Происходил из знатной семьи, в двадцатилетнем возрасте вступил в
цистерцианский орден
, где приобрёл известность своим подвижничеством. В 1115 году основал
монастырь Клерво
, где стал
аббатом
. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших.
Быть может, величайшим или во всяком случае самым поразительным подвигом, который совершил Бернард, была проповедь о
Втором крестовом походе
в
1146 году
в
Везле
. Он довёл народы Франции и Германии до необычайного энтузиазма, почти равного тому, каким охвачен был народ во время
первого крестового похода
; но результат весьма плохо соответствовал приготовлениям, и Бернард чувствовал себя несколько смущённым в виду полной неудачи предприятия.
На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Бернард Клервоский приобрёл колоссальный авторитет в церковных и светских кругах. Он диктовал свою волю папам, французскому королю
Людовику VII Молодому
. Основной добродетелью считал смирение. Целью человеческого существования считал слияние с Богом.
15 февраля
1145 года
коллегия кардиналов избрала аббата Бернардо Паганелли новым римским папой под именем
Евгения III
. Паганелли был не только тёзкой, но и — с самого начала своего монашества у
цистерцианцев
— учеником Бернарда Клервоского, с которым он поддерживал «уникально тесные отношения»
. Римским папой стал член
цистерцианского ордена
, который Бернард — влиятельный католический деятель эпохи — сам и возглавлял. Отводя подозрения в том, что Паганелли его протеже, Бернард оставил для историков следующее письмо к кардиналам (номер CCXXXVII):
Прости вас Бог за то, что Вы сделали!.. Вы превратили последнего в первого, и… его новое положение опаснее прежнего… По какой причине или по чьему совету… поспешили вы к простецу, отыскали его в его убежище, вырвали у него из рук топор, кирку или мотыгу и возвели его на престол?
—
Д. Норвич
. Расцвет и закат Сицилийского королевства
Избрание Паганелли папой состоялось, укрепив этим и политическое положение самого Бернарда — учителя папы Римского. Известный случай, когда Бернард назвал уже состоявшегося Папу в письме к нему «нищим из навозной кучи» (номер CCXXXVIII)
, укладывается в этот же контекст: крепко держа в руках узды управления своим бывшим учеником, Бернард диктовал Евгению III свою политику. Наиболее крупным мероприятием, на котором Бернарду удалось настоять, стал
Крестовый поход против славян
, развернувшийся на фоне
Второго крестового похода
.
В начале апреля 1147 года римский папа был у своего учителя в Клерво. Там Бернард убедил Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на восток, обратив их против язычников Европы, начав, в частности, с
вендов
. Эту идею римский папа претворил в булле
лат.
„Divini dispensatione“
, которую он подписал в Труа
11 апреля
1147 года
. Идею этой буллы, образ действий, который она предлагала крестоносцам в отношении европейцев-язычников в своей миссии, часто выражают лозунгами «крещение или смерть» (
фр.
La mort ou le baptème
,
нем.
Tod oder Taufe
), «уничтожить или обратить в христианство» (
фр.
Extermination ou Conversion
,
нем.
Vernichtung oder Bekehrung
)
.
Сочинения
Спасительные размышления о познании человеческого внутреннего и внешнего состояния или о познании самого себя. — М., 1782.
Умилительная песнь о сладчайшем имени Иисуса. — М., 1784.
Правила святой жизни, изложены Аввою Бернардом в его беседах со своей сестрой монахиней. СПб., 1894.
Послания 331-332. О размышлении (фрагм.). Проповедь 3-я на Песнь Песней // Памятники средневековой латинской литературы, X–XII вв. / Отв. ред.
М. Е. Грабарь-Пассек
,
М. Л. Гаспаров
. — М.:
Наука
, 1972. — 559 с.
Бернар Клервоский
О благодати и свободе воли / Пер. с лат. акад.
С. Д. Сказкина
и
. Публ. О. И. Варьяш, послесловие и примеч.
В. И. Уколовой
// Средние века. Вып. 45. — М., 1982. — С. 265–297.
Послание CXC к папе Иннокентию II, или Трактат против некоторых ошибочных положений Абеляра (фрагменты) / пер.
И. В. Шталь
// Классическая филология на современном этапе. Сборник научных статей /
Российская академия наук
,
Институт мировой литературы имени А. М. Горького
, Группа "Античная литература и культура", Центр изучения античности; Редкол.: И. В. Шталь (отв. ред.) и др. — М.: Специализированное издательско-торговое предприятие "Наследие", 1996. — С. 192–197. — 333 с.
ISBN 5-201-13259-6
Проповеди на Песнь Песней (избр.). О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. В 2 т. Т. 1. / Под ред.
С. С. Неретиной
; сост. С. С. Неретиной,
. — СПб.:
РХГИ
, 2001. — C. 427–476. — 539 с.
ISBN 5-88812-120-7
,
ISBN 5-88812-148-7
(неопр.)
Дата обращения: 1 октября 2010.
23 ноября 2010 года.
Литература
на русском языке
Абеляр П.
История моих бедствий / Пер. с латин. В. А. Соколова; Изд. подготовили: Д. А. Дрбоглав Н. А. Сидорова, В. А. Соколов, В. С. Соколов; Отв. ред. проф. И. А. Сидорова. / Академия наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.:
Издательство Академии наук СССР
, 1959. — 256 с. (
Литературные памятники
).
Можейко М. А.
// Новейший философский словарь / Сост.
А. А. Грицанов
. —
Мн.
: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
Знание и вера: Абеляр и Бернар //
Вопросы философии
. — 1988. —
— С. 133-145.
Неретина С. С.
Верующий разум: К истории средневековой философии. — Верующий разум / Ин-т философии Рос. акад. наук, Помор. междунар. пед. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство Поморского международного педагогического университета, 1995. — С. 282–291. — 367 с.
ISBN 5-88086-099-X
«Новая жизнь» Данте и Бернард Клервоский //
Вестник Ленинградского университета
. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. — 1989. — Вып. 3. — С. 91–93.
Щавелева Н. И.
Послание епископа краковского Матфея Бернарду Клервоскому об «обращении русских» // Древнейшие государства на территории СССР. — Материалы и исследования. 1975 год. — М.:
Наука
, 1976. — С. 113-121.
Bell T. Divus Bernhardus: Bernhard von Clairvaux in Martin Luthers Schriften. — Mainz, 1993.
Benke C. Unterscheidung der Geister bei Bernhard von Clairvaux. — Würzburg, 1991.
(нем.)
(
The Influence of St. Bernard of Clairvaux on the Formation of the Order of the Knights Templar // The Second Crusade and the Cistercians / ed. M. Gervers. —
Palgrave Macmillan
, 1992. - P. 58-65. (
(неопр.)
. Архивировано из
16 мая 2012 года.
)
Bredero A. H. Bernhard von Clairvaux: Zwischen Kult und Historie. Über seine Vita und ihre historische Auswertung. — Stuttg., 1996.
Calmette J., David H. S. Bernard. — P., 1953.
Dinzelbacher P. Bernhard von Clairvaux: Leben und Werk des berühmten Zisterziensers. — Darmstadt, 1998.
Diers M. Bernhard von Clairvaux: Elitäre Frömmigkeit und begnadetes Wirken. — Münster, 1991.
Courcelle P. Connais-toi-même de Socrate à saint Bernard. — P., 1974.
Gilson Ε. La théologie mystique de St. Bernard. — P., 1934.
Heller D. Schriftauslegung und geistliche Erfahrung bei Bernhard von Clairvaux. — Würzburg, 1990.
Hufgard M. K. S. Bernard of Clairvaux: А Theory of Art formulated from his Writings and illustrated in 12th Century Works of Art. — N. Y., 1989.
Hüffer M. G. Der heilige Bernard von Clairvaux. — Münster, 1886.
Kozlowsky J. von. Kirche und Staat und Kirchenstaat nach dem hl. Bernhard von Clairvaux. Posen, 1916.
Leclercq J. S. Bernard mystique. — P., 1948.
Leclercq J. Bernhard von Clairvaux: ein Mann prägt seine Zeit. — Münch., 1990;
Leclercq J. S. Bernardo di Chiaravalle. — Mil., 1992.
Neander A. Der heilige Bernhard und sein Zeitalter. — B., 1813.
Pranger M. B. Bernard of Clairvaux and the Shape of Monastic Thought: Broken Dreams. — Leiden, 1994.
Rudolph C. The «things of greater importance»: Bernard of Clairvaux's Apologia and the Medieval Attitude toward Art. — Phil., 1990.
Scott-James B. S. Bernard of Clairvaux. — L., 1957.
Stickelbrock M. Mysterium venerandum: der trinitarische Gedanke im Werk des Bernhard von Clairvaux. — Münster, 1994.
Storm H. G. J. Die Begründung der Erkenntnis nach Bernhard von Clairvaux. — Fr./M., 1977.
Tamburello D. Union with Christ: John Calvin and the Mysticism of St. Bernard. — Lousville, 1994.
Timmermann W. Studien zur allegorischen Bildlichkeit in den Parabolae Bernhards von Clairvaux. — Fr./M., 1982.
(фр.)
(
Bernard de Fontaines: Abbé de Clairvaux, 2 vol., 1963–1969.
Vacandard E. Vie de Saint Bernard, abbé de Clairvaux. — P., 1895.
Vogt K. A. Bernhard von Clairvaux: Ein Münchlenkt das Abendland. — Saarbrucken, 1949.
Williams W. W. S. Bernard of Clairvaux. — Manchester, 1935.
Bernhard von Clairvaux: Rezeption und Wirkung im Mittelalter und in der Neuzeit: (Vorträge gehalten anlässlich des 27. Wolfenbütteler Symposions vom 23. bis 27. Oktober 1990) / Hrsg. von K. Elm. Wiesbaden, 1994.
Saint Bernard et la philosophie / ed. R.Brague. — P., 1993.