
- от 19 октября 2014 на Wayback Machine , pages 104 & 105…By Achim von Oppen, LIT Verlag Münster Publishers, 1993, ISBN 3-89473-246-6 , ISBN 978-3-89473-246-2
- ↑ от 9 ноября 2016 на Wayback Machine , page 523. By Muḥammad Zuhdī Yakan, Transaction Publishers, Putgers — The State University, 35 Berrue Circle, Piscataway, New Jersey 008854-8042, ISBN 1-56000-433-9
- . от 9 ноября 2016 на Wayback Machine , page 486—487. By Muḥammad Zuhdī Yakan, Transaction Publishers, Putgers — The State University, 35 Berrue Circle, Piscataway, New Jersey 008854-8042, ISBN 1-56000-433-9
- ↑ Robert Papstein, The Zambia Journal of History, Central African Oral History Project, University of Zambia, ISBN 9982-03-006-X
- Ethnologue lists Yauma as « », an apparent error, as it also notes that it is «part of the Ngangela subgroup» of the Chokwe-Luchazi (K.10) Bantu languages.
- (не путайте с языком нгангела ),
- от 11 апреля 2014 на Wayback Machine , ссылаясь на Маньяки 1997,
- от 3 января 2014 на Wayback Machine Robert Papstein, 1994, The History and Cultural Life of the Mbunda Speaking People , Lusaka Cheke Cultural Writers Association, pages 79-81, ISBN 99 820 3006X
- Robert Papstein, 1994, The History and Cultural Life of the Mbunda Speaking People , Lusaka Cheke Cultural Writers Association, pages 68-73, ISBN 99 820 3006X
- от 2 декабря 2013 на Wayback Machine Robert Papstein, 1994, The History and Cultural Life of the Mbunda Speaking People , Lusaka Cheke Cultural Writers Association, pages 84, ISBN 99 820 3006X
- Robert Papstein, 1994, The History and Cultural Life of the Mbunda Speaking People , Lusaka Cheke Cultural Writers Association, pages 74-75, ISBN 99 820 3006X
- The elites of Barotseland, 1878—1969: a political history of Zambia’s Western Province : a. Gerald L. Caplan ISBN 0-900966-38-6 Publisher: C. Hurst & Co Publishers Ltd, 1970
- от 11 апреля 2014 на Wayback Machine , citing Maniacky 1997
- ↑ от 19 октября 2014 на Wayback Machine , Facts On File, Incorporated, Social Science, Infobase Publishing, 2009, ISBN 1-4381-2676-X , ISBN 978-1-4381-2676-0
- ↑ от 16 августа 2017 на Wayback Machine Robert Papstein, 1994, The History and Cultural Life of the Mbunda Speaking People , Lusaka Cheke Cultural Writers Association, pages 63-64, ISBN 99 820 3006X
- от 6 марта 2016 на Wayback Machine Robert Papstein, 1994, The History and Cultural Life of the Mbunda Speaking People , Lusaka Cheke Cultural Writers Association, pages 65, ISBN 99 820 3006X
- Mupatu, Y. Mulambwa Santulu Uamuhela Bo Mwene, London, 1954
- Encyclopedia of the Peoples of Africa and Middle East, Facts On File library of world history , Facts On File, Incorporated, Social Science, Infobase Publishing, 2009, ISBN 1-4381-2676-X , ISBN 978-1-4381-2676-0
- . Дата обращения: 2 октября 2017. 20 декабря 2013 года.
- «Agrippa Njungu». Music of my people (II): Dances in Barotseland// African Music, Vol. 2, No. 4 (1961), p. 77.
- «P. Andre Vrydagh». Makisi of Zambia// African Arts, Vol. 10, No. 4 (Jul., 1977), p. 14.
- «Gerhard Kubik». African Space/Time Concepts and the «Tusona» Ideographs in Luchazi Culture: With a Discussion of Possible Cross-Parallels in Music// African Music, Vol. 6, No. 4 (1987), p. 54.
Литература
- Андрианов Б. В. Мбунда // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М. : Большая Российская Энциклопедия, 1999. С.337, 470.
- из ИЭС:Мбунда (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2771 день])
Примечания
- 2021-04-04
- 1