Родилась
28 февраля
1946 году
в
Ленинграде
. Отец — Фишман Михаил Абрамович (1908—1997), инженер-экономист, закончил
Ленинградский инженерно-экономический институт
,
Высшую партийную школу
(факультет журналистики); участник
Второй мировой войны
(руководил строительством оборонительных сооружений под Гатчиной, комиссар 2-й партизанской бригады); по партийной линии работал инструктором Ленинградского и Новгородского областных комитетов КПСС. Мать — Морозова Анна Степановна(1909—1999), кандидат исторических наук, закончила
ЛГУ
(Отделение восточной этнографии), работала в
ГМЭ
народов СССР (ныне
РЭМ
научным сотрудником, заведующая отделом этнографии народов Средней Азии и Казахстана, в 1941—1942 годы — директор музея, после войны — главный хранитель и вновь зав. отделом.
В 1986 году в Ленинградском отделении
Институте этнографии АН СССР
защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Деревянная утварь верхневолжских карел. XIX—XX вв.» (специальность 07.00.07 —
этнография
)
.
Ольга Михайловна Фишман, Российский этнографический музей.
В 1989—1997 годы — организатор Финно-угорских чтений в Санкт-Петербурге. Составитель и редактор 7 сборников статей.
В 1972 году начала работать научным сотрудником в отделе этнографии Прибалтики
Государственного музея этнографии
с первоначальной специализацией по латышской этнографии, а с 1978 года — тверских карел. С 1987 года — заведующая отделом этнографии Северо-Запада и Поволжья.
В 2011 году в
Кунсткамере
защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему: «Тихвинские
карелы
старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы» (специальность 07.00.07 — этнография, этнология и антропология); официальные оппоненты — доктор исторических наук
, доктор исторических наук
и доктор философских наук
М. М. Шахнович
; ведущая организация —
Санкт-Петербургский государственный университет
.
Научная деятельность
В 1990—2003 годы — руководитель концептуальных экспозиционно-выставочных проектов: «Из прошлого народов Санкт-Петербургской губернии» (1990 г.), «Из истории Санкт-Петербургской губернии» (совместно с 17 музейными, архивными и библиотечными учреждениями Санкт-Петербурга, 1993—1999 гг.); «Родственные народы и прародина» (совместно с Венгерским этнографическим музеем, Будапешт, 1996 г.); «Серебряная нить, золотой челнок (Текстиль народов Балтики)» (СПб., 1998 г.)"; «Христианство в быту и культуре народов России. XIX—XX вв.» (СПб., 2000 г.) (совместно с НИИ МАЭ РАН, ГМИР, Институтом русской литературы, Российской Национальной библиотекой, 17 христианскими церквями и общественными организациями Санкт-Петербурга; «Народы Прибалтики и Северо-Запада России. XVIII—XX вв.» (СПб., 2003 г.).
В 1999—2005 гг. — ответственный секретарь Национального организационного комитета по разработке международного выставочного проекта «Россия — Норвегия. Сквозь века и границы», а с 2004 г. — научный руководитель проекта.
В результате полевой работы О. М. Фишман в
Российский этнографический музей
поступило около 2000 экспонатов, негативов, отпечатков и диапозитивов по этнографии
латышей
и
карел
. Коллекции отражают все стороны традиционно-бытовой культуры XX в., народных промыслов и народного искусства 1970—1990 гг. Экспонаты, приобретенные при участии О. М. Фишман, вошли в состав более 40 коллекций.
Полевые сезоны 1981, 1982, 1984, 1987, 1992, 1993 гг.
Были проведены этнографические и комплексные полевые исследования, изучение локальных групп
тверских карел
, факторов и признаков этнолокального и локально конфессионального самосознания, сбор этнографических памятников для РЭМ, музеев Тверской области. О. М. Фишман была руководителем 4-х совместных экспедиций (этнографы, архитекторы, музейные сотрудники, студенты Твери, Нижнего Новгорода, Торжка, Вышнего Волочка).
Экспедиция 1984 г., комплексная.
Проводилась совместно с
Калининским объединенным музеем
, Историко-архитектурным музеем (д. Василево) и Калининскими областными строительными научно-реставрационными мастерскими. Цель — выявление и фиксация архитектурно-этнографических памятников, сбор вещественных памятников по теме «Поселение и жилище верхневолжских карел», а также сбор информации по этим же темам.
Экспедиция 1987 г., комплексная.
Проводилась совместно с
Горьковским университетом
(Ф. В. Васильев) и Калининскими реставрационными мастерскими (Курочкин В. В., Кузнецова И. Н.).
Цели:
1. Сплошное обследование и выявление памятников сельской (крестьянской и культовой) архитектуры; 2. Первое обследование локальной группы тверских карел-старообрядцев. В ходе экспедиции был проведен сбор этнографических экспонатов, книг, полевой информации по темам: «Этноконфессиональное сознание и книга», «Локальная история», «Структура общины», «Обрядовая культура», «Тайные знания»; были обследованы различные локальные группы
карел
: весьегонская, рамешковская, козловская, выявленные автором вышневолоцкая, а также некоторые старообрядческие группы. Исследования проводились в
Весьегонском
,
Краснохолмском
,
Спировском
,
Лихославльском
,
Рамешковском
,
Вышневолоцком районах
. Исследовательские цели —
этническая история
: факторы формирования, признаки, современное состояние этнической культуры. Кроме того, важной задачей было уточнение современной географии расселения
карел
в
Тверской области
, обследование тех районов, которые менее всего были охвачены лингвистическим, фольклорными, этнографическими, музейными и прочими экспедициями.
Полевые сезоны 1989—1994, 2002, 2004 гг.
Был осуществлен ряд комплексных экспедиций по изучению группы тихвинских карел-старообрядцев (
федосеевцы
). Под руководством О. М. Фишман были проведены этноархеографическая и этномузыковедческая экспедиции, проведенные совместно с Археографической комиссией РАН, Росcийским Институтом искусствознания (СПб),
СПб Государственным университетом
,
Государственным музеем истории религии (СПб)
, Петрозаводским Государственным университетом и Карельским Научным Центром.
Научные труды
Монографии
Религиозно-культурный феномен карельского старообрядчества. Нью-Йорк, 2000. 487 с.
Жизнь по вере: тихвинские карелы — старообрядцы. М.:"Индрик", 2003. 408 с.;
Статьи
Деревянная утварь верхневолжских карел. XIX—XX вв. Автореф. на соиск. канд. и. н. Л., 1986; Fišman O.M. Karjalaisten tutkimus Neuvostoliiton kansojen Etnografisessa museossa // Kotiseutu: Julkai suomen kotiseutulitto. 1990. № 3. S.125-132.
К изучению этнической культуры карел Верхневолжья // Современное финно-угроведение: опыт и проблемы: сб. науч. тр. Л., 1990. С. 158—163.
Верхневолжские карелы. Опыт изучения и современное состояние // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья: Тез. докл. I регион. науч. конф. Горький, 1990. С. 81-87.
Программа комплексного изучения сельского населения Ленинградской области (XIX—XX вв.) // Социально-экономические и политические проблемы крестьянства Северо-Запада РСФСР: тез. докл. конф. Новгород, 1991. С. 71-72.
Берестяная утварь русского и финно-угорского населения в XIX-XX вв.: Типологическая классификация. // Из культурного наследия народов Восточной Европы. Отв. ред.
Т. В. Станюкович
. Сб. МАЭ. Т. ХLV, 1992. С. 136—151.
Тихвинские карелы: первый опыт изучения локальной группы // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре: Сб. / Отв. ред. и статьи. СПб., 1992.
Карелы. //Мы живём на одной земле. Население Ленинграда и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 148—159.
Эстонцы //Мы живем на одной земле. Население Ленинграда и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 159—164.
Мифологические предания тихвинских карел: подход к изучению группового сознания // Уральская мифология: тез. докл. межд. симпоз. Сыктывкар, 1992. C. 126—131.
Mythologikal legends of the TikhvinKarelians: an Experience of Phenomenological Approach to the Group-Conscious Study // SpecimineSibirica. T. VI. Uralic Mythology: Papers of on International Conference. / Ed. J. Pusztay, E. Saveljeva. Savariae. 1993. P. 41-52.
«Карельская вера» — феномен нерусского старообрядчества (этноконфессиональное самосознание тихвинских карел) // Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Проблемы комплексного изучения этносов Карелии: Мат. симп. / Отв ред. Т. В. Краснопольская. Петрозаводск. 1993. С. 141—148.
Феноменологический подход к изучению группового сознания тихвинских карел: (на «Карельская вера» — феномен нерусского старообрядчества (этноконфессиональное самосознание тихвинских карел) // Традиционная культура: общечеловеческое и этническое. Петрозаводск, 1993. С. 141—148.
Карельские старообрядцы Тихвинского края // А. И. Шёгрен — академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук: тез. докл. СПб., 1993. С. 32-33.
«Отче» и колдуны: Образы жизни карельской старообрядческой общины // Обряды и верования народов Карелии: Человек и его жизненный цикл: Сб. Петрозаводск, 1994. С. 122—143; Социокультурный статус и ритуальное поведение «знающих» в Тихвинском крае (из полевых наблюдений) // ЖС. № 4. М., 1994.
Rokonnépek és öshazák. A finnugor népek hagyományos kultúrája / I.Peter, A. Kerezi, O. Fischman, M. Kuropjatnik, E.Kolcsina et. al. Budapest, 1996.
О таинстве крещения у тихвинских карел — старообрядцев // Рябининские чтения 95: Сб. докл. Межд. науч. конф. По проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера / Ред. колл. А. И. Афанасьева и др. Петрозаводск, 1997. С. 398—406.
Тихвинские карелы. Опыт изучения самосознания локальной этноконфессиональной группы // Историческая этнография. Русский север и Ингерманландия. СПб.,1997.
«Жива будет душа моя»: смерть и похороны у карельских старообрядцев Тихванщины // Из истории Санкт-Петербургской губернии: Новое в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. / Отв. ред. и автор статьи. СПб., 1997. 187 с.
Historical memory as category of culture of the TikhvinKarelians // Ingrians and Neighbours. Focus on the eastern Baltic Sea Region. Studia Fennica. Etnologica. 5. / Ed. M. Teinonen, T.J Virtanen. Helsinki, 1999. Pр. 213—226.
Лидер в крестьянской старообрядческой общине. История и современность // Мужской сборник. Вып. I. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика. Мужской фольклор / Сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. М, 2001. С. 115—119 и др.
Научно-исследовательская работа // Российский Этнографический музей. 1902—2002. СПб., 2001. С. 236—241.
Историческая память как категория народной культуры // Финно-угры и соседи: Проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПб., 2002. С. 9-32.
Старообрядчество как фактор стабильности этнолокальной общности тверских карел // Финно-угры и соседи: Проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПб., 2002. С. 166—188.
Концепция международной выставки «Норвегия — Россия. Сквозь века и границы» // Музей. Традиции. Этничность. XX—XXI вв. Мат. межд. Научн. конф., посвящ. 100-летию РЭМ. СПб., Кишинев, 2002. С. 341—346.
Россия — Норвегия. Сквозь века и границы. Буклет / Сост. О. М. Фишман, К. Ю. Соловьева; «Христианство в быту и культуре народов России. XIX—XX вв.» // ЖС. № 3. 2002. С. 53-57.
Балтский фонд в собрании РЭМ // Балто-славянские исследования. Сб. науч. труд. XV. М., 2002. C. 550—587.
Baltische Ethnographie im Russischen Etnografischen Museum. Die Entstehung und die moderne Forschungen // Greifswalder Historische Studien / Band 4. Beitragezur Geschichte des Ostseeraumes. Hamburg, 2002. S. 253—272.
Tverin karjalasamoile massa //Karjalan heimo. 9-10. 2002. S. 128—132.
Полевые исследования: назревшие проблемы //
. СПб., 2003. № 2. С. 180—186.
Символизация локальной культуры: старообрядческие группы тихвинских и тверских карел // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: мат. IV междун. научн. конф. «Рябининские чтения. 2003». Петрозаводск, 2003. С. 260—262.
Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003. 408 с.
Исследования карельских старообрядцев в 1990-е гг. // Материалы по этнографии. Т. 2. Народы Прибалтики, Северо-Запада и Среднего Поволжья. СПб., 2004. С. 142—176.
Три женские судьбы (Карельская старообрядческая традиция Тихвинского края. XX век) // Русский Север: Аспекты уникального в этнокультурной истории и народной традиции / Отв. ред. Т. А. Бернштам. Вып. 6. СПб., 2004. С. 52-74.
Обзор деятельности отдела этнографии Северо-Запада и Поволжья // Материалы по этнографии. Т. 2. Народы Прибалтики, Северо-Запада и Среднего Поволжья. СПб., 2004. С. 3-25.
Исследования карельских старообрядцев в 1990-е гг. // Там же. С. 142—176.
Экспозиция «Народы Северо-Запада России и Прибалтики» в РЭМ: новые принципы построения //
Этнографическое обозрение
. 2004. № 5.
Из истории современных региональных исследований Северо-Запада в СПб. // Историческая этнография. Вып. 2. Памяти А. В. Гадло. СПб., 2004. С.98-134.
/
И. В. Власова
(Русские),
Т. В. Лукьянченко
, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России),
(Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество),
(Народы Поволжья и Приуралья), Н. И. Жуланова (Народы Поволжья и Приуралья: устное творчество),
З. П. Соколова
(Народы Западной Сибири),
(Народы Западной Сибири: устное музыкальное творчество),
(Народы Южной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Южной Сибири: устное музыкальное творчество),
,
(Народы Восточной Сибири),
Ю. И. Шейкин
(Народы Восточной Сибири: устное музыкальное творчество),
(Народы Приамурья, Приморья и Сахалина),
(Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина: устное музыкальное творчество),
(Народы Северо-Востока), А. С. Тарасенко (Народы Северо-Востока: устное музыкальное творчество),
(Народы Северного Кавказа), М. И. Шилакадзе (Народы Северного Кавказа: устное творчество) // Россия. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2004. — С. 177–205. — (
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
; 2004—2017, т. [
б. н.
]). —
ISBN 5-85270-326-5
.
Хранительницы древнего благочестия: кто они? // Женщина в старообрядчестве. К 300-летию Лексинской обители: мат. межд. научно-практ. конф. Петрозаводск, 2006. С. 48-54.
Методика изучения финно-угорского старообрядчества: из опыта полевой коммуникации // Полевая этнография-2006: мат. 3-й межд. конф. СПб., 2007. С. 11-13.
Предания о святых местах в старообрядческой традиции Тихвинщины (карелы, русские) // Старообрядчество: история, культура, современность: сб. мат. конф., Т. 2. М., 2007. С. 210—217.
Введение // Памяти академика А. И. Шёгрена. (1794—1855): сб. докладов. К 90-летию независимости Финляндии. (в соавт. с С. Б. Кореневой). СПб., 2007. С. 7-14.
Fisman О.М, Korolkova L.V. Venäläiset tutkijat Inkerissä ja Karjalassa // Rajantakaista Karjalaa. Kulttuurien museo. Helsinki, 2008. S. 67-73.
История, опыт, стратегия и перспективы полевой работы отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея // Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий. Вторые Шегреновские чтения. СПб., 2008. С. 39-52.
Богослужебные практики карельских старообрядцев // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию 2008. СПб., 2009. С. 89-97.
Знающая — больная: из опыта полевой автобиографии // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Гуманит. Исследования: Сб. ст., посв. памяти Ю. Ю. Сурхаско. Вып. 2. Петрозаводск, 2009. С. 135—172.
Очерк истории федосеевства в Новгородском крае. XVII—XX вв. // Новгородское староверие: история, культура, традиции в прошлом и настоящем / Сб. Вел. Новгород, 2009. С.28- 63.
Карелы — пограничный народ, пограничная культура // Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий-2: Третьи шёгреновские чтения / Сб. ст. СПб., 2009. С.276- 291
Исследователь и объект исследования (опыт полевой коммуникации) // Полевые этнографические исследования: Мат. Восьмых Санкт-петербургских этнографических чтений. СПб, 2009. С. 15-21.
Богослужебные практики карельских старообрядцев // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию 2008. СПб., 2009. С. 89-97.
Знающая — больная: из опыта полевой автобиографии // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Гуманит. Исследования: Сб. ст., посв. памяти Ю. Ю. Сурхаско. Вып. 2. Петрозаводск, 2009. С. 135—172.
Очерк истории федосеевства в Новгородском крае. XVII—XX вв. // Новгородское староверие: история, культура, традиции в прошлом и настоящем / Сб. Вел. Новгород, 2009. С. 28-63.
Карелы — пограничный народ, пограничная культура // Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий-2: Третьи шёгреновские чтения / Сб. ст. СПб., 2009. С. 276—291.
Исследователь и объект исследования (опыт полевой коммуникации) // Полевые этнографические исследования: Мат. Восьмых Санкт-петербургских этнографических чтений. СПб, 2009. С. 15-21.
История малой родины в устных и письменных рассказах тверских карел // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры: Матер. Межд. конф. науч. конф. Петрозаводск, 2010. С. 298—306.
Локальная история в нарративах тверских карел второй половины. XX в. // Историческая этнография. Вып. 4. Источники и методы изучения малых групп в этнографии: Сб. ст. к 60-летию В. А. Козьмина. СПб., 2010. С. 13-29.
Тихвинские карелы старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной старообрядческой группы. Автореф. … д. и.н . СПб., 2011. 50 с.
Фактор формирования природно-хозяйственного пространства микролокальной группы // Ученые записки Петрозаводского гос. унив-та. 2011. Вып 11. С. 15-21.
Карельские праздники в автобиографическом тексте (по воспоминаниям 1980-х гг.) // Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Мат. Десятых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В. М. Грусман В. М., Е. Е. Герасименко. СПб., 2011. С. 101—106.
Проект атласа «Этноконфессиональная карта Ленобласти и сопредельных территорий» // Программа и тез. док. межд. науч. конф. «Фольклорно-этнографический атлас восточных славян: методы и результаты исследований». СПб., 2011. С. 17-18.
«Лицом к лицу»: из опыта полевой коммуникации // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX—XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) / Под ред. Е. Б. Смилянской. М.: «Индрик», 2012. С. 15-32.
Образ малой родины в устных и письменных рассказах тверских карел // Там же. С. 363—434.
«Сама от себя — чего знаю, чего помню»: тетради с повествованиями тверской карелки Анастасии Федоровны Любимовой // Там же. С. 435—463.
Письменные нарративы краеведов как источник для изучения этнической идентичности (на материалах тверских карелов) // Музей. Традиция. Этничность. № 1. СПб., 2012. С. 57-74.
Рецензия на монографию И. Ю. Винокуровой «Животные в традиционном мировоззрении вепсов» // Музей. Традиция. Этничность. СПб., № 2. 2012. С. 150—158.
Стереотипы восприятия истории и культуры в мемуарных текстах первых карельских краеведов// Тез. докл. X Всерос. Конгресса этнографов и антропологов. М., 2013. С. 124—128.
Шёгреновские чтения в РЭМ 27.02. 2013 // Научно-информационный бюллетень ЯЛИК (Язык. Литература. История. Культура). СПбГУ. № 88. 2013. С. 2-4.
Проблематика повседневного билингвизма тверских карелов // Труды Кар. НЦ РАН. Петрозаводск, № 3. 2014. С. 66-75.
V Всероссийской науч. конф. Петрозаводск, 2014. С. 453—457.
Вместо предисловия // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада −3. Шестые межд. Шёгреновские чтения: Сб. стат. и тез. док. СПб., 2014. С. 7-13.
Проект «Этноконфессиональныйиллюстрипрованный атлас Ленинградской области: материалы и исследования»: итоги первого этапа работы // Историко-культурный ландшафт *Северо-запада — 3. Шестые межд. Шёгреновские чтения: Сб. стат. и тез. док. СПб., 2014. С. 90-101.
Документы / Отв. ред. О. П. Илюха. Петрозаводск, 2014. С. 28-68.
Народы Балтики // Народы России. XVIII — нач. XX в. СПб., 2014. С. 226—329.
Projektas «Senoji Lietuva»: šiuolaikenė lietuvių kultūros paveldo pristatymo patirtis // Eustachijus Tiškevičius: darbai ir kontekstai (Программа и резюме докладов на лит. и англ. яз. межд. науч. конф., посв. 200-летию со дня рождения Евcтахия Тышкевича. Литовский национальный музей). Vilnius-Biržai. 9-11 April 2014. S. 54-56.
Проект «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области: материалы и исследования» // «Этномузыкология: история формирования научно-образовательных центров, методы и результаты ареальных исследований: Материалы международных научных конференций 2011—2012 годов». СПб., 2014. С. 542—575.
Благодарность Президента Российской Федерации (
27 февраля
2019 года
) —
за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Примечания
Фишман, Ольга Михайловна. Деревянная утварь верхневолжских карел XIX-XX вв. : дисс ... канд. ист. наук : 07.00.07. — Ленинград, 1986. — 247 с.
* Фишман, Ольга Михайловна. Тихвинские кареллы старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы : дисс. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 / Фишман Ольга Михайловна; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии (кунсткамера) РАН]. — Санкт-Петербург, 2011. — 571 с.
Фишман, Ольга Михайловна.
от 20 сентября 2022 на
Wayback Machine
Тихвинские карелы старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы : автореферат дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 / Фишман Ольга Михайловна; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН]. — Санкт-Петербург, 2011. — 50 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 марта 2019.
16 августа 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 28 февраля 2019.
1 марта 2019 года.