Interested Article - Пажитнов, Алексей Леонидович

Алексе́й Леони́дович Па́житнов (род. 16 апреля 1955 , Москва ) — советский и американский программист и геймдизайнер .

Наиболее известен тем, что в 1984 году, работая в Вычислительном центре им. Дородницына при Академии наук СССР , спроектировал и разработал игру « Тетрис ».

В 1996 году, через пять лет после переезда в США , Пажитнов основал компанию The Tetris Company вместе с нидерландским геймдизайнером Хенком Роджерсом . До этого времени Пажитнов не получал гонораров от «Тетриса», несмотря на высокую популярность игры .

Биография

Отец — литературовед и философ Леонид Николаевич Пажитнов (1930—1997) , дед по отцу — актёр Николай Викторович Пажитнов. Мать — журналистка, писавшая для газет и киножурнала. Благодаря своим родителям Алексей Пажитнов познакомился с искусством, и в итоге у него появилась страсть к кино. Он сопровождал свою мать на многие киносеансы, в том числе на Московском кинофестивале . Пажитнов был также склонен к математике, ему нравились головоломки и решение задач. В 1967 году, когда ему было 11 лет, родители развелись .

Окончил московскую математическую школу № 91 и поступил в Московский авиационный институт , где окончил первый курс, после чего перевёлся на мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова .

В 1977 году Пажитнов проходил летнюю практику в Академии наук СССР . После окончания учёбы в 1979 году он устроился туда работать вначале как эксперт-патентовед , затем занимался распознаванием речи в Вычислительном центре им. Дородницына (ВЦ) . Когда в ВЦ поступало новое оборудование, исследователи писали для него небольшую программу, чтобы проверить его вычислительные возможности. По словам Пажитнова, это «стало его предлогом для создания игр» . Компьютерные игры привлекали его тем, что позволяли преодолеть разрыв между логикой и эмоциями, и Пажитнов интересовался как математикой и головоломками, так и психологией вычислений . Первая из игр, Muddled Casino , была разработана в 1982 году .

В поисках вдохновения Пажитнов вспомнил свои детские воспоминания об игре в пентамино — игре, в которой надо создавать формы из фигур. Вспомнив, с каким трудом он укладывал фигуры обратно в коробку, Пажитнов почувствовал вдохновение создать игру, основанную на этой концепции . Используя компьютер « Электроника-60 » в ВЦ, он начал работать над тем, что стало первой версией « Тетриса ». Создав первый прототип за две недели , Пажитнов тестировал и дополнял игру, и, наконец, завершил её 6 июня 1984 года . В этой примитивной версии не было ни уровней, ни системы подсчета очков, но Пажитнов знал, что у него есть потенциально великая игра, поскольку не мог перестать играть в неё на работе . Игра заинтересовала коллег, например, программиста Дмитрия Певловского, который помог Пажитнову связаться с Вадимом Герасимовым , 16-летним стажером Академии наук. Пажитнов хотел сделать цветную версию «Тетриса» для персонального компьютера IBM PC и попросил стажёра помочь. Герасимов создал версию для IBM PC менее чем за три недели, и с помощью Певловского потратил ещё месяц на добавление новых функций, таких как подсчет очков и звуковые эффекты . Игра, впервые выпущенная в СССР, появилась на Западе в 1986 году.

Пажитнов также создал продолжение «Тетриса» под названием Welltris , в котором использовался тот же принцип, но в трёхмерной среде, где игрок видит игровое поле сверху . «Тетрис» был лицензирован и управлялся советской компанией Электроноргтехника (Elorg), которая имела монополию на импорт и экспорт компьютерного оборудования и программного обеспечения в СССР. Поскольку Пажитнов был государственным служащим, он не получал роялти за свои разработки .

В 1991 году Пажитнов вместе с Владимиром Похилько переехал в США , а затем, в 1996 году, вместе с Хенком Роджерсом основал компанию The Tetris Company , которая наконец-то позволила ему получать роялти от своей игры. Он помог разработать головоломки для игры Yoshi’s Cookie для SNES и создал игру , которая включает в себя более традиционные головоломки в стиле пазлов . Пажитнов и Похилько основали компанию AnimaTek, занимающуюся 3D-программами, которая разработала заставку El-Fish .

Он работал в компании Microsoft с октября 1996 года по 2005 год. Во время работы в компании он занимался разработкой Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection, MSN Mind Aerobics и MSN Games . Новая, улучшенная версия игры Hexic, Hexic HD, разработанная Пажитновым, была включена в каждый новый пакет Xbox 360 Premium.

В 1997 году Computer Gaming World поставил Алексея Пажитнова на четвёртое место в списке самых влиятельных людей в игровой индустрии .

Пажитнов в 2013 году

Электроноргтехника (Elorg), которая стала приватизированной российской компанией, была продана компании The Tetris Company в январе 2005 года за $15 млн . 18 августа 2005 года выпустила анонс о том, что Алексей Пажитнов присоединяется к этой компании и приступает к разработке новой серии игр.

7 марта 2007 года был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award .

24 июня 2009 года удостоен почётной награды LARA — Der Deutsche Games Award .

31 марта 2023 года на стриминговом-сервисе Apple TV+ состоялась премьера фильма « Тетрис », в котором роль Пажитнова исполнил Никита Ефремов .

Включён в «Зал Славы видеоигровой индустрии России» .

Личная жизнь

Пажитнов проживает в Клайд-Хилле, Вашингтон , также имеет квартиру в Москве , где он регулярно бывает . Семья: жена Нина, и двое детей — Пётр и Дмитрий (4 ноября 1986 — 3 июля 2017) . Дмитрий погиб в горнолыжном происшествии на горе Рейнир в 2017 году .

Общественная позиция

После вторжения России на Украину в 2022 году Пажитнов выступил с заявлением, в котором осудил войну и заявил, что «уверен, что Путин и его ненавистный режим падут и нормальный мирный образ жизни будет восстановлен на Украине и, будем надеяться, в России» .

Игры

Название Год выпуска ОС , компьютер Роль Пажитнова
Muddled Casino 1982 Электроника-60, впоследствии порт на IBM PC Оригинальная идея, разработка для Электроники-60
Tetris 1984 Электроника-60 , IBM PC Оригинальная идея, (алгоритм вместе с Дмитрием Павловским, программу c Электроника-60 на IBM PC перенёс Вадим Герасимов )
Welltris 1989 Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, DOS , Macintosh и ZX Spectrum Общий дизайн игры, совместно с Андреем Сгеновым (aka Andrei Sgenov)
Faces 1990 DOS , Macintosh Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко)
1990 TurboGrafx-16, Arcade, Game Boy & NES Оригинальная идея
1990 Famicom Disk System ( Япония ) Idealist
1993 DOS Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко)
1994 Windows 3.x Фотография Пажитнова на обложке игры.
1994 Game Boy & Super NES Общий дизайн игры
Knight Moves 1995 Microsoft Windows Idealist
Ice & Fire 1995 Windows, Macintosh Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко)
1995 Microsoft Windows Оригинальная идея. Фотография Пажитнова на обложке игры.
1997 Nintendo 64 Помощник
1997 Windows & Game Boy Color Дизайн игр Fringer, Mixed Genetics, Lineup, Color Collision, Charmer и Muddled Casino
1999 Windows Общий дизайн игры
2005 Xbox 360 Оригинальная идея и дизайн
Dwice 2006 Windows Общий дизайн игры
2007 Xbox 360 Общий дизайн игры
2013 iOS Оригинальная идея и дизайн

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 сентября 2017. 12 августа 2017 года.
  2. . Atarihq.com. Дата обращения: 6 мая 2012. 7 мая 2012 года.
  3. Евгений Пажитнов. . proza.ru . Дата обращения: 10 марта 2020. 9 ноября 2021 года.
  4. Sheff, David. . — 1st. — New York : Random House, 1993. — ISBN 9780679404699 .
  5. Goldberg, Harold. . — New York : Three Rivers Press, 2011. — ISBN 9780307463555 .
  6. . history-computer.com . Дата обращения: 10 марта 2019. 3 апреля 2019 года.
  7. dhamin. (рус.) . Геймдев (30 сентября 2021). Дата обращения: 25 апреля 2023. 25 апреля 2023 года.
  8. . www.ixbt.com . Дата обращения: 6 января 2022. 7 января 2022 года.
  9. Ichbiah, Daniel. Tetris: l'infernal casse-tête qui venait du froid // La saga des jeux vidéo : [] . — 1st. — Pocket, 1997. — ISBN 9782266087636 .
  10. Hoad, Phil (англ.) . The Guardian (2 июня 2014). Дата обращения: 3 сентября 2021. 3 июня 2014 года.
  11. Denis Khamin. . Геймдев от первого лица (30 сентября 2021). Дата обращения: 25 апреля 2023. 25 апреля 2023 года.
  12. Romo, Vanessa (англ.) . NPR (6 июня 2019). Дата обращения: 3 сентября 2021. 7 июня 2019 года.
  13. (амер. англ.) . Digital Trends . Дата обращения: 25 апреля 2016. 6 июня 2016 года.
  14. Nutt, Christian (англ.) . (28 июня 2010). Дата обращения: 3 сентября 2021. 27 августа 2021 года.
  15. Prisco, Jacopo (англ.) . CNN (31 октября 2019). Дата обращения: 3 сентября 2021. 1 ноября 2019 года.
  16. Johnson, Bobby (англ.) . The Guardian (1 июня 2009). Дата обращения: 3 сентября 2021. 22 января 2014 года.
  17. . Mds.mdh.se. Дата обращения: 20 ноября 2009. Архивировано из 22 апреля 2006 года.
  18. / Marc Saltzman. — Pearson Education, 1 May 2002. — P. 431. — ISBN 978-1-57595-555-1 .
  19. (англ.) // Computer Gaming World : journal. — Ziff Davis , 1997. — October ( no. 159 ). — P. 56 . 16 августа 2000 года.
  20. . Summitlaw.com 5. Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
  21. Дата обращения: 21 июля 2007. Архивировано из 12 ноября 2009 года.
  22. . Дата обращения: 21 июля 2007. 7 марта 2007 года.
  23. . Дата обращения: 25 июня 2009. 26 июня 2009 года.
  24. DTF. . vc.ru (16 февраля 2023). Дата обращения: 16 февраля 2023. 16 февраля 2023 года.
  25. . legends.forgamedev.ru . Организация развития видеоигровой индустрии. Дата обращения: 29 августа 2023. 29 августа 2023 года.
  26. Дмитрий Кинский (2023-08-22). . Мир фантастики . из оригинала 29 августа 2023 . Дата обращения: 30 августа 2023 .
  27. . Дата обращения: 6 апреля 2019. 6 апреля 2019 года.
  28. Colin Campbell. (амер. англ.) . Polygon (17 июня 2019). Дата обращения: 17 февраля 2023. 17 февраля 2023 года.
  29. Ackerman, Dan. Alexey Leonidovich Pajitnov // . — 1st. — New York : PublicAffairs, 2016. — ISBN 9781610396127 .
  30. . Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано из 6 апреля 2019 года.
  31. . The News Tribune (22 августа 2017). Дата обращения: 6 апреля 2019. 6 апреля 2019 года.
  32. (амер. англ.) . VentureBeat (23 марта 2022). Дата обращения: 20 февраля 2023. 29 июля 2023 года.
  33. Mann, Richardo. (англ.) // Compute! : journal. — 1990. — December ( no. 124 ). — P. 92 .

Ссылки

  • (англ.) . BBC (6 июля 2004). Дата обращения: 4 декабря 2007. Архивировано из 16 июля 2004 года.

Интервью

Источник —

Same as Пажитнов, Алексей Леонидович