Годованюк, Елена Марковна
- 1 year ago
- 0
- 0
Людми́ла Ма́рковна Гу́рченко ( 12 ноября 1935 , Харьков , Украинская ССР , СССР — 30 марта 2011 , Москва , Россия ) — советская и российская актриса театра и кино , эстрадная певица , композитор , режиссёр . Народная артистка СССР (1983) . Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976) и Государственной премии Российской Федерации (1994). Одна из наиболее выдающихся отечественных киноактрис XX века, обладавшая многогранным характерным амплуа с ярким драматическим и музыкальным даром .
Наиболее известна по кинокартинам « Карнавальная ночь » (1956), « Девушка с гитарой » (1958), « Старые стены » (1973), « Соломенная шляпка » (1974), « Двадцать дней без войны » (1976), « Пять вечеров » (1978), « Любимая женщина механика Гаврилова » (1981), « Вокзал для двоих » (1982), « Рецепт её молодости » (1983), « Любовь и голуби » (1984), « Моя морячка » (1990), « Виват, гардемарины! » (1991), « Старые клячи » (2000) .
Актриса театра и кино, народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в городе Харькове на Украине в украинской семье .
Её отец, уроженец деревни Дунаевщина Рославльского уезда Смоленской губернии Марк Гаврилович Гурченко (Гурченков) (1898—1973), был из батраков и сторонников октябрьской революции , а мать, Елена Александровна Симонова-Гурченко (1917—1999), происходила из дворян .
Дед со стороны матери, представитель древнего дворянского рода — Александр Прокофьевич Симонов (род. 1878), до революции был директором гимназии в Москве, но советскую власть не принял, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине . 11 ноября 1928 года он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 года по обвинению: 58 п. 10, к 3 годам высылки (был реабилитирован 21 июля 1989 года). Его жена происходила из столбовых дворян , была матерью 8 детей, умело управляла имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве (после революции эту недвижимость у неё отобрали). После того как она узнала, что высланный в Сибирь Александр ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков . Там её дочь Елена встретила Марка Гурченкова — потомственного крестьянина Смоленщины, все предки которого веками жили в деревне Дунаевщина и имели прозвище — родовое прозвание «Гурченковы» .
Со дня рождения до начала войны Людмила Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке, дом 17 (нынешнее название пер. Кравцова). Родители работали в Харьковской филармонии .
Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала.
Когда началась война, отец, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт 29 октября 1941 года.
6-летним ребёнком Людмила Гурченко оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт, исполняла репертуар Марики Рёкк .
Когда в феврале—марте 1943 года Харьков вторично был оккупирован немцами, Гурченко связалась со шпаной на рынке и только чудом не погибла в результате немецкой облавы.
23 августа 1943 года в последний, 50-й день Курской битвы Харьков был окончательно освобождён , и 1 сентября Люда пошла в украинскую школу № 6 (в настоящее время гимназия ), которая находилась во дворе дома, где она тогда жила.
В школе ей полюбился украинский язык .
Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена .
В 1953 году, после окончания десятилетки, уехала в Москву , где поступила во ВГИК в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой , была однокурсницей Виталия Матвеева , Натальи Фатеевой и Зинаиды Кириенко .
На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте « Кето и Котэ » В. И. Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Т. Драйзеру «Западня» , в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле.
Окончила вуз в 1958 году.
В кино дебютировала в фильме Я. Фрида « » (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — это была первая фраза Л. Гурченко в кино.
«Я именно этого и хотела: прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила актриса в одном из своих интервью .
В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия режиссёра Э. Рязанова « Карнавальная ночь », в которой Л. Гурченко сыграла главную роль. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителями, а благодаря роли Леночки Крыловой , актриса стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. [ источник не указан 433 дня ] «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката: на неё было продано 48,64 миллиона билетов. [ источник не указан 433 дня ]
В СССР песня « Пять минут » стала своеобразным гимном Нового года .
Л. Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила. Позже она вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии „ Мосфильм “. Навстречу шёл И. Пырьев . Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. И. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привёл меня в 3-й павильон, где происходили съёмки, подошёл к главному оператору и сказал, что вот актриса, только снимите её получше, — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину» .
После большого успеха в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма « Девушка с гитарой » в расчёте на её популярность, однако этот фильм не имел такого успеха, после чего за ней закрепился «штамп» актрисы лёгкого танцевального жанра .
Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах» .
Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появилась «разоблачительная» статья « ».
В 1957 году во время съёмок фильма «Девушка с гитарой» актрису вызвал министр культуры СССР Н. Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов .
Именно отказ от этого предложения и стал настоящей причиной травли [ неавторитетный источник ] .
По словам актрисы, период забвения длился 10 лет, после выхода «Девушки с гитарой» в 1958 году.
«Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… 10 лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней??? Ничего!» — вспоминала Гурченко .
Однако роли у неё в это время всё-таки были (в фильмографии актрисы вообще нет перерывов более 1 года: из 54 лет её кинокарьеры было всего 12 лет, когда она не снималась — во второй половине 1990-х годов и в 2000-е годы).
В период с 1959 по 1969 год она снялась в главных ролях в 5 фильмах: « Роман и Франческа », « Гулящая », « Укротители велосипедов », «Нет и да», « Белый взрыв ». Эти картины были сделаны в основном на республиканских киностудиях и не имели большого успеха.
В этот же период она пробовала сниматься в новом для себя драматическом амплуа : « Балтийское небо » (1960) (лента даже была представлена на Международном кинофестивале в Венеции ), « Рабочий посёлок » (1966).
В 1958—1965 и 1968—1990 годах Л. Гурченко играла в Театре-студии киноактёра , в 1963—1966 — в Московском театре «Современник» , в 1966—1969 — артистка « Госконцерта ».
До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной.
Успехом у зрителя пользовались в основном эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): « Женитьба Бальзаминова » (1964), « Дорога на Рюбецаль » (1970) и « Корона Российской империи, или Снова неуловимые » (1971) [ источник не указан 561 день ] .
Так продолжалось, пока в 1974 году в широкий прокат не вышел фильм « Старые стены », в котором Л. Гурченко сыграла главную роль — директора ткацкой фабрики [ источник не указан 561 день ] .
Л. Гурченко продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах.
Музыкальные телефильмы с участием актрисы выходили один за другим: она с успехом играла и пела в « Табачном капитане » (1972), « Соломенной шляпке » (1974), « Небесных ласточках » (1976) и « Волшебном фонаре » (1976) .
Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные специальные музыкальные программы, в том числе и бенефис .
Впоследствии были выпущены несколько пластинок с песнями в исполнении Л. Гурченко.
Дав согласие в 1975 году сниматься в совместном советско-румынско-французском музыкальном фильме « Мама », актриса получила предложение сыграть роль генеральши в фильме « Неоконченная пьеса для механического пианино », и ей пришлось отказать Н. Михалкову . 14 июня 1976 года во время съёмок на льду клоун О. Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью; ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции она продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений .
…переживает сейчас второе рождение отличная актриса Людмила Гурченко. Многие сокрушаются о её судьбе в кино, о даром прожитых, не актёрских годах, о том, что не замечали, не видели её драматического дарования. Да нет же! Почему не замечали? Замечали, видели. Ведь снялась же она очень хорошо в фильме Венгерова «Рабочий посёлок». Просто раньше было не её время. Она обогнала время, и ей пришлось подождать. Мера её драматизма и правдивости стала понятна, созвучна только сейчас.
Актриса пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, хотела играть драматические роли; и в конце концов добилась своего.
В 1976 году была приглашена на главную роль в фильм « 20 дней без войны ». Партнёром актрисы по фильму был Ю. Никулин , к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью актриса вспоминала, как Ю. Никулин помогал ей на съёмках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую снимали почти 2 года» .
Следующей выдающейся [ источник не указан 561 день ] её работой стал фильм « Сибириада » режиссёра А. Кончаловского . В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля .
В 1979 году вышла картина Н. Михалкова « 5 вечеров ».
После успеха фильма « Вокзал для двоих » (1982) ей присвоили звание народной артистки СССР .
В 2009 году сняла свою единственную режиссёрскую работу — фильм « Пёстрые сумерки », основой для которого стала история слепого гениального пианиста Олега Аккуратова . В этом фильме Гурченко одновременно выступила и как автор идеи, композитор, актриса. Премьера картины состоялась в 2010 году в нескольких городах России, Украины и Белоруссии. [ источник не указан 561 день ]
12 ноября 2010 года Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр В. Путин , президент Д. Медведев , белорусский президент А. Лукашенко , а также многие известные артисты. Свой день рождения отпраздновала на сцене . Специально к юбилею телеканал « НТВ » снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги , спела песню С. Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем .
В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма « Легенда. Людмила Гурченко » в Киеве . Это была последняя съёмка актрисы. В основе фильма — биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе .
Людмила Гурченко — автор нескольких автобиографических книг.
14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро . Была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция , выписана 6 или 7 марта . 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии (сердечная недостаточность). Прибывшая через 21 минуту бригада «скорой помощи» не смогла её реанимировать, и в 19:28 30 марта 2011 года была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж С. Сенин .
Прощание состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище (участок № 10, ряд 10). Похоронена рядом с другими актёрами — Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым .
30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой актрисы .
Первый муж (1953—1955) — Василий Ордынский (1923—1985), кинорежиссёр, сценарист и актёр. Народный артист РСФСР (1974) .
Второй муж (1958—1960) — Борис Андроникашвили (1934—1996), сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка и двоюродный брат грузинских режиссёров Георгия и Эльдара Шенгелая .
Дочь Мария Королёва (5 июня 1959 — 8 ноября 2017) , скончалась от сердечной недостаточности .
Внук Марк Александрович Королёв (22 сентября 1982 — 14 декабря 1998) , умер от передозировки наркотиков .
Внучка Елена Александровна Королёва (род. 17 ноября 1983) .
Правнучка — Таисия Павловна (род. 11 февраля 2008) .
Появлявшаяся в СМИ информация о 2-й правнучке Гурченко не соответствует действительности [ источник не указан 1477 дней ] .
Третий муж (1962—1964) — Александр Фадеев (1936—1993), актёр. Сын народной артистки СССР Ангелины Степановой и приёмный сын писателя Александра Фадеева .
Четвёртый муж (1967—1970) — Иосиф Кобзон (1937—2018), эстрадный певец , политический и общественный деятель , музыкальный педагог , солист Москонцерта .
Пятый муж (1973—1991) — Константин Тобяшевич Купервейс (род. 30 июля 1949; Харьков), пианист, аккомпаниатор актрисы. Были в незарегистрированном браке на протяжении 18 лет .
Шестой муж (1993—2011) — (род. 8 февраля 1961; Одесса), кинопродюсер , с которым познакомилась во время съёмок фильма « Сексказка » .
Двоюродный брат — Анатолий Егорович Гурченков (1941—2016 ), с сестрой не виделся 50 лет, жил в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской области ; двоюродная сестра — Валентина, живёт в Эстонии .
Почётные звания:
Премии:
Ордена:
Другие награды, поощрения и общественное признание:
…А вообще биографию и характер актёра можно проследить по его ролям. Как бы тонко он ни перевоплощался и ни прятался за текст. Везде, во всех ролях, есть частица меня.
— Из интервью Л. Гурченко для журнала «Стас», 1996 год.
— главная роль
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1956 | ф | Люся, плановик | |
1956 | ф | Карнавальная ночь | Лена Крылова, организатор карнавала |
1956 | ф | Сердце бьётся вновь… | Таня Балашова |
1956 | ф | Человек родился | Надя Смирнова (озвучивание) |
1958 | ф | (вокал) | |
1958 | ф | Девушка с гитарой | Таня Федосова, продавщица музыкального магазина |
1959 | ф | Звёзды встречаются в Москве | исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом |
1960 | тф | Пойманный монах | Изабелла |
1960 | ф | Роман и Франческа | Франческа Карродини |
1960 | ф | Балтийское небо | Соня Быстрова |
1961 | ф | Гулящая ( укр. Повія ) | Христина Притыка |
1961 | ф | Человек ниоткуда | Лена, возлюбленная Поражаева и Крохалёва |
1963 | ф | Укротители велосипедов | Рита Лаур |
1964 | ф | Женитьба Бальзаминова | Устинька, подруга Капочки |
1964 | ф | Хотите — верьте, хотите — нет… | (вокал) |
1965 | ф | Рабочий посёлок | Мария Плещеева |
1965 | ф | Строится мост | Женя |
1966 | ф | Нет и да | Люся Кораблёва |
1967 | ф | Взорванный ад | Грета |
1968 | ф | Живой труп | Маша (озвучивание) |
1969 | ф | Белый взрыв | Вера Арсёнова |
1969 | ф | Москва в нотах | исполнительница песни «Мария» |
1970 | тф | Мой добрый папа | Валентина Николаевна Иванова |
1970 | ф | Один из нас | Клавдия Овчарова |
1970 | тф | майор милиции | |
1971 | ф | Дорога на Рюбецаль | Шура Соловьёва |
1971 | ф | Корона Российской империи, или Снова неуловимые | Аграфена Заволжская |
1971 | ф | Тень | Юлия Джули |
1971 | тс | Что делать? | женщина в чёрном |
1972 | ф | Овсянникова | |
1972 | ф | Летние сны | Галина Сахно |
1972 | тф | Табачный капитан | Ниниш |
1972 | тф | Лолита | |
1973 | ф | Дача | Лера («Степаныч») |
1973 | ф | Дверь без замка | Анна Ивановна |
1973 | ф | Дети Ванюшина | Клавдия Щёткина |
1973 | ф | Старые стены | Анна Георгиевна Смирнова, директор ткацкой фабрики |
1973 | ф | Открытая книга | Глафира Сергеевна Рыбакова |
1974 | тс | Бенефис Савелия Крамарова | камео |
1974 | тс | камео | |
1974 | тф | Соломенная шляпка | Клара Бокардон, владелица шляпного салона |
1975 | тс | Бенефис Ларисы Голубкиной | миссис Пирс |
1975 | ф | Дневник директора школы | Инна Сергеевна |
1975 | ф | Шаг навстречу | Валентина Степановна |
1976 | тс | Волшебный фонарь | соседка / мать / девушка с Дикого Запада |
1976 | ф | Двадцать дней без войны | Нина Николаевна |
1976 | ф | Мама | тётя Маша, Мама-коза |
1976 | тф | Небесные ласточки | Корина («Коко»), прима варьете |
1976 | ф | Преступление (фильм 1 «Нетерпимость») | Люба, артистка |
1976 | ф | Семейная мелодрама | Валентина Барабанова |
1976 | ф | Сентиментальный роман | Мария Петриченко |
1976 | с | Строговы | Капитолина |
тс | приглашённая кинозвезда | ||
1977 | ф | Вторая попытка Виктора Крохина | Люба Крохина |
1977 | ф | Обратная связь | Маргарита Илларионовна Вязникова |
1978 | тс | Бенефис Людмилы Гурченко |
Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполеонша /
Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь |
1978 | док | Имя персонажа не указано | |
1978 | тф | Красавец-мужчина | Сусанна |
1978 | тс | жена Хадсона | |
1978 | ф | Познавая белый свет | незнакомка |
1978 | ф | Пять вечеров | Тамара Васильевна |
1978 | ф | Сибириада | Тая Соломина в 1960-е годы |
1978 | ф | Уходя — уходи | Алиса Сулина |
1979 | ф | Несколько дней из жизни И. И. Обломова | престарелая крестьянка в имении Обломовых |
1980 | док | О спорт, ты — мир! | (вокал) |
1980 | ф | Идеальный муж | Лора Чивли |
1980 | мф | Наш друг Пишичитай (Выпуск 3) | королева Опечатка (озвучивание) |
1980 | ф | Особо важное задание | Эльвира Павловна Лунина |
1980 | тф | камео | |
1981 | ф | Любимая женщина механика Гаврилова | Маргарита Сергеевна Соловьёва |
1981 | тф | Отпуск за свой счёт | Ада Петровна |
1982 | ф | Вокзал для двоих | Вера Николаевна Нефёдова, официантка привокзального ресторана |
1982 | тф | камео | |
1982 | ф | Полёты во сне и наяву | Лариса Юрьевна Кузьмина, сослуживица Макарова |
1982 | ф | Шурочка | Раиса Петерсон |
1982 | ф | Магистраль | Капитолина Николаевна Гвоздёва |
1983 | ф | Имя персонажа не указано | |
1983 | ф | Рецепт её молодости | Эмилия Марти |
1984 | ф | Аплодисменты, аплодисменты… | актриса Гончарова |
1984 | ф | (вокал) | |
1984 | ф | Любовь и голуби | Раиса Захаровна, сотрудница отдела кадров леспромхоза |
1984 | ф | Прохиндиада, или Бег на месте | Екатерина Ивановна Любомудрова |
1987 | ф | Аполлинария Спенсер | |
1987 | мтф | Кэрол | |
1988 | тф | Дорога в ад | Марта Хольман |
1988 | ф | Анна Тимофеевна Румянцева | |
1989 | ф | А был ли Каротин? | Курнатова-Борджиа |
1989 | мтф | мать Арины | |
1989 | тс | Премьера года | Имя персонажа не указано |
1990 | ф | Моя морячка | Людмила Пашкова |
1990 | тф | Людмила Козлова | |
1990 | ф | Зоя Михайловна Шерстобитова | |
1991 | ф | Виват, гардемарины! | Иоганна |
1991 | ф | Имитатор | певица |
1991 | ф | Наталья Фёдоровна Зимина | |
1991 | ф | Сексказка | Диана |
1992 | мтф | Белые одежды | Антонина Прокофьевна Туманова |
1992 | ф | Гардемарины 3 | Иоганна , мать принцессы Фике |
1992 | тф | Нина Владимировна | |
1993 | кор | ||
1993 | тф | Послушай, Феллини! | Вера |
1994 | ф | Екатерина Ивановна Любомудрова | |
1997 | тф | Старые песни о главном 2 | главная жительница двора |
1997 | кор | Четверо | (вокал) |
2000 | ф | Старые клячи | Елизавета, член завкома |
2001 | ф | Маргарита | |
2001 | тф | Старые песни о главном (постскриптум) | таинственная постоялица |
2002 | ф | Шукшинские рассказы (новелла «Бессовестные») | Малышева |
2004 | тф | Двенадцать стульев | Елена Боур |
2004 | мтф | тётя Гала | |
2005 | с | Осторожно, Задов! | Антонина Максимовна |
2005 | с | босс крымской мафии | |
2005 | с | Взять Тарантину | Анна Васильевна |
2005 | с | (фильм 4-й «Агентство „Элита“») | Элеонора |
2006 | тф | Первый скорый | Раиса Захаровна |
2006 | тф | Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя | камео |
2007 | тф | Первый дома | камео |
2009 | ф | Пёстрые сумерки | Анна Дмитриевна Семёнова, кинозвезда |
2010 | тф | камео | |
2010 | тф | камео | |
2011 | тф | Легенда. Людмила Гурченко | камео |
20 ноября 2015 года Харьковский городской совет принял решение о присвоении ряду улиц имён известных харьковчан, в том числе и Людмилы Гурченко . В частности, бывший Саммеровский переулок теперь носит имя Людмилы Гурченко.
С 20 июня 2012 по (…) в « Музее Москвы » прошла выставка, посвящённая Л. Гурченко. На выставке были представлены принадлежавшие актрисе мебель, коллекция стекла, украшения и аксессуары, любимые духи, платье, в котором молодая Л. Гурченко сдавала вступительные экзамены. Экспозиция восстанавливает атмосферу, в которой актриса жила последние годы .
С 11 ноября 2015 по 10 января 2016 года в Галерее классической фотографии прошла фотовыставка «Моя Люся», посвящённая 80-летию актрисы. Автор проекта и всех представленных в экспозиции фотографий — Аслан Ахмадов , фотограф и друг артистки .
12 ноября 2015 года в квартире, где актриса жила последние годы жизни, открылся .
Продолжением проекта «Моя Люся» стала выставка в Костроме, которая проходила с 28 апреля по 29 мая 2016 года. Эта же выставка открылась в Калуге и проходила с 30 июня по 21 августа 2016 года.
Символом 24 кинофестиваля «Окно в Европу» который проходил в Выборге с 6 по 12 августа 2016 года, была выбрана Людмила Гурченко. Постер украсила фотография актрисы, сделанная Асланом Ахмадовым.
2018 году поставлен спектакль «„Песни от Главной!“: Песни из репертуара Людмилы Гурченко» — режиссёр Павел Тихомиров, участники: Мария Былова, Наталия Красноярская, Алёна Охлупина, Светлана Потанина, Ирина Фадина, Елена Харитонова, Михаил Блыщик, Алексей Королёв, Дмитрий Кошмин, Игорь Марченко, Дмитрий Новиков, Павел Тихомиров.
В 1996 году была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу . В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ .