Д’Эстре, Жан (дипломат)
- 1 year ago
- 0
- 0
Самоанско-тонганская война — война самоанцев за независимость от Тонганской империи , произошедшая, ориентировочно, в середине XIII века . Свелась к единственному крупному боестолкновению, которое произошло на северном побережье острова Савайи .
Тонганским войском командовал лично верховный правитель Талакаифаики , восставшими самоанцами — братья Туна, Фата и Савеа . Победа повстанцев привела к изгнанию тонганцев, господствовавших на этом архипелаге около трех столетий, и создала условия для формирования на Самоа централизованного суверенного государства во главе с династией . Сведения о войне носят в основном легендарный характер.
Источниками сведений о войне служат многочисленные самоанские легенды. В соответствии с ними, независимость от тонганцев была обретена за 25 поколений до начала XXI века , что позволяет историкам с определенной условностью датировать конфликт серединой XIII столетия. В подтверждение самого факта крупного боестолкновения приводятся сообщения местных жителей о человеческих останках, якобы периодически обнаруживаемых на соответствующем участке северного побережья острова Савайи. Однако достоверных подтверждений подобных находок не имеется.
Тонганская империя распространила свой контроль на территорию Самоа в первые десятилетия своего существования — на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры . К моменту покорения тонганцами единого государственного образования у самоанцев не было: территория архипелага представляла собой несколько чифдомов . Очевидно, господство тонганцев не опиралось на постоянную военную оккупацию , а основывалось на периодических военных экспедициях и сборе дани с самоанских вождей . Самоанские легенды повествуют о многочисленных жестокостях и притеснениях со стороны тонганских интервентов .
Около 1250 года на крупнейший самоанский остров Савайи прибыла военная экспедиция, которую возглавлял лично верховный правитель Тонганской империи Талакаифаики . Целью экспедиции было закрепление контроля над Самоа. Интервенты расположились лагерем в центральной части северного побережья в районе современной деревни Сафоту, откуда, вероятно, планировали совершать вылазки в другие части Самоа .
По легенде, для обеспечения доступа во внутренние районы острова тонганцы мобилизовали местных жителей на строительство мощёной дороги . Через какое-то время на пути работников встретился огромный валун , препятствовавший дальнейшей прокладке трассы. Заметив усердие в работе двух местных жителей, братьев Туны и Фаты, Талакаифаики приказал им под страхом смерти сдвинуть камень. Братья с позволения тонганского правителя отправились к семье, чтобы взять в помощь своего племянника по имени Улумасуи, отличавшегося большой смекалкой. На пути к валуну последний нашёл двух угрей и осьминога , которых положил под огромный камень. Зарывшись под валун, животные разрыхлили почву под ним, что в итоге позволило Улумасуи, Туне и Фате сдвинуть его к месту, указанному тонганским правителем .
Случай с валуном убедил Туну и Фату в деспотичности завоевателей, и они начали вынашивать план освобождения родины. Пробравшись на стоявшее на якоре судно Талакаифаики , они выкрали оттуда гребной шест тонганского правителя и сделали из него палицы . После этого братья начали подбивать земляков на восстание, в чём достаточно скоро преуспели .
Однажды, когда тонганцы наблюдали за танцами местных жителей, повстанцы неожиданно напали на них. В сражении, по легенде, погибло около 200 захватчиков. Оставшиеся в живых во главе с Талакаифаики были загнаны в море. Стоя на небольшой прибрежной скале, верховный правитель Тонга клятвенно пообещал самоанцам, что никогда больше не вернется на их землю, если только не будет приглашен в гости. При этом он выразил уважение победителям и назвал их великими воинами. Пощадив противника, самоанцы позволили Талакаифаики и остаткам его войска покинуть остров .
Победа самоанцев положила конец трёхвековому тонганскому владычеству над этим архипелагом и создала условия для формирования на его территории единого, независимого государственного образования . По легенде, после изгнания Талакаифаики братья Туна и Фата обрели огромный авторитет среди соотечественников, и вскоре каждый из них стал претендовать на верховную власть над самоанцами. Это соперничество привело к поединку между братьями, в котором в качестве оружия они использовали палицы, сделанные из шеста Талакаифаики. От ран, полученных в поединке, скончались оба противника, и на Самоа воцарился хаос. Однако брат Туны и Фаты по имени Савеа , также принимавший активное участие в антитонганском восстании, сумел с помощью длительной молитвы оживить обоих, а затем помирить их. После этого Савеа при поддержке Туны и Фаты был признан верховным правителем Самоа с титулом Малиетоа, буквально означающим «Великий воин» — в память об уважительном отзыве Талакаифаики о победивших его повстанцах . Династия , основанная Савеа, ставшая известной как , правила Самоа до конца XIX века , и до настоящего времени её представители сохраняют существенные церемониальные привилегии и значительный авторитет в обществе .
Известно, что война середины XIII века была не единственным вооружённым конфликтом между тонганцами и самоанцами. При этом в течение последующих веков народы этих островов также поддерживали активные торговые отношения, их представители заключали смешанные браки на различных социальных уровнях .