Папандреу, Георгиос (старший)
- 1 year ago
- 0
- 0
Георгиос Папазолис ( греч. Γεώργιος Παπαζώλης ; 1725 , Сьятиста , Западная Македония — 1775 , Парос , Южные Эгейские острова ) — российский офицер и агент греческого происхождения, греческий революционер, один из основных инициаторов греческого восстания 1770 года (« Пелопоннесское восстание »).
Папазолис родился в городе Сьятиста, Козани , Западная Македония, где и закончил своё начальное образование. Впоследствии обосновался в Салониках , где занялся торговлей. Эмигрировал в Одессу , где продолжил свою торговую деятельность.
После неудач на торговом поприще, уехал в Санкт-Петербург . Вступил в российскую армию, где дослужился до звания артиллерийского поручика . Был дружен с братьями Орловыми. С приближением конфронтации России с Османской империей, Папазолис, имея доступ к царскому двору (через братьев Орловых) попытался повлиять на обстановку в пользу греков, убедив братьев Орловых, а через них и императрицу Екатерину , о целесообразности и возможности ведения военных операций на юге Балканского полуострова .
В 1763 году Папазолис прибыл в Венецию, а затем в Триест , с целью координации действий греков и русских в организации всегреческого восстания . В 1765 году он написал книгу, с целью ознакомления греческого населения с тактикой современной войны. Эта книга под заголовком «Учение и истолкование военного порядка и искусства», была напечатана в Венеции и распространялась во всех оккупированных османами греческих землях. Основой ей послужил российский военный устав .
С 1765 года и в последующие годы Папазолис, вместе с другими российскими агентами греческого происхождения, объехал регионы Западная Македония , Центральная Македония , Эпир , Центральная Греция и Пелопоннес , с целью согласовать с местными военачальниками и знатью планы восстания и, согласно современному английскому историку Дугласу Дакину, ведя пропаганду среди греков о возрождении Византийской империи .
Несмотря на то что реакция была не особенно обнадёживающей , Папазолис сумел заручиться согласием нескольких военачальников и знати, особенно в Западной Македонии и Мани (полуостров) . Ему удалось убедить Орловых, что настало время для проведения военных операций.
Начало восстания было приурочено к Первой Архипелагской экспедиции русского флота в ходе русско-турецкой войны (1768—1774) .
В феврале 1770 года немногочисленная российская эскадра (с участием Папазолиса) подошла к берегам Мани для поддержки восстания против Османской империи .
Согласно Дакину, Папазолис был скорее горячим греческим патриотом, нежели агентом на службе российских интересов. Для того чтобы ускорить события он заверил императрицу Екатерину о готовности маниатов поддержать действия русских и подделал подписи их вождей, в то время как в действительности маниаты заявили ему, что они не в состоянии вести военные действия за пределами своих гор. Таким образом с появлением немногочисленных российских кораблей у берегов Пелопоннеса, удалось сформировать только 2 легиона с ограниченным числом, в 200 и 1200 бойцов соответственно. Сам Папазолис сконцентрировал свои усилия на клефтах и арматолах горы Олимп и своей родной Македонии, с целью оказать с севера помощь Пелопоннесу. Но силы русских, против ожиданий греков, были незначительны, а силы греческих повстанцев не соответствовали обещаниям Папазолиса русским. Последние недели восстания Дакин описывает следующим образом: «Хотя русские сделали Наварин своей базой, тысячи греческих беженцев прибывших сюда, чтобы избежать резни нашли ворота его крепостей закрытыми» .
Последующие события современный греческий историк А. Вакалопулос описывает следующим образом: «неудачи повстанцев и их постоянные трения с русскими, вынудили последних сесть на корабли и оставить греков на произвол их разъяренных врагов» .
Русско-турецкая война 1768—1774 годов завершилась подписанием мирного договора 10/21 июля 1774 года ( Кючук-Кайнарджийский мирный договор ), который Вакалопулос называет «настоящим подвигом российской дипломатии», поскольку он давал право России вмешиваться во внутренние дела Османской империи .
Несмотря на призывы Папазолиса Россия, обеспечив свои интересы, фактически оставила греков на османский произвол. Печальный результат «национальной перипетии» 1770 года и её трагические результаты потрясли души греков, поколебали их ориентацию на Россию и разочаровали многих .
Многие военачальники и знатные люди Пелопоннеса и Македонии (такие как земляк Папазолиса старик-военачальник Зиакас) принявшие участие в восстании, были разочарованы в России и обвинили Папазолиса в авантюризме. Это рискованное предприятие, организованное в значительной степени по инициативе Папазолиса, было с одной стороны отвлекающими военными действиями в русско-турецкой войне, оплаченными греческой кровью и стало объектом используемым русской дипломатией, но с другой стороны было плохо подготовленным, с спорадическими выступлениями в греческих землях, без связи и координации.
Современный греческий историк Д. Фотиадис писал, что у восстания не было объективных предпосылок для успеха, что русско-греческие силы были малыми, без плана и организации , но несмотря на это считает восстание рубежом для последующих событий, вплоть до Греческой революции 1821 года . Папазолис умер в 1775 году на острове Парос куда перенёс свою базу российский флот после того как оставил Наварин .