Вентури, Франко
- 1 year ago
- 0
- 0
Лионелло Вентури ( итал. Lionello Venturi; 25 апреля 1885 , Модена , Королевство Италия — 14 августа 1961 , Рим , Республика Италия ) — итальянский искусствовед и историк искусства, профессор Туринского и Римского университетов. В разное время также преподавал в Англии , Франции , США , был членом антифашистских движений .
Отцом и наставником Вентури был Адольфо Вентури (1856—1941), искусствовед, один из родоначальников итальянской искусствоведческой школы, академик и сенатор Италии.
Сын Лионелло — Франко Вентури ( 1914 — 1994 ) — был историком . Преподавал на факультете искусств Сорбонны и Туринском университете. Во время Второй мировой войны был участником движения сопротивления в Италии, был членом Партии Действия (либерально-социалистического толка), находился в фашистском заключении (1941—1943) . Впоследствии занимался социальной и политической историей, в частности, был специалистом по русскому народничеству .
Родился 25 апреля 1885 года в Модене . Лионелло Вентури учился в классическом Лицее Висконти в Риме , получил диплом Римского колледжа в 1907 году.
В 1909—1910 годах работал в Венецианской Галерее, в 1911—1912 — в Галерее Боргезе в Риме. В 1911—1914 — преподаватель истории средневекового и нового искусства в Университете Падуи . С 1914 — экстраординарный профессор истории искусства Туринского университета .
В 1915 году после вступления Италии в Первую мировую войну отправился служить добровольцем в артиллерию (служил пулеметчиком ) . Получил ранение в глаз , награждён медалью за отвагу, в 1917 году демобилизован.
С 1919 года был ординарным профессором истории искусства Туринского университета. Преподавал до 1931 года. В это время стал другом известного предпринимателя, мецената и коллекционера Рикардо Гвалино. В 1931 году отказался присягнуть режиму Бенито Муссолини , вследствие чего покинул Турин и Италию.
С 1931 по 1939 год жил во Франции и Англии . Преподавал историю искусств в университетах Парижа , Лиона , Лондона , в Кембридже . Живя во Франции, был членом антифашистской организации « Справедливость и свобода ». В 1939 году, незадолго до сдачи Франции фашистам, когда к власти пришло коллаборационистское правительство Виши , Вентури эмигрировал в США .
С 1939 по 1945 год жил в Америке, преимущественно, в Нью-Йорке , преподавал в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе , Калифорнийском университете , школе свободных искусств в Нью-Йорке, а также университетах Чикаго , Детройта и Филадельфии . Помимо этого, участвовал в деятельности «Общества Маццини», антифашистском обществе, основанном известном историком и политиком Гаэтано Сальвимини вместе с , Карло Сфорца , и другими.
В 1945 вернулся в Италию, получил приглашение стать профессором Туринского университета, однако предпочел занять кафедру истории искусства в Риме. Здесь проработал вплоть до своей смерти 14 августа 1961 года.
Библиотека Лионелло Вентури разделена между университетами Рима, Турина и Перуджи . В 1996 году архив Вентури был передан его наследниками в отдел истории искусства Римского Университета Сапиенца.
У Вентури было множество учеников. Одной из первых учениц была Мари Питтагула, которая написала под руководством историка работу об Эжене Фромантене . Также Вентури руководил работой Джулио Карло Аргана (политик коммунистического толка и мэр Рима); Чезаре Бранди (историк искусства); Валентино Мартинелли (историк искусства); Маурицио Кальвези (академик-искусствовед), Эуженио Баттисти (историк искусства) и других.
Лионелло Вентури был идеологическим последователем историка и философа-неогегельянца Бенедетто Кроче относительно своей тяги к формализму . На взгляды Вентури оказали влияние труды австрийского искусствоведа Алоиза Ригля (одного из главных представителей формализма) и швейцарца Генриха Вёльфлина , также формалиста .
Был одним из первых исследователей творчества Донато Венециано . Обратил внимание на то, что как на картине, так и в документах имя Донато стоит впереди имени Катарино Венециано , в связи с чем сделал предположение, что это является свидетельством ведущей роли Донато в совместных работах, и что единственная подписанная им картина в большей своей части написана его рукой.
в 1909 году высказал несколько замечаний о хранящихся в Галерее Боргезе полотнах Караваджо ; за год до этого, в 1908 году, в журнале «Arte» были опубликованы работы Вентури, где он попытался выявить «джорджоневские» источники этого художника. Вентури привлек внимание чи тателей к натюрмортам Караваджо, а также приписал его кисти один портрет и внимательно проанализировал полотна Караваджо, хранящиеся в галереях Спада и Дориа .
Работы Вентури отличаются меткостью характеристик, широтой охвата исторических проблем .