Interested Article - Оккамизм

Уильям Оккам — эпоним оккамизма

Оккамизм (или оккамистика ) — философское и теологическое учение, разработанное Уильямом Оккамом (1285—1347 гг.) и его учениками, которое получило широкое распространение в XIV веке.

Оккамизм отличался от других схоластических школ по двум основным пунктам: (1) что существуют только индивиды, а не надиндивидуальные метафизические универсалии , сущности или формы (универсалии являются абстрактными продуктами разума и не имеют независимого существования) и (2) редукция онтологии .

Содержание и метод

Оккамизм ставит под сомнение физическую и аристотелевскую метафизику и, в частности, настаивает на том, что единственная реальность, доступная познанию, является интуитивной . Универсалии , которые существуют только в сознании [1] , не имеют никакого соответствия с реальностью и являются просто знаками, символизирующими множественность индивидуумов. Чем дальше человек уходит от опыта и обобщает, тем больше он представляет себе строение универсума, выражаемого именами. Поэтому необходимо пересмотреть логические структуры дискурса и языка, чтобы отделить знак от означаемой вещи. Критика концепции причины и субстанции, особенно со стороны оккамиста Николая из Отрекура , сводит науку к непосредственным и интуитивным способам познания.

Оккамисты, использующие номиналистический метод, отделяют теологию от аристотелевских основ, лишая их всякой возможности позиционировать себя как науку и снижая доверие к силе разума, применяемой к предполагаемым доказательствам существования Бога и любого бессмертия души . Несмотря на это, они утверждали абсолютную власть Бога объяснять случайность созданий и законы природы. Божественное всемогущество также включает в себя идею о том, что Бог может постичь несуществующий объект: предвосхищение «обманчивого Бога», тему, которую Декарт использовал для утверждения достоверности cogito ergo sum .

Оккамизм оказал широкое влияние между XIV и XVII в. , способствуя постепенному исчезновению схоластического аристотелизма .

См. также

Примечания

Цитаты
« » (книга 1, стр. 952) сатирическое произведение Бернарда Клюнийского , монаха-бенедиктинца XII-го века, который критиковал развращённость мирян и церкви своего времени и который упомянул номиналистическую полемику XII-го века против реальности универсалий: дискуссию, которая, согласно философским историографией оккамизм займётся в XIV веке . Согласно другим авторам, оккамизм не возобновляет номиналистические тезисы, а выражает доктрину концептуализма об универсалиях .
Примечания
  1. Baird, Forrest E. From Plato to Derrida / Forrest E. Baird, Walter Kaufmann. — Upper Saddle River, New Jersey : Pearson Prentice Hall, 2008. — ISBN 978-0-13-158591-1 .
  2. Garzanti’s Encyclopedia of Philosophy, ibid.
  3. William J. Courtenay, Ockham and Ockhamism: Studies on the Dissemination and Impact of His Thought , 9004168303, 9789004168305, 9789047443575, Brill Academic Pub., 2008.
  4. Dizionario di filosofia Treccani (2009), ibidem
  5. In Dictionary of philosophy Treccani (2009)
  6. In Enciclopedia Garzanti di Filosofia

Литература

  • Brundage, James. Canon Law in the Law schools // The history of medieval canon law in the classical period. — Catholic University of America Press (Wilfried Hartmann & Kenneth Pennington, eds.), 2008. — P. 115. — ISBN 978-0813214917 .
  • Panaccio, Claude. Ockham on Concepts. — Aldershot : Ashgate, 2004. — ISBN 978-0-7546-3228-3 .
  • , The Science of Occamists. Late medieval science, from the origins of the nominalist paradigm to the scientific revolution, Maggioli 1982.
  • William J. Courtenay, Ockham and Ockhamism. Studies in the Dissemination and Impact of His Thought , Leiden, Brill 2008.
  • Christian Rode, A Companion to Responses to Ockham , Leiden, Brill 2016.
Источник —

Same as Оккамизм