Interested Article - Канада (мыслитель)

Канада ( санскр. कणाद IAST : Kaṇāda ), также известный как Кашьяпа, Улука, Кананда и Канабхук — древний индийский естествоиспытатель и философ, основатель школы Вайшешика в индийской философии, которая представляет собой раннюю индийскую школу физики .

Считается, что он жил в период VI—II вв до н. э., о его жизни известно довольно мало . Его традиционное имя «Канада» означает «пожиратель атомов» , и он известен разработкой основ атомистического подхода к физике и философии в трактате Вайшешика-сутра . Его текст также известен как Канада-сутра , или «Афоризмы Канады» .

Школа, основанная Канадой, объясняет создание и существование вселенной, предлагая атомистическую теорию с применением логики и реализма, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества . Канада предположил, что все можно разделить на части, но это разделение не может продолжаться вечно, и должны быть мельчайшие сущности ( парману ), которые нельзя разделить, которые вечны, которые объединяются различным образом, образуя сложные субстанции и предметы с уникальной идентичностью. Этот процесс включает в себя тепло, и это основа всего материального существования . Он использовал эти идеи в сочетании с концепцией Атмана (дух, Я) для разработки не-теистических средств мокши . Если смотреть через призму физики, его идеи подразумевают четкую роль наблюдателя как независимого от изучаемой системы. Идеи Канады оказали влияние на другие школы индуизма, и за свою историю стали тесно связаны со школой индусской философии Ньяя .

Система Канады говорит о шести свойствах ( падартха ), которые можно назвать и познать. Он утверждает, что этого достаточно, чтобы описать все во Вселенной, включая наблюдателей. К этим шести категориям относятся дравья (субстанция), гуна (качество), карман (движение), саманья (время), вишеша (особенность) и самавая (принадлежность). Существует девять классов субстанций ( дравья ), некоторые из которых являются атомарными, некоторые не-атомарными, а другие являются вездесущими. Идеи Канады охватывают широкий спектр областей, и они повлияли не только на философов, но, возможно, и на ученых в других областях, таких как Чарака, автора медицинского трактата Чарака-самхита .

Датирование

Временной период, в котором жил Канада, остается неясен и является предметом долгих споров . В своем обзоре 1961 года Рипе утверждает, что Канада жил в III—II вв до н. э., но убедительных доказательств и более точной датировки привести не представляется возможным .

В Вайшешика-сутре упоминаются конкурирующие школы индийской философии, такие как Санкхья и Миманса , но не упоминается буддизм , что привело ученых в более поздних публикациях к изменению датирования на VI века до н.э . Рукопись Вайшешика-сутры дошла до наших дней в нескольких версиях, и открытие новых рукописей в разных частях Индии Тхакуром в 1957 году и Джамбувиджаяджи в 1961 году, а также критические исследования изданий предполагают, что текст, приписываемый Канаде, был систематизирован и окончательно доработан в период II—I вв до н. э., с возможностью того, что ключевые моменты учения могут быть намного старше . Во многих индуистских текстах, датированные I—II вв н. э., такие как Махавибхаса и Джнянапрастхана из Кушанского царства , приведены цитаты и комментарии доктрины Канады . Его идеи также упоминаются в буддийских текстах того же периода, приписываемых Ашвагхоше .

В джайнистской литературе он упоминается как Сад-улука , что означает «Улука, который проповедовал учение о шести категориях» . Его философия Вайшешика также появляется с альтернативным названием «Философия Аулукья», полученным от прозвища Улука (буквально сова или ночной поедатель зерен) .

Канада оказал влияние на индийскую философию, и в различных текстах он появляется под альтернативными именами, такими как Кашьяпа, Улука, Кананда, Канабхук и др .

Идеи

Физика занимает центральное место в утверждении Канады о том, что все познаваемое основано на движении. Его приписывание центральной роли физике в понимании Вселенной также следует из его принципов инвариантности. Например, он заявлял, что атом должен быть сферическим, поскольку он должен быть одинаковым во всех измерениях . Он утверждает, что все вещества состоят из четырех типов атомов, два из которых имеют массу, а два — безмассовые.

Канада представляет свою работу в более широких моральных рамках, определяя Дхарму как то, что приносит материальный прогресс и высшее благо . Он утверждал, что Веды заслужили уважение, потому что они учат такой Дхарме, и что-то не является Дхармой просто потому, что находится в Ведах .

Канада и ранние последователи вайшешики сосредоточили свое внимание на законах эволюции Вселенной . Однако для его времени в этом не было ничего необычного, несколько основных ранних школ индуистской философии, такие как санкхья, ньяя, миманса, некоторые школы йоги и веданты, а также неведические школы, такие как джайнизм и буддизм, также не были не-теистическими . Канада был среди тех ученых Индии, которые верили в способность человека понять существование и достичь мокши самостоятельно, без Бога, идея, резюмированная Ницше как вера в то, что «с благочестием и знанием Вед нет ничего невозможного» .

Трактат гласит :

  • Существует девять составляющих реальности: четыре класса атомов (земля, вода, свет и воздух), пространство ( акаша ), время ( кала ), направление (диша), вечный дух ( Атман ), разум ( манас ).
  • Каждый объект творения состоит из атомов ( параману ), которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы ( ану ). Атомы вечны, и их комбинации составляют эмпирический материальный мир.
  • Индивидуальные души вечны и какое-то время наполняют материальные тела.
  • Существует шесть категорий (падартха) опыта: субстанция, качество, активность, общность, особенность и неотделимость.

Некоторые черты субстанций ( дравья ) представлены как цвет, вкус, запах, прикосновение, число, размер, разделение, соединение и разъединение, первенство и потомство, понимание, удовольствие и боль, влечение и отвращение, а также желания . Таким образом, идея подразделения распространяется и на аналитические категории, что объясняет его близость к ньяе .

Помимо этого, Канада, возможно, представил законы движения, открытые Ньютоном, как часть Вайшешика-сутры .

Это означает, что действие на объекты порождает движение. Внешнее действие, являющееся направлением, заставляет движение быть направленным. Равное и противоположное действие может нейтрализовать движение.

Наблюдения и теории

В пятой главе Вайшешика-сутры Канада упоминает различные эмпирические наблюдения и природные явления, такие как падение предметов на землю, подъем огня и тепла вверх, рост травы вверх, характер дождя и т. д. грозы, поток жидкостей, притяжение к магниту, задается вопросом, почему эти вещи происходят, затем пытается объединить свои наблюдения с теориями об атомах, молекулах и их взаимодействии. Он классифицирует наблюдаемые события на две категории: вызванные волей и вызванные соединением субъект-объект . Его представление о наблюдателе, то есть о субъекте, отличном от объективной реальности, полностью согласуется с Ведантой , которая говорит о разнице между знанием «апара» и «пара», где «апара» представляет нормальное ассоциативное знание, тогда как «пара» представляет собой более глубокое субъективное знание.

Концепция атома

Канада полагал, что параману (атом) — это неразрушимая частица материи. Атом неделим, потому что это состояние, к которому нельзя отнести измерение. Он использовал аргументы инвариантности для определения свойств атомов. Он также заявил, что у ану может быть два состояния — абсолютный покой и состояние движения .

Приверженцы философской школы, основанной Канадой, считали атом неразрушимым, а значит, и вечным. Они считали атомы крошечными объектами, невидимыми невооруженным глазом. Вайшешики также считали, что атомы одного и того же вещества соединяются друг с другом, образуя двьянуку (двухатомные молекулы) и трьянуку (трехатомные молекулы). Канада также выдвинул идею о том, что атомы можно комбинировать различными способами, чтобы производить химические изменения в присутствии других факторов, таких как тепло. В качестве примеров этого явления он привел почернение глиняного горшка и созревание плодов . Канада постулировал четыре различных типа атомов: два с массой и два без нее . Предполагается, что каждое вещество состоит из всех четырех видов атомов. Представление Канады об атоме, вероятно, не зависело от аналогичных представлений древних греков из-за различий между теориями . Например, Канада предположил, что атомы как строительные блоки различаются как качественно, так и количественно, в то время как греки предполагали, что атомы различаются только количественно, но не качественно .

Примечания

  1. , p. 175.
  2. , p. 228, сноска 12.
  3. , p. 60.
  4. , pp. 98—99.
  5. , pp. 269.
  6. Jonardon Ganeri. (англ.) . — Oxford University Press, 2012. — 374 p. — ISBN 978-0199652365 .
  7. , pp. 99.
  8. , pp. 227—229.
  9. , p. 229.
  10. Subhash Kak. Matter and Mind: The Vaiśeṣika Sūtra of Kaṇāda (англ.) . — Mount Meru Publishing, 2016. — 222 p. — ISBN 978-1-988207-13-1 .
  11. , p. 98.
  12. , p. xxx-xxxi.
  13. , pp. 100—102.
  14. , p. 177—186.
  15. , pp. 55—56.
  16. , pp. 228—229.
  17. , p. 54.
  18. , pp. 79—80.
  19. , p. 55.
  20. , p. 99: «Легенда гласит, что Канада проводил дни напролет за исследованиями и медитацией, питаясь лишь по ночам, словно сова».
  21. Kak, Subhash (англ.) . Medium (21 июля 2019). Дата обращения: 26 мая 2021. 26 мая 2021 года.
  22. Purusottama Bilimoria, Joseph Prabhu, Renuka M. Sharma. Indian Ethics: Classical traditions and contemporary challenges (англ.) . — Ashgate Publishing, 2007. — Vol. 1. — 431 p. — ISBN 978-0-7546-3301-3 .
  23. , pp. 578—579.
  24. , pp. 281—285.
  25. , pp. xiii–xiv.
  26. . Archive.org . Allahabad Panini Office (1923). Дата обращения: 26 мая 2021.
  27. , p. 299.
  28. , p. 57.
  29. John Wells (2009), от 27 февраля 2021 на Wayback Machine , Darshana Press, Chapter 5 verses (main and appendix), critical edition
  30. Roopa Narayan. . Louisiana State University, Baton Rouge, USA. Дата обращения: 26 мая 2021. 16 июня 2021 года.
  31. F. W. Thomas (Editor), H. Ui (Translator). (англ.) . — Royal Asiatic Society, 1917. — 276 p. 26 мая 2021 года.
  32. , p. 198—199.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Канада (мыслитель)