Interested Article - Ёж и лиса

«Ёж и лиса» ( англ. The Hedgehog and the Fox ) — эссе философа Исайи Бе́рлина , одно из его самых широко известных произведений. Впервые опубликовано в 1953 году. По словам самого Берлина, он «не собирался делать серьёзных заявлений, а имел в виду своего рода увлекательную интеллектуальную игру, но к ней отнеслись серьёзно: каждая классификация на что-то проливает свет» .

Происхождение

Название эссе является отсылкой к фрагменту, приписываемому древнегреческому поэту Архилоху : πόλλ' οἶδ' ἀλώπηξ, ἀλλ' ἐχῖνος ἓν μέγα лиса знает многое, а ёж — одно большое»). В Adagia (1500) Эразма Роттердамского эта фраза дана на латыни: Multa novit vulpes, verum echinus unum magnum . Та же идея воплощена в басне Эзопа « Лиса и кот ».

Содержание

Берлин дальше разрабатывает эту идею, чтобы разделить писателей и мыслителей на две категории: ежи, которые смотрят на мир через призму одной определяющей идеи (в качестве примера приводятся Платон , Лукреций , Данте Алигьери , Блез Паскаль , Георг Гегель , Федор Достоевский , Фридрих Ницше , Хенрик Ибсен и Марсель Пруст ) и лисы, которые опираются на широкий спектр опыта и для которых мир не может быть сведён к одной идее (приведённые примеры включают Геродота , Аристотеля , Эразма Роттердамского , Уильяма Шекспира , Мишеля де Монтеня , Мольера , Иоганна Вольфганга Гёте , Александра Пушкина , Оноре де Бальзака и Джеймса Джойса ).

Обращаясь к Льву Толстому , Берлин утверждает, что на первый взгляд Толстой ускользает от отнесения в одну из двух групп. Берлин полагает, что, хотя Толстой обладает талантами лисы, сам он считает, что нужно быть ежом, и поэтому пространные оценки, которые даёт Толстой своим работам, вводят в заблуждение. Берлин использует эту идею как основу для анализа теории истории, которую Толстой представляет в своем романе « Война и мир ».

Во второй половине эссе Берлин анализирует творчество Толстого путём его сопоставления с творчеством мыслителя начала XIX века Жозефа де Местра , остроту этому сравнению придаёт то, что, хотя Толстой и де Местр придерживались диаметрально противоположных взглядов по многим вопросам, их взгляды на фундаментальную природу бытия и пределы рационального, научного подхода к бытию оказываются глубоко сходными.

В последних нескольких абзацах эссе Берлин ещё раз повторяет свой тезис о том, что Толстой был по натуре лисом, но по убеждениям — ежом, и высказывает предположение, что это внутреннее противоречие причинило Толстому огромную боль в конце его жизни.

Эссе опубликовано отдельно и в сборнике «Русские мыслители» под редакцией Генри Харди и Эйлин Келли. Это эссе также представлено в широко распространённой антологии эссе И. Берлина «Правильное исследование человечества».

Влияние

Некоторые авторы, такие как Майкл Уолцер , использовали тот же подход для описания самого И. Берлина как человека, который много знает, по сравнению с предполагаемой ограниченностью многих других современных политических философов . Канадский философ Чарльз Тейлор , бывший студент Берлина, признавался в своём интервью после получения премии Темплтона 2007 года, что учитель окрестил его ежом .

Филип Э. Тетлок, профессор политической психологии Пенсильванского университета , в значительной степени использовал эту классификацию в своём исследовании точности экспертов и прогнозистов в различных областях (особенно в политике) в своей книге 2005 года «Экспертное политическое суждение: насколько оно хорошо? Как мы можем узнать?».

В своей книге «Братья-основатели» о ключевых фигурах американской революции историк Джозеф Эллис, оценивая Джорджа Вашингтона , использует берлинскую концепцию «Ёж и лис», отмечая, что «Вашингтон был архетипическим ежом. И единственное, что он знал, это то, что будущее Америки как нации лежит на Западе, в её развитии в качестве континентальной империи в течение следующего столетия», что было одной из причин того, что Вашингтон посвящал много усилий строительству каналов .

Джим Коллинз ссылается на эссе в своей книге «От хорошего к великому», где он ясно показывает своё предпочтение менталитету ежа.

Клаудио Велис использует конструкцию Берлина для противопоставления англо-американских и испанских моделей поселения и управления в своей книге 1994 года The New World of the Gothic Fox Culture and Economy in English and Spanish America .

Художник Ричард Серра упомянул эссе в названии своей скульптуры, установленной в кампусе Принстонского университета в 2000 году .

Книга философа права Рональда Дворкина «Справедливость для ежей» (2011), в которой приводится довод в пользу единой всеобъемлющей и последовательной основы моральной истины, берёт свое название от мнения Берлина о еже.

Историк музыки Бертольд Хекнер применяет и расширяет различия Берлина в своем эссе 2007 года «Вагнер и происхождение зла». Одним из ключевых выводов Хекнера является то, что историография антисемитизма Вагнера, как и историография холокоста , имеет две основные ветви: функционалистскую ветвь , подобную ежу, которая рассматривает полемические выпады композитора в отношении еврейской культуры как простую ассимиляционистскую риторику — и интенционалистскую ветвь , подобную лисе, которая рассматривает их как насильственные проявления подлинного антисемитизма .

В своей книге «Место Витгенштейна в аналитической философии XX века» оксфордский философ Питер Хакер использует эту метафору, чтобы сопоставить берлинского Толстого «лиса по натуре, но еж по убеждению» с философом австрийского происхождения Людвигом Витгенштейном , который был «по своей природе ежом, но после 1929 года благодаря большим интеллектуальным усилиям и воображению превратился в образцового лиса» .

В своём бестселлере 2012 года «Сигнал и шум» прогнозист Нейт Сильвер призывает читателей быть «более хитрыми» после того, как резюмирует эссе Берлина. Он цитирует работу Филипа Э. Тетлока о точности политических прогнозов в Соединенных Штатах во время холодной войны , когда он был профессором политологии в Калифорнийском университете в Беркли. Новостной веб-сайт Сильвера, fivethirtyeight.com, когда он был запущен в марте 2014 года, также принял лисицу в качестве своего логотипа «как намёк на оригинальную работу Архилоха» .

В 2018 году Джон Льюис Гэддис ссылается на эссе Берлина, а также на работу Тетлока в своей книге «О великой стратегии».

В фильме Вуди Аллена 1992 года « Мужья и жёны » персонаж Салли, которую играет Джуди Дэвис , размышляет во время секса о разных людях, которых она знает, — ежи они или лисы.

Философ искусства Питер Киви ссылается на эссе Берлина, когда он противопоставляет современную философию искусства как эпоху Лиса, лучше всего представленную Ноэлем Кэрроллом , с предыдущей эпохой Ежа, лучше всего представленной Артуром Данто .

Политический экономист из Гарварда Дэни Родрик применяет это различие к традиционным ортодоксальным экономистам-ежам, которые всегда и везде применяют «либеральную парадигму», и к неортодоксальным (политическим) экономистам-лисицам, которые имеют разные ответы для разных обстоятельств времени, места и ситуации в своей книге 2015 года «Экономика решает: сила и слабость „мрачной науки“» .

Издания

на английском языке
  • The Hedgehog and the Fox: An Essay on Tolstoy's View of History , London: Weidenfeld & Nicolson , 1953 ; New York, 1953: Simon & Schuster ; New York, 1957: New American Library; New York, 1986: Simon & Schuster, with an introduction by Michael Walzer.
  • Berlin, Isaiah, Hardy, Henry; Kelly, Aileen (eds.), Russian Thinkers , Penguin, ISBN 978-0-14-144220-4
на русском языке
  • Берлин, Исайя . Ёж и лисица (Об исторических взглядах Л. Н. Толстого). Перевод с английского и публикация В. Сапова // Вопросы литературы . 2001. № 4 — 5.
  • Берлин, Исайя . Ёж и лисица (Об исторических взглядах Л. Н. Толстого) // Подлинная цель познания. Избранные эссе / Пер. с англ. и комментарии В. В. Сапова. — М.: Канон+, 2002. — 800 с. — С. 513—595.

См. также

Примечания

  1. Jahanbegloo, Ramin (2000), Conversations with Isaiah Berlin , London, p. 188 {{ citation }} : Википедия:Обслуживание CS1 (отсутствует издатель) ( ссылка ) .
  2. , Templeton, Архивировано из 20 марта 2007 . Дата обращения: 1 апреля 2021. Архивировано 20 марта 2007 года. .
  3. Ellis, Joseph J (17 October 2000), Founding Brothers: The Revolutionary Generation (1st ed.), Knopf, p. 134 .
  4. . Princeton University Art Museum. Дата обращения: 1 апреля 2021. 30 сентября 2015 года.
  5. Hoeckner, Berthold (2007). . Opera Quarterly . 23 (2—3): 151—83. doi : . из оригинала 18 октября 2016 . Дата обращения: 1 апреля 2021 .
  6. (1996), Wittgenstein’s Place in Twentieth Century Analytic Philosophy (Blackwell, Oxford, UK & Cambridge, MA, USA), p. 98
  7. Silver, Nate . FiveThirtyEight (17 марта 2014). Дата обращения: 1 апреля 2021. 17 марта 2014 года.
  8. . Conversations on Art and Aesthetics . Дата обращения: 1 апреля 2021. 10 апреля 2021 года.
  9. Rodrik, Dani (2015). Economics Rules: The Rights and Wrongs of the Dismal Science. Norton & Co. ISBN 978-0-393-24641-4 .

Ссылки

  • Kristof, Nicholas (2009-03-26). . Opinion. The New York Times . из оригинала 12 мая 2021 . Дата обращения: 6 апреля 2009 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка ) Report on the book Expert Political Judgment by Philip Tetlock, who uses the fox and the hedgehog as a parable for political and economics experts.
  • Tetlock, Philip (2007-01-26). (video seminar). Long Now Foundation . из оригинала 12 апреля 2021 . Дата обращения: 1 апреля 2021 .
Источник —

Same as Ёж и лиса