Interested Article - Вор (фильм, 1952)
- 2020-09-05
- 1
«Вор» ( англ. The Thief ) — шпионский фильм нуар Расселла Рауса , вышедший на экраны в 1952 году .
Сценарий фильма написал Раус вместе со своим постоянным партнёром , который также был продюсером фильма. Фильм рассказывает об известном американском физике ( Рэй Милланд ), работающем в Комиссии США по атомной энергии , который копирует и передаёт сверхсекретные материалы Комиссии неназванной шпионской организации. Когда физик оказывается под угрозой разоблачения Федеральным бюро расследований , его пытаются переправить за рубеж. Однако после того, как он непреднамеренно убивает агента ФБР , физиком овладевает чувство раскаяния, и в последний момент он отказывается бежать из страны и сам приходит в Федеральное бюро расследований.
В фильме нет произносимого актёрами текста, однако в отличие от немых фильмов прошлого, он имеет записанный в студии саундтрек с музыкой и естественными звуками окружающей среды. Это первый фильм в американском кино после романтической комедии Чарли Чаплина « Огни большого города » (1931), в котором нет актёрских реплик. В 1955 году на экраны вышел ещё один нуар без произносимого текста — « Помешательство ». К числу современных фильмов имитирующих дозвуковой кинематограф, относятся, в частности, такие картины, как « Зов Ктулху » (2005), « » (2006), « Антенна » (2007) и « Артист » (2011) .
Фильм относится к группе «шпионских нуаров», к которой принадлежат также такие картины, как « Министерство страха » (1944), « Железный занавес » (1948), « » (1948), « Происшествие на Саут-стрит » (1953) и « Целуй меня насмерть » (1955) .
В 1953 году композитор фильма был номинирован на Оскар за лучшую музыку в жанре драмы или комедии .
Сюжет
Ночью в квартире мужчины раздаётся кодовый сигнал по телефону: три звонка-пауза-ещё три звонка. Не снимая трубки, недовольный и подавленный мужчина ( Рэй Милланд ) неохотно встаёт с кровати, выходит на улицу и идёт по известному ему маршруту в спальном районе Вашингтона . На одной из улиц его замечает другой мужчина ( Мартин Гейбел ), который достаёт из пачки последнюю сигарету, закуривает её, а саму пачку сминает и бросает на тротуар, после чего быстро удаляется. Первый мужчина незаметно поднимает её и быстро возвращается с ней домой. Вернувшись в квартиру, он разворачивает пачку и на внутренней стороне читает секретные инструкции. Как становится понятно из почётной таблички в его комнате, мужчиной является физик с мировым именем доктор Аллан Филдс.
На следующее утро Филдс приходит на работу в Комиссию США по атомной энергии , и тайно перефотографирует секретные документы. Затем он достаёт из фотоаппарата микроплёнку и перекладывает её в небольшую металлическую коробочку, которую заклеивает скотчем. После этого Филдс направляется в Библиотеку Конгресса США , где в одном из залов незаметно оставляет коробочку за рядами книг. Оттуда её забирает следивший за Филдсом из зала тот самый мужчина, который ночью бросил сигаретную пачку — мистер Блик. Мистер Блик затем незаметно оставляет коробочку в будке телефона-автомата, где её забирает другой агент, затем этот агент около витрины магазина бросает коробочку в открытую сумочку элегантной женщине, мисс Филипс (Рита Вэйл). Наконец, пройдя через руки нескольких посредников, коробочка оказывается в руках у курьера, который вылетает с ней самолётом в Каир .
Несколько дней спустя Филдс крепко напивается в своей квартире и не реагирует на неоднократные сигнальные телефонные звонки Блика, вызывающие его на новый контакт. Утром Филдс видит, что Блик караулит его у входа в здание Комиссии, а затем поджидает его и около дома. Не в силах сопротивляться такому давлению, Филдс снова отправляется и уже известным способом получает новые инструкции.
На следующее утро в Комиссии по атомной энергии Филдс проникает в кабинет своего коллеги, доктора Ханса Линдструма, извлекает из его сейфа секретные бумаги и фотографирует их. Собираясь уже уходить, Филдс замечает, что Линдструм подходит к своему кабинету. Филдс вынужден спрятаться за креслом, забыв фотоаппарат на рабочем столе Линдструма. Однако, к счастью для Филдса, Линдструм, ничего не заметив, забрал книгу и вышел из кабинета. Филдс возвращается к себе в кабинет, где вновь упаковывает микроплёнку в маленькую коробочку, с которой приходит в читальный зал Библиотеки Конгресса. На этот раз он прячет контейнер в книжной картотеке. Когда Блик уже собирается забрать его, неожиданно к картотеке подходит одна из читательниц и начинает копаться в карточках как раз около того места, где положен контейнер. Однако она так и не открывает искомый ящик, и Блику вновь удаётся забрать коробочку. По известной цепочке коробочка вновь переходит от одного агента к следующему, пока забравший её от мисс Филипс связной случайно не попадает под автомобиль. Подоспевший полицейский забирает у погибшего агента контейнер, в результате информация о секретной шпионской операции становится известна Федеральному бюро расследований . Ещё не зная об этом, Филдс возвращается домой и в яростном порыве разбивает почётную доску, вручённую ему за вклад в развитие американской ядерной энергетики.
ФБР немедленно начинает расследование, о чём Блик немедленно сообщает Филдсу. Тот забирает из дома камеру для секретной фотосъёмки, выходит в город и незаметно выбрасывает её в реку. Тем временем ФБР допрашивает Линдструма по поводу его бумаг и определяет круг лиц, который мог получить к ним доступ. Составив список из десятка подозреваемых, в число которых попадает и Филдс, руководство ФБР приставляет к каждому из них своего агента, который осуществляет за ними постоянную тайную слежку. Ещё не зная, что за ним установлена слежка, Филдс тщательно обыскивает свою квартиру в поисках подслушивающих устройств.
Когда Филдс приходит в Библиотеку Конгресса на экстренную встречу с Бликом, тот замечает, что за физиком ведётся слежка. Блик не вступает в контакт, а когда Филдс возвращается в свою квартиру, то находит под дверями телеграмму, в которой ему в зашифрованном виде даются инструкции о дальнейших действиях. ФБР также получает копию этой телеграммы, но не может расшифровать её смысл. Тем временем Филдс в окно замечает автомобиль, около которого стоит двое мужчин, похожих на агентов спецслужб. Филдс аккуратно выходит из квартиры, спускается вниз по пожарной лестнице с другой стороны дома и через соседние дворы выходит к месту, где его невозможно заметить. Филдс добирается до стадиона, на парковке которого по сообщённому ему в телеграмме номеру находит автомобиль. В бардачке автомобиля Филдс находит ключ и записку, в которой содержится инструкция немедленно выезжать из Вашингтона в Нью-Йорк .
Добравшись до Нью-Йорка, Филдс бросает автомобиль и направляется на Центральный вокзал . Из камеры хранения Филдс извлекает чемоданчик и записку с адресом многоэтажного жилого дома и ключом от квартиры. Прибыв по указанному адресу, Филдс видит, как за ним с интересом наблюдает красивая молодая женщина из квартиры напротив ( Рита Гэм ). Войдя в квартиру, Филдс открывает чемоданчик, где находит паспорт моряка со своей фотографией и комплект соответствующей одежды. Филдс вынужден ожидать очередного сигнала в течение нескольких дней, постоянно сталкиваясь с женщиной напротив и соблазном познакомиться с ней. В конце концов, неопределённость и бессмысленное ожидание доводят Филдса до нервного срыва. Он выбегает на улицу, добегает до Центрального парка , где бежит до полного изнеможения. Тем временем агенты ФБР обнаруживают автомобиль, на котором Филдс бежал из Вашингтона, и снимают оставшиеся на бардачке отпечатки пальцев, выясняя, что Филдс в Нью-Йорке.
В конце концов, Филдсу поступает знакомый телефонный сигнал: три звонка-пауза-три звонка. В соответствии с инструкцией Филдс направляется на небоскрёб Эмпайр стейт билдинг , где на смотровой площадке, расположенной на 86-м этаже, должен получить инструкции от дамы с тремя книгами, перевязанными верёвкой. Однако за дамой, мисс Филипс, следит Харрис, тот же самый агент ФБР, который следил за Филдсом в Вашингтоне.
Увидев даму, Филдс забирает у неё одну из книг. Между страницами книги он находит вырезку из газеты, в который выделена информация об отправлении в 3.30 утра корабля на Каир. Тем временем Харрис замечает, что у мисс Филлипс осталось только две книги вместо трёх, и бросается на поиски того, кому она передала книгу. Вскоре Харрис замечает Филдса и начинает его преследовать. Филдс также замечает Харриса и по служебной лестнице небоскрёба пытается скрыться от него, поднимаясь всё выше и выше. Наконец, уже в полном изнеможении, Филдс добирается до самого верхнего 102-го этажа и выходит на небольшую открытую площадку, откуда уже некуда бежать. Филдс фактически загнан в угол, и когда из люка появляется рука Харриса, хватающая его за ногу, Филдс в отчаянии из всех сил бьёт Харриса по руке и по голове, пока тот не срывается и не падает на несколько этажей вниз, разбиваясь насмерть.
Филдс выбегает из здания и возвращается в свою комнату, где начинает истерически рыдать. Ночью его мучают кошмары: он видит Блика и Харриса, вращающийся телефонный диск и звонящий телефон. Наконец, в назначенное время он надевает переданную ему одежду, направляется в город и приходит в порт. Однако, подойдя к трапу корабля, оплывающего в Каир, он не может заставить себя сесть на корабль. Филдс рвёт полученные документы и выбрасывает их, после чего подавленно бредёт, и в конце концов поднимается по лестнице здания ФБР, вероятно, намереваясь сознаться в своих преступлениях.
В ролях
- Рэй Милланд — Аллан Филдс
- Мартин Гейбел — мистер Блик
- Гарри Бронсон — Харрис
- Рита Вэйл — мисс Филипс
- Рекс O’Мэлли — Бил
- Рита Гэм — соседка в многоквартирном доме
Авторы фильма и исполнители главных ролей
Расселл Раус и были удостоены Оскара за сценарий романтической комедии « Телефон пополам » (1960). Они также совместно написали сценарии таких фильмов нуар , как « Мёртв по прибытии » (1950), « Колодец » (1951), « Порочная женщина » (1953) и « Секреты Нью-Йорка » (1955). Режиссёром всех этих фильмов нуар, кроме первого был Рауз. .
Рэй Милланд сыграл в таких знаменитых фильмах нуаровой направленности, как фильм ужасов « Незваные » (1944), шпионский триллер « Министерство страха » (1944) Фрица Ланга , социальный нуар « Потерянный уикэнд » (1945, Оскар за лучшую мужскую роль), « Большие часы » (1948), « Псевдоним Ник Бил » (1949) и « В случае убийства набирайте «М» » (1954) Альфреда Хичкока .
Оценка фильма критикой
Общая оценка и характеристика фильма
Фильм получил благоприятные, с некоторыми оговорками, отзывы критики. Особое внимание было обращено на оригинальный художественный приём — постановку картины без произносимого актёрами текста, а также на высококачественную операторскую работу, музыку и игру Рэя Милланда в главной роли.
После выхода фильма на экраны журнал Variety дал ему высокую оценку, отметив «необычный подход к киноповествованию (полное отсутствие разговорной речи), хороший шпионский сюжет и сильную игру Рэя Милланда» . При этом, по мнению журнала, «истории не хватает причины, по которой Милланд, уважаемый учёный в области ядерной физики , стал предателем своей страны, передающим ядерные секреты иностранным агентам» .
Газета « Нью-Йорк Таймс » назвала фильм «шпионской мелодрамой, для которой язык был бы лишним» . Новшество с отсутствием разговорной речи газета считает «основополагающим достоинством этой мелодрамы» . Но всё-таки, подчёркивает автор статьи, «помимо своего новаторства, „Вор“ обладает и изрядной долей других достоинств», и, если не считать «финального недостойного и неуместного поворота, который не вытекает из показанного в картине, в остальном всё выполнено на высочайшем уровне» . Газета отмечает, что картина представляет собой «преследование размером в полнометражный фильм, с некоторыми повторами, в котором пульсирует только саспенс », но при этом «основополагающие причины преступной деятельности не раскрыты, а логика истории порой держится на хрупкой нити» . По мнению газеты, создатели фильма «Рауз и Грин озабочены главным образом документальным фиксированием сверхсложных методов работы главного персонажа и связанных с ним подлых заговорщиков», «практически не предпринимая усилий, чтобы прописать многомерные психологические образы действующих лиц» .
Современный критик Крейг Батлер также в первую очередь подчёркивает, что фильм «построен на необычном приёме — который заключается в том, что вся история рассказывается без единой актёрской реплики — и интерес зрителя будет зависеть от того, насколько его заинтересует такой приём» . По мнению Батлера, «существует обоснование, почему используется такой подход, помимо вызова как такового сделать фильм без текста: главный персонаж на самом деле одинок и не способен к реальному человеческому общению. По причине ситуации, в которой он оказался, нет никого, кому бы он мог полностью доверять, никого, кому бы он мог раскрыться — другими словами, в буквальном смысле нет никого, с кем он мог бы поговорить, и создание фильма без текста метафорически подчёркивает это обстоятельство» . Далее Батлер отмечает, что всё-таки «окончательный результат не приносит полного удовлетворения: без диалогов и мотивировок, история за кадром остаётся неясной, а образы — непроработанными». Кроме того временами внимание зрителя начинает концентрироваться в большей степени на том, «как он сделает тот или иной эпизод без разговоров», чем на самой истории . И, наконец, «сама история не слишком оригинальна; то же самое уже было во многих других шпионских фильмах» .
Деннис Шварц называет картину «уникальным, но скучноватым шпионским триллером о Красной угрозе » . По словам критика, фильм «показывает одинокого и отчуждённого несимпатичного человека в бегах, который попадает в ловушку призрачного и мрачного мира хаоса, но не обрастает плотью в своём персонаже, так что мы так и не начинаем переживать по поводу его несчастной судьбы в плане человеческой истории», при этом «мотивы его шпионской деятельности не прописаны» . Далее он продолжает: «Это немой фильм в истинном понимании этого слова. Трюк с безмолвием (за исключением естественного звукового фона) никогда не привлекал моего интереса. А по мере того, как фильм натужено тянется после того, как новшество себя исчерпывает, оно начинает откровенно раздражать. Оно представляется надуманным и не служит никакой цели, а сам трюк не делает фильм более интересным» . Но, отмечает далее Шварц, «по крайней мере, при отсутствии разговорного текста нам не надо выслушивать лекцию о патриотизме или какой-либо пронзительный, направленный против красных текст» .
Характеристика работы режиссёра и творческой группы
«Нью-Йорк Таймс» назвала Кларенса Грина и Расселла Рауса «предприимчивой парой киноремесленников, которые пытаются доказать, что некоторые киноистории лучше смотреть, чем слушать. И проект стал успешной демонстрацией их мастерства» . По мнению Батлера, хотя отсутствие разговорного текста, это лишь приём, уловка, тем не менее, «надо отдать должное режиссёру и соавтору Расселлу Раусу за то, что он принял такой вызов и проделал такую отличную работу, принимая его». Батлер считает, что «Рауз превосходно находит способы рассказать историю, ничуть не жертвуя напряжённостью, саспенсом или эмоциональным воздействием» . Он отмечает, что «работая с оператором Сэмом Ливиттом , нуаровая работа камерой которого просто чудесна, Раус создаёт и рассказывает историю с неотразимой и захватывающей манере» .
Поддерживая высокую оценку работы Ливитта, Шварц написал, что благодаря «отличной мрачной визуальной работе оператора Сэма Ливитта» фильм превращается в «плотное атмосферическое произведение» . «Нью-Йорк Таймс» называет операторскую работа Ливитта «отличной» и «сильно дополняющей напряжённость преследования», отмечая, что его камера «ухватила в свете реальные и знакомые места действия в Вашингтоне и Нью-Йорке » . Действие происходит в таких «визуально увлекательных местах, как Библиотека Конгресса , тихие тенистые улочки Джорджтауна и станции нью-йоркского метро, многолюдные улицы центра Нью-Йорка и башню Эмпайр стейт билдинг , в которой происходит часть преследования» .
Музыка Хершела Гилберта, по мнению «Нью-Йорк Таймс», «незаметно нагнетает атмосферу, а также даёт ощутить чувства и эмоции главных героев» . Со своей стороны, Variety отмечает, что «постоянный звук городского шума вносит какофоническую ноту, пронзительно звучащий телефонный звонок играет важную роль и в конце концов, фильм имеет высококлассную музыку Хершела Гилберта, которая порой даже слишком настойчиво выстраивает мелодраматическое настроение, а в других местах — мягко подчёркивает и разъясняет бессловесные поступки исполнителей» . Батлер также считает, что «драматическая музыка Хершела Бёрка Гилберта оказывает неоценимую помощь в изложении истории» .
Характеристика актёрской работы
Среди достижений в работе Рауса над фильмом «Нью-Йорк Таймс» выделят то, что он «добился прочувствованной и выдающейся игры от Рэя Милланда в заглавной роли», хотя сама история вряд ли «будет удостоена призов за оригинальность» . Далее газета пишет: «Изображение Милландом учёного-предателя, человека, мотивы которого не очевидны, великолепно. Он образованный человек, мучающийся от нерешительности, и которого медленно, но уверенно разрушает страх, превращающий его в животное, которое непреднамеренно убивает того, кто пытался его схватить» . Батлер также считает, что «Раусу чрезвычайно повезло, что он заполучил Рэя Милланда в качестве звезды, поскольку его игра великолепна; глубины, которые он обнажает и нюансы, которые он находит — это сплошное наслаждение» .
«Нью-Йорк Таймс» обратил внимание также на игру Риты Гэм , написав что эта «привлекательная новая актриса с телевидения в свои краткие моменты на экране в качестве соблазнительницы в многоквартирном убежище Милланда, продемонстрировала, что могла бы отлично выглядеть в купальнике» . Variety также выделил «Риту Гэм, актрису из Нью-Йорка, которая производит сильное впечатление в трёх своих сценах в качестве соблазнительницы» .
Признание
Фильм был удостоен ряда престижных наград и номинаций, в частности :
Год | Награда/ Категория | Получатель | Результат |
---|---|---|---|
Оскар | |||
1953 | Лучшая музыка для драмы или комедии | Хершел Бёрк Гилберт | Номинация |
Золотой Глобус | |||
1953 | Лучшая операторская работа — чёрно-белое кино | Сэм Ливитт | Номинация |
1953 | Лучшая картина — драма | Номинация | |
1953 | Лучший актёр — драма | Рэй Милланд | Номинация |
1953 | Лучший сценарий | Кларенс Грин, Расселл Раус | Номинация |
1953 | Самый многообещающий новичок — женщина | Рита Гэм | Номинация |
Примечания
- IMDB. от 13 июля 2015 на Wayback Machine
- IMDB. от 13 июля 2015 на Wayback Machine
- [imdb. Архивированная копия] . Дата обращения: 17 июня 2022. 13 июля 2015 года.
- IMdb. от 13 июля 2015 на Wayback Machine
- IMDB. от 13 июля 2015 на Wayback Machine
- ↑ Variety. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine
- ↑ New York Times. от 9 ноября 2017 на Wayback Machine
- ↑ Craig Butler. Review. от 20 декабря 2012 на Wayback Machine
- ↑ Dennis Schwartz. (англ.) . dennisschwartzreviews.com (24 февраля 2005). Дата обращения: 15 ноября 2019. 15 ноября 2019 года.
- IMDB. от 13 июля 2015 на Wayback Machine
Ссылки
- на сайте IMDB
- на сайте Allmovie
- на сайте Turner Classic Movies
- 2020-09-05
- 1