Interested Article - Сант-Эусторджо
- 2021-08-13
- 2
Базилика Сант-Эусторджо , Базилика Святого Евсторгия ( итал. Basilica di Sant'Eustorgio ) — католическая католическая базилика , расположенная на одноименной площади в Милане , недалеко от ворот Порта Тичинезе. Храм в романском стиле был построен в XI — XII веках (впоследствии перестроен), в XIV — XV веках к базилике были пристроены многочисленные ренессансные капеллы . На протяжении веков церковь была местом паломничества к хранившимся здесь мощам , которые, как считается, принадлежали Трём царям , принесшим дары родившемуся в Вифлееме Иисусу Христу . Это одна из раннехристианских базилик Милана в период, когда город Медиолан был столицей Западной Римской империи (с 286 по 402 год). Произведения искусства, хранящиеся в храме, имеют особую историческую и художественную ценность .
Первая церковь на этом месте была построена в IV веке , вероятно, около 344 года. Имела название «Базилика трёх волхвов» ( лат. Вasilica trium magorum ). Затем была посвящена Евсторгию Медиоланскому Первому , миланскому епископу (343—349), который, по преданию, перенёс мощи трёх царей (волхвов) из Константинополя в Милан.
Легенда
В 1764 году под базиликой было обнаружено христианское захоронение, содержащее монеты времени императора Константа (правил в 337—350 гг.), сына Константина Великого . Согласно легенде, церковь получила в подарок непосредственно от императора Константа огромный каменный саркофаг с мощами волхвов, происходящих из собора Святой Софии в Константинополе (где они были захоронены несколькими десятилетиями ранее императрицей Святой Еленой , обнаружившей их во время своего паломничества в Святую Землю). Согласно легенде, миланский епископ Евсторгий сам доставил мощи на повозке, которая неожиданно остановилась у ворот города, так как волы, тянущие за собой огромный вес, в какой-то момент рухнули от усталости. Епископ истолковал это как волю самих мощей, чтобы остаться в этом месте, но не быть захороненными в базилике Санта-Текла, как это было изначально предусмотрено. Поэтому за городскими стенами было устроено новое место поклонения, а затем построена церковь, которая позднее была названа в честь епископа: Сант-Эусторджо. Сам же епископ завещал похоронить себя в этой церкви рядом с мощами волхвов .
История строительства
В XI веке церковь была полностью перестроена в романском стиле . В 1162 году после разграбления Милана войсками императора Фридриха Барбароссы под командованием имперского канцлера Райнальдо ди Дасселя, мощи трёх царей по приказу императора были перенесены в Кёльн , где и пребывают по сей день в Кёльнском соборе . В базилике Сант-Эусторджо остался большой саркофаг, на крышке которого вырезаны звезда и надпись XVIII века «Sepulcrum trium Magorum» (Гробница Трёх волхвов); кроме того, по традиции, в Милане на праздник Крещения возле саркофага выставляется медаль, якобы сделанная из части золота, подаренного волхвами младенцу Иисусу.
В последующие века миланцы тщетно пытались добиться реституции украденных у них реликвий; только в 1904 году, благодаря вмешательству кардинала Андреа Карло Феррари, их небольшая часть вернулась в базилику, и они до сих пор хранятся в футляре над алтарем Капеллы волхвов возле «Саркофага волхвов». В память об утраченных святынях колокольня базилики, вместо навершего креста, увенчана восьмиконечной звездой. В XIII веке базилика стала главным храмом миланских доминиканцев , первые братья были направлены сюда в 1219 году самим святым Домиником . В 1227 году Сант-Эусторджо официально передана Ордену проповедников . Доминиканцы провели большую работу по восстановлению и расширению церкви. В XIV—XV веках с правой стороны от главного нефа к церкви были пристроены многочисленные капеллы знатных итальянских семейств, некоторые из которых признаны шедеврами ренессансного искусства.
Архитектура
Современный фасад базилики, чей первоначальный проект восходит к XII веку, является результатом реставрации в неороманском стиле, проведённой инженером Джованни Брокка в период с мая 1864 по август 1865 года. От романской церкви XI—XII веков в оригинальном виде сохранилась только апсида . Фрагменты фундамента раннехристианской церкви IV века были обнаружены при раскопках в крипте . В правом трансепте базилики находится древнеримский саркофаг, в котором, согласно преданию, находились останки трёх волхвов.
Колокольня 75 м высотой, расположенная позади церкви, была построена между 1297 и 1309 годами в типичном ломбардском стиле из кирпича и каменных блоков. Она имеет характерное для романской эпохи шатровое покрытие и шесть колоколов. На вершине вместо обычного креста изображена восьмиконечная звезда, символ звезды, которая привела волхвов в Вифлеем. На колокольне были установлены первые общественные часы в Италии .
Интерьер
Церковь имеет три нефа , центральный длиной 70 метров, он перекрыт цилиндрическим сводом . Общая ширина храма (исключая капеллы) составляет 24 метра. Семь пар опор с чередующимися полуколоннами и пилястрами поддерживают арки, разделяющие центральный и боковые нефы
Главный алтарь (Altare maggiore) представляет собой внушительный мраморный полиптих . Рельефы полиптиха со сценой Распятия в центре неизвестного венецианского художника раскрывают эпизоды Страстного цикла и называются «Анконой Страстей» ( итал. Ancona della Passione ; итал. ancona — священное изображение, икона). Композиция заказана в конце четырнадцатого века миланским герцогом Джан Галеаццо Висконти и создана несколькими скульпторами, включая Якопино да Традате.
Под алтарём находятся мощи святого Евсторгия . В правом трансепте находится древний саркофаг Tрёх царей, в котором ныне хранится лишь небольшой фрагмент мощей, возвращённый из Кёльна. Алтарь правого трансепта также представляет собой мраморный полиптих, он схож с главным, хотя существенно меньше по размерам.
«Церковь содержит под своими сводами такое количество произведений искусства, что ей можно считать музеем. Это многочисленные скульптуры, рельефы, фрески» . Основной интерес в церкви Сант-Эусторджо представляют ренессансные капеллы . Наиболее известные из них:
- Капелла Портинари (за апсидой) — 1468 год, выдающийся образец искусства эпохи Возрождения в Ломбардии с фресками Винченцо Фоппы . Строительство капеллы было начато в 1462 году по распоряжению Пиджелло Портинари и закончено в год его смерти (1468). Там же находится его монументальная гробница, автором которoй в некоторых источниках называется , ученик Джованни Пизано , в других — Гвинифорте Солари .
В центре капеллы высится необычное архитектоническое сооружение — Арка Сан-Пьетро-Мартире (l’Arca di San Pietro Martire), построеннoe в честь Святого Петра Мученика , доминиканского проповедника, убитого еретиком в 1252 году. Сооружение, в котором находятся останки святого, в виде саркофага с готическим навершием и скульптурами поддерживается подобием кариатид , восемью аллегорическими фигурами представляющими основные добродетели (спереди слева направо: Справедливость, Умеренность, Стойкость, Благоразумие) и богословские добродетели (на оборотной стороне слева направо: Послушание, Надежда, Вера, Милосердие). Над ними панели, окружающие саркофаг, представляют сцены из жизни святого. Монумент создан в 1336—1339 годах Джованни ди Бальдуччо . Авторство произведения подтверждается размещённой на саркофаге надписью: «MAGISTER IOANNES BALDUCII DE PISIS SCULPSIT HANC ARCAM ANNO DOMINI MCCCXXXVIIII» (Мастер Джованни ди Бальдуччо да Пиза изваял этот ковчег в год Господень 1339).
- Капелла Бривио (первая от входа), построенная в 1484 году семьей Бривио, к которой принадлежали важные феодалы и магистраты двора герцога Лодовико Сфорца иль Моро . В капелле находится полиптих XV века, работа Амброджо да Фоссано (Бергоньоне) , на котором изображена Мадонна с Младенцем между апостолом Иаковом и епископом святым Энрико. У левой стены находится надгробный памятник Джакомо Стефано Бривио. Памятник был заказан его сыном Джованни Франческо Бривио скульптору Франческо Каццанига и завершён после смерти последнего (1486) его братом Томмазо Каццанига и Бенедетто Бриоско, работавшими в те же годы в Чертоза -ди-Павия.
- Капелла Висконти , или Капелла Сан-Томмазо (четвёртая от входа), в которой находятся фрески XIV века школы Джотто , мраморные надгробия членов семьи, распятие XIII века анонимного венецианского мастера. У алтаря запрестольный образ со святым Фомой (Сан-Томмазо) перед Распятием неизвестного живописца школы Камилло Прокаччини . На своде имеются фрески с изображением четырёх евангелистов, на левой стене фреска Триумф Сан-Томмазо и надгробный памятник Стефано и Валентины Висконти, работа мастеров из Кампионе.
В церкви имеются также капеллы Розария, Торриани, или Сан-Мартино, Сан-Винченцо Феррер, Капелла волхвов, Святого Павла и Святого Франциска.
Галерея
-
Фасад церкви
-
Интерьер главного нефа
-
Главный алтарь: «Анкона Страстей». 1395—1402
-
Главный алтарь. Деталь
-
Фреска пилястры
-
Поклонение волхвов. Полиптих. Капелла трёх волхвов
-
Арка Сан-Пьетро-Мартире (Гробница Петра-Мученика). 1336—1339. Капелла Портинари
-
Гробница Петра-Мученика. Деталь
-
В. Фоппа. История Пьетро да Верона. 1464—1468. Фреска. Капелла Портинари
-
Полиптих Бергоньоне. Мадонна с Младенцем между Св. Иаковом и епископом Энрико. Капелла Бривио
-
Надгробие Дж. С. Бривио
-
Надгробие Пьетро Торелли. Якопино да Традате. Капелла Торелли
-
Дж. К. Сторер. Избиение вифлеемских младенцев. 1650-е гг. Капелла Торриани
-
Раскопки раннехристианской крипты
-
Святой Магнус, епископ Милана. XVI в. Фреска крипты
Примечания
- . от 3 марта 2022 на Wayback Machine
- Josephi Allegranzae ord. Praed. de sepulchris christianis in aedibus sacris Mediol, 1773. — Р. XX // Floss H. J. Dreikönigenbuch. — Köln, 1864. — Р. 61
- (недоступная ссылка)
- Дж. Маджи. Весь Милан. — Флоренция: Bonechi Edizioni, 1998. — С. 114
- Дж. Маджи, 1998. — С. 118
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- (недоступная ссылка)
- 2021-08-13
- 2