Лиса-сирота
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ёж и лиса» ( англ. The Hedgehog and the Fox ) — эссе философа Исайи Бе́рлина , одно из его самых широко известных произведений. Впервые опубликовано в 1953 году. По словам самого Берлина, он «не собирался делать серьёзных заявлений, а имел в виду своего рода увлекательную интеллектуальную игру, но к ней отнеслись серьёзно: каждая классификация на что-то проливает свет» .
Название эссе является отсылкой к фрагменту, приписываемому древнегреческому поэту Архилоху : πόλλ' οἶδ' ἀλώπηξ, ἀλλ' ἐχῖνος ἓν μέγα (« лиса знает многое, а ёж — одно большое»). В Adagia (1500) Эразма Роттердамского эта фраза дана на латыни: Multa novit vulpes, verum echinus unum magnum . Та же идея воплощена в басне Эзопа « Лиса и кот ».
Берлин дальше разрабатывает эту идею, чтобы разделить писателей и мыслителей на две категории: ежи, которые смотрят на мир через призму одной определяющей идеи (в качестве примера приводятся Платон , Лукреций , Данте Алигьери , Блез Паскаль , Георг Гегель , Федор Достоевский , Фридрих Ницше , Хенрик Ибсен и Марсель Пруст ) и лисы, которые опираются на широкий спектр опыта и для которых мир не может быть сведён к одной идее (приведённые примеры включают Геродота , Аристотеля , Эразма Роттердамского , Уильяма Шекспира , Мишеля де Монтеня , Мольера , Иоганна Вольфганга Гёте , Александра Пушкина , Оноре де Бальзака и Джеймса Джойса ).
Обращаясь к Льву Толстому , Берлин утверждает, что на первый взгляд Толстой ускользает от отнесения в одну из двух групп. Берлин полагает, что, хотя Толстой обладает талантами лисы, сам он считает, что нужно быть ежом, и поэтому пространные оценки, которые даёт Толстой своим работам, вводят в заблуждение. Берлин использует эту идею как основу для анализа теории истории, которую Толстой представляет в своем романе « Война и мир ».
Во второй половине эссе Берлин анализирует творчество Толстого путём его сопоставления с творчеством мыслителя начала XIX века Жозефа де Местра , остроту этому сравнению придаёт то, что, хотя Толстой и де Местр придерживались диаметрально противоположных взглядов по многим вопросам, их взгляды на фундаментальную природу бытия и пределы рационального, научного подхода к бытию оказываются глубоко сходными.
В последних нескольких абзацах эссе Берлин ещё раз повторяет свой тезис о том, что Толстой был по натуре лисом, но по убеждениям — ежом, и высказывает предположение, что это внутреннее противоречие причинило Толстому огромную боль в конце его жизни.
Эссе опубликовано отдельно и в сборнике «Русские мыслители» под редакцией Генри Харди и Эйлин Келли. Это эссе также представлено в широко распространённой антологии эссе И. Берлина «Правильное исследование человечества».
Некоторые авторы, такие как Майкл Уолцер , использовали тот же подход для описания самого И. Берлина как человека, который много знает, по сравнению с предполагаемой ограниченностью многих других современных политических философов . Канадский философ Чарльз Тейлор , бывший студент Берлина, признавался в своём интервью после получения премии Темплтона 2007 года, что учитель окрестил его ежом .
Филип Э. Тетлок, профессор политической психологии Пенсильванского университета , в значительной степени использовал эту классификацию в своём исследовании точности экспертов и прогнозистов в различных областях (особенно в политике) в своей книге 2005 года «Экспертное политическое суждение: насколько оно хорошо? Как мы можем узнать?».
В своей книге «Братья-основатели» о ключевых фигурах американской революции историк Джозеф Эллис, оценивая Джорджа Вашингтона , использует берлинскую концепцию «Ёж и лис», отмечая, что «Вашингтон был архетипическим ежом. И единственное, что он знал, это то, что будущее Америки как нации лежит на Западе, в её развитии в качестве континентальной империи в течение следующего столетия», что было одной из причин того, что Вашингтон посвящал много усилий строительству каналов .
Джим Коллинз ссылается на эссе в своей книге «От хорошего к великому», где он ясно показывает своё предпочтение менталитету ежа.
Клаудио Велис использует конструкцию Берлина для противопоставления англо-американских и испанских моделей поселения и управления в своей книге 1994 года The New World of the Gothic Fox Culture and Economy in English and Spanish America .
Художник Ричард Серра упомянул эссе в названии своей скульптуры, установленной в кампусе Принстонского университета в 2000 году .
Книга философа права Рональда Дворкина «Справедливость для ежей» (2011), в которой приводится довод в пользу единой всеобъемлющей и последовательной основы моральной истины, берёт свое название от мнения Берлина о еже.
Историк музыки Бертольд Хекнер применяет и расширяет различия Берлина в своем эссе 2007 года «Вагнер и происхождение зла». Одним из ключевых выводов Хекнера является то, что историография антисемитизма Вагнера, как и историография холокоста , имеет две основные ветви: функционалистскую ветвь , подобную ежу, которая рассматривает полемические выпады композитора в отношении еврейской культуры как простую ассимиляционистскую риторику — и интенционалистскую ветвь , подобную лисе, которая рассматривает их как насильственные проявления подлинного антисемитизма .
В своей книге «Место Витгенштейна в аналитической философии XX века» оксфордский философ Питер Хакер использует эту метафору, чтобы сопоставить берлинского Толстого «лиса по натуре, но еж по убеждению» с философом австрийского происхождения Людвигом Витгенштейном , который был «по своей природе ежом, но после 1929 года благодаря большим интеллектуальным усилиям и воображению превратился в образцового лиса» .
В своём бестселлере 2012 года «Сигнал и шум» прогнозист Нейт Сильвер призывает читателей быть «более хитрыми» после того, как резюмирует эссе Берлина. Он цитирует работу Филипа Э. Тетлока о точности политических прогнозов в Соединенных Штатах во время холодной войны , когда он был профессором политологии в Калифорнийском университете в Беркли. Новостной веб-сайт Сильвера, fivethirtyeight.com, когда он был запущен в марте 2014 года, также принял лисицу в качестве своего логотипа «как намёк на оригинальную работу Архилоха» .
В 2018 году Джон Льюис Гэддис ссылается на эссе Берлина, а также на работу Тетлока в своей книге «О великой стратегии».
В фильме Вуди Аллена 1992 года « Мужья и жёны » персонаж Салли, которую играет Джуди Дэвис , размышляет во время секса о разных людях, которых она знает, — ежи они или лисы.
Философ искусства Питер Киви ссылается на эссе Берлина, когда он противопоставляет современную философию искусства как эпоху Лиса, лучше всего представленную Ноэлем Кэрроллом , с предыдущей эпохой Ежа, лучше всего представленной Артуром Данто .
Политический экономист из Гарварда Дэни Родрик применяет это различие к традиционным ортодоксальным экономистам-ежам, которые всегда и везде применяют «либеральную парадигму», и к неортодоксальным (политическим) экономистам-лисицам, которые имеют разные ответы для разных обстоятельств времени, места и ситуации в своей книге 2015 года «Экономика решает: сила и слабость „мрачной науки“» .
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (отсутствует издатель) (
ссылка
)
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
Report on the book
Expert Political Judgment
by Philip Tetlock, who uses the fox and the hedgehog as a parable for political and economics experts.