Как антрополог участвует в разработке теории путешествий
, исследует феномен тотемократии
(неототемизм) и другие
феномены
современного
мифологического сознания
.
В 1985 окончил биологический факультет
Днепропетровского государственного университета
. В 1986 окончил
в Севастопольском экспериментальном конструкторском бюро подводных исследований (СЭКБП) в Севастополе.
В 1988 совместно с переводчиком Андреем Широковым организует в городе
Керчи
борьбу за закрытие
Крымской атомной станции
, создаёт и возглавляет с А. Широковым Керченское отделение крымской Ассоциации «Экология и мир», где активно работает вплоть до принятия указа о перепрофилировании станции в 1989 году.
В 1989 году приглашён в экспертный совет по литературе
Всесоюзного гуманитарного фонда им. А. С. Пушкина
, участвует в конференциях и других мероприятиях фонда, в 1992-м учреждает крымское отделение фонда.
С 1995 по настоящее время — создатель и куратор
Крымского клуба в Москве
(Крымский геопоэтический клуб), в рамках которого провел около 300 различных культурологических акций в
России
и на
Украине
. Организатор литературных вечеров и акций, куратор российско-украинского
литературного
фестиваля
в Москве «Южный акцент» (1999).
С 2000 по настоящее время — инициатор, организатор и участник многих
медиа-
и культурных проектов, посвящённых вопросам российско-африканского и украинско-африканского
сотрудничества
.
В течение 2008 года жил на Украине, где возглавлял
Днепропетровскую
редакцию общеукраинской газеты «24» и был соорганизатором, совместно с Олесем Донием, украинско-российско-белорусского
поэтического
фестиваля
.
С 2009 снова в Москве. Продолжает акционную деятельность — в частности, в новом литературном цикле «Феноменология Имени» (совместно с
Игорем Лёвшиным
и
Екатериной Дайс
).
На первом этапе — с середины 1970-х до начала 1980-х — пишет
фантастику
, член днепропетровского Клуба
Фантастов
с момента его создания (1975). Первая
публикация
фантастического рассказа в декабре 1975 в газете «Днепр Вечерний». Первая общесоюзная публикация — фантастический рассказ в журнале
«Юность»
, № 11, 1982.
С начала 1980-х пишет стихи. Первые поэтические публикации — в московской газете
«Гуманитарный фонд»
, позже публикуется в
антологиях
(«Самиздат века», «Строфы века», «Полярная антология» и др.) и литературных журналах («Золотой Век», «Артикуляция» и др.). С конца 2000-х экспериментирует в области
верлибра
; в том числе начинает большой стихотворный цикл «Коварные крымцы» о
персонажах
полуостровной жизни последней четверти века. В декабре 2011 выходит первый сольный сборник Сида
», представляющий тексты последних трёх лет; в 2012 книга входит в шорт-лист литературной премии
«Нонконформизм»
.
Как поэт, участвовал в
Биеннале поэтов в Москве
, фестивале «Неофициальная Москва», Фестивале поэзии на Байкале, фестивале «Киевские лавры»,
в
Бхопале
(
Индия
), других международных литературных проектах.
По окончании университета (1985) Сид работает биологом (инженером-
ихтиологом
) в Южном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, г.
Керчь
, где в океанических экспедициях собирает материалы для научной диссертации по ихтиологии. В 1991 году сбором флористических экспонатов в прибрежных странах Африки и на архипелагах Индийского океана инициирует создание ботанического сектора в Морском музее ЮгНИРО (ныне
Музей морской флоры и фауны в НИИ ЮГНИРО
). Работа над диссертацией была остановлена по причине резкого и длительного сокращения финансирования деятельности НИИ.
Интерес к исследовательской, инновационной и трансдисциплинарной деятельности мотивирует Сида в середине 1990-х годов к занятиям
геопоэтикой
(в её различных
модусах
) и проведению исторический первой международной конференции по геопоэтике (1996). С начала 2000-х Сид занимается также проблемами зоософии (бестиарный дискурс в мировой культуре), с середины 2000-х — участвует в разработке теории путешествий.
Разработка пограничных сфер между ранее мало соприкасавшимися дисциплинами, а также между наукой и другими сферами интеллектуальной деятельности приводит Сида в 2013 году к инициации и проведению, совместно с
Геннадием Бурбулисом
(создавшим кафедру политософии в
Международном университете в Москве
), международной интердисциплинарной конференции «Поэтический фактор в культуре. Синкретические тенденции и инновации».
. Принципиальной инновацией стало, в частности, посвящение отдельных секций (панелей) конференции проблематике ещё не признанных официальной наукой, но интиутивно ощущаемых как перспективные, пограничных дисциплин: «Политософия и поэтократия»; «Авторская антропология»; «Зоософия и кентавристика»; «Геопоэтика и смыслы путешествий»
.
В 1994—1996 гг. в докладах на международных историософско-политологических конференциях Крымского Центра гуманитарных исследований развивал концепцию геопоэтики, альтернативную продвигаемой
шотландским
поэтом
и мыслителем Кеннетом Уайтом, трактуя геопоэтику не как литературную работу (создание
текстов
о
географических
пространствах), а как проектную культурную деятельность, направленную на создание и изменение территориальных
мифов
.
В 1995 году открыл в Москве
— литературный клуб, чья деятельность постоянно задевает географические, геокультурные темы — в том числе историко-культурные и природно-географические аспекты
Крымского полуострова
.
В 1996 провёл в Москве
с участием авторов из России, с Украины, из Великобритании.
В 2009 при поддержке издательства
провёл в Москве, совместно с
Екатериной Дайс
,
с участием авторов из России, с Украины, из Германии, Австрии, Эфиопии.
В 2010 в Берлине вышел
, составители и авторы которого ссылаются в своих работах, в том числе, на деятельность Крымского геопоэтического клуба и на тексты Игоря Сида о геопоэтике. На Сида также ссылаются в своих публикациях по геопоэтике украинский писатель
и японский славист
Мицуёси Нумано
(в работе «Существует ли центральноевропейская (восточноевропейская) литература? Попытка переосмыслить центральноевропейскую ментальность на основе современной литературы», сборник
).
В 2014 году вместе с поэтом
Геннадием Кацовым
составил международную миротворческую поэтическую антологию
НАШКРЫМ
, вышедшую в американском издательстве КРиК.
В 2016 году инициировал проведение в Москве первой
. Соорганизаторами Школы выступили
от 11 июля 2018 на
Wayback Machine
и
ВГБИЛ
.
В 2017 в санкт-петербургском издательстве
«Алетейя
» вышел итоговый сборник Сида «Геопоэтика» (эссе, статьи, комментарии).
В декабре 2012 Крымский геопоэтический клуб совместно с Институтом «
Русская Антропологическая Школа
» проводит в Российском государственном гуманитарном университете в Москве научную конференцию
. Сид выступает как модератор первой секции («Власть маршрута») и как докладчик.
Регулярно выступает на российских и зарубежных теле- и радиоканалах в качестве «концептуального путешественника» и эксперта, рефлексируя над своими и чужими географическими перемещениями, территориальной мифологией и особенностями национальных менталитетов.
С 2007 центральной акцией цикла стал
— конкурс кандидатур на новые национальные или региональные животные символы (проводились Кастинги тотемов для России и Кастинги тотемов
Севера
).
С 2012 года участвует с научными докладами в международной конференции «Res et Verba» в
МГЛУ
, посвящённой исследованию бестиарных образов в мировой литературе и искусстве (кураторы Алиса Львова (Ольга Довгий) и
Александр Махов
). Одним из ключевых текстов нового направления стал доклад «Тотем в русской литературе. Зоопоэтика текстов, зоософия сообществ» на конференции 2012 года
.
В апреле 2023 года по приглашению
в
(
Санкт-Петербург
) выступил в числе основных спикеров на научной конференции
с докладом
, в котором обрисовал сложившуюся систему зоософских представлений и обозначил возможные новые зоны для исследований.
Проектная деятельность
Словарь культуры XXI века
В
2018 году
стал
, совместно с
Вадимом Рудневым
, международного
просветительского
проекта «Словарь культуры XXI века». Проект реализуется под эгидой
, созданной Рудневым при
философском факультете МГУ
. Он включает две книжных серии — Глобальную, представляющую международные
неологизмы
), и Локальную, представляющую неологизмы, не вышедшие за пределы географических, лингвистических и социокультурных локусов.
196-страничный дайджест-анонс первого тома Словаря
в индийском издательстве Kie Publication.
Первый том Глобальной серии, изданный в январе 2022 российским Институтом перевода, стал Книгой-лауреатом 2022 года в номинации «
Нон-фикшн
» по версии
«Независимой газеты»
.
Оказывает организационную и иную поддержку другим экспериментальным культурным проектам, таким как московско-петербургский поэтический фестиваль «Genius loci» (
1998
), джазовый фестиваль «Золотой Грифон» (1998), фестиваль метареалистической литературы
Владимира Ешкилева
«Карпатская Мантикора» (2011), культпросвет-проект Елены Сарни и Джона Наринса «Нигде Кроме» (с 2020) и др.
Являлся куратором литературной программы фестиваля «Неофициальная Москва» и программы крымского землячества фестиваля «Москва-Территория 2000» (
1999
), культурной программы первого всероссийского съезда выходцев с
Украины
(2001).
В 2008 совместно с Олесем Донием провёл в Крыму (Симферополь, Керчь) и на острове Тузла украинско-российско-белорусский поэтический фестиваль
с участием, в том числе, Северина Квятковского,
Германа Лукомникова
,
Игоря Лёвшина
, Сашко Лирника,
Андрея Родионова
,
Анны Русс
, Сашко Ушкалова.
С 2010 в сотрудничестве с Центром памяти писателя
Даура Зантария
(
Сухум
) и при поддержке Министерства культуры России занимается российско-абхазскими культурными проектами. В мае
2011
проведены литературно-дискуссионные акции «Культурного сезона Россия-Абхазия» и первый международный фестиваль культурных проектов «Акуа-фест» (включая первые научные литературоведческо-культурологические Зантариевские чтения), приуроченные к дню рождения Д.Зантария. Участвовали авторы из
Абхазии
,
России
, с
Украины
.
В августе 2011 по инициативе керченского биолога и предпринимателя Максима Кабанова возобновил в Крыму работу
Боспорского форума современной культуры
. Акции 4-го Боспорского форума прошли 18-20 августа 2011 в
Керчи
и 25 августа в
Симферополе
, с участием авторов из России, с Украины, из
Канады
и с
Мадагаскара
. Главной акцией четвёртого форума стал круглый стол по «прикладной
эсхатологии
» — «Школа выживания современной культуры».
В 2000 году Крымский клуб
(номинация «Литературный проект»). Номинатор — координатор проекта премии, издатель Наталья Перова.
Африканские и мадагаскарские проекты
В 1991 впервые посетил Мадагаскар в рамках комплексной международной экспедиции киевского Института Ботаники на научном судне «Академик Вернадский» севастопольского Гидрофизического института. В течение 1990-х годов собирал сведения о Великом острове и контакты с его исследователями.
В 2000 создал и возглавил российский Клуб друзей Мадагаскара, совместно со специалисткой по малагасийскому языку Людмилой Карташовой.
С 2000 по настоящее время — директор, затем главный редактор интернет-портала африканских проектов
.
В 2001 становится продюсером первой выставки африканской коллекции Государственного Музея культур народов Востока
.
В 2001 докладом
на междисциплинарном семинаре «Малайско-индонезийские чтения»
Общества «Нусантара»
открыл исследования «мадагаскарского феномена» — скрытого присутствия темы Великого острова в русской литературе
.
В 2001 проводит совместно с посольством Анголы в РФ фестиваль искусств
(в г. Днепропетровске, где учится большинство ангольцев Украины).
В 2005 — главный редактор журнала российских африканцев «Mon Afrique / My Africa».
В мае 2005 — организатор
от сенегальского землячества Москвы за песню «Жена французского посла» («В Сенегале, братцы, в Сенегале…»)
В 2005 организует выставку
одного из лучших мадагаскарских художников Кристофа «Фофы» Рабеаривело в Информационном центре ООН и в салоне «Классики 21 века» (Москва).
В октябре 2005 — организатор участия в московском международном Биеннале Поэтов известного африканского поэта, основателя Африканского Международного Дома Поэзии, вице-президента сенегальского ПЕН-центра
.
В 2006 — главный редактор общественно-публицистического журнала «Новая Африка».
С 2006 периодически работает гидом по всем регионам Великого острова, выступает в качестве эксперта по мадагаскарским экспедиционным и туристическим маршрутам.
2007—2008. Авторская фотовыставка
(позднее под названием «Мадагаскар. Демо-версия»; «Мадагаскар. Геопоэтика утопии») проходит в салоне «Классики 21 века» (Москва), в
Киево-Могилянской Академии
и
Киево-Печерской Лавре
.
В 2009 — соорганизатор (с
Екатериной Дайс
и Боли Каном) первого этно-регги-фестиваля в Москве
.
В 2010 — организатор культурной программы международной парламентской конференции и делового форума
.
В 2010 — научный редактор первого русскоязычного туристического справочника по Мадагаскару (М.: Компас-Гид, 2010).
В 2012 году выступил с докладом о культурном и туристическом ресурсах Мадагаскара на
, организованном Комитетами по финансовым рынкам Московской Торгово-Промышленной палаты и Ассоциации Менеджеров (Moscow City, 27 июня 2012).
С 2007, по предложению философа Александра Кузьминых, начинает совместно с «МедиаКнигой» и её дочерней студией «аКнига» проект
(«Современная Поэзия от Авторов»): пионерный проект аудиоантологии современной русской поэзии в авторском исполнении. На каждом из компакт-дисков антологии — записи авторского чтения 15 современных русских поэтов, длительность чтения каждого около 60 минут. Фонограммы сопровождаются теми же текстами в электронном виде и биографическими справками. В настоящее время вышли три диска:
В конце 2010, совместно с видеорежиссёром и музыкантом-мультиинструменталистом Алексеем Блажко (Украина, Крым, г. Керчь) и культурологом Екатериной Дайс (Москва) создаёт в рамках арт-группы «Кадры Решают Всё» клипы в жанре
видеопоэзии
. Некоторые клипы:
, 2013.
, май 2011.
, март 2011.
, январь 2011.
, декабрь 2010.
, ноябрь 2010.
Клип
- дипломант
(январь
2011
). Клип
отмечен в
2013
году специальным призом жюри международного фестиваля экспериментальной поэзии «Experiences» (Новосибирск).
Библиография
Коллективные сборники
ISBN: 5-900506-54-1. Участник.
Самиздат века. Поэтическая антология. М.: Полифакт, 1997. ISBN: 5-89356-004-3. Участник.
Строфы века. Поэтическая антология. М.: Полифакт, 1998. ISBN: 5-89356-006-X. Участник.
. М.: 1999. — 44 c. Составитель (совместно с А. Бражкиной)
: С.Жадан, А.Поляков, И.Сид. Поэтический сборник. М.: Арт Хаус медиа, 2009. ISBN: 978-5-902976-30-1. Составитель, концептор, участник.
Полярная антология. Современные русскоязычные авторы об Арктике, Антарктике и Крайнем Севере. М.: Paulsen, 2010. ISBN: 978-5-9879-7047-8. Участник (эссе, стихи).
Введение в геопоэтику. Антология. М.: Арт Хаус медиа; Крымский Клуб, 2013. — 368 с. ISBN: 978-5-902976-72-1. Составитель, участник (эссе).
Словарь культуры XXI века. Первое приближение. (Дайджест первого тома Словаря).
Хапур
: Kie Publication,
2020
. — 196 с.
ISBN 978-93-81623-87-9
. Составитель, редактор, автор предисловия, автор словарных статей.
Словарь культуры XXI века : Глобальная серия. Т. 1. / сост., предисл. – И. Сид ; науч. ред. – В. Руднев ; редкол.: А. Бражкина, С. Гинцбург, А. Джанвиджай, И. Сатановский ; Лаборатория человека и культуры ХХI века. – Москва : Институт перевода : Центр книги Рудомино, 2022. — 464 с. ISBN 978-5-00087-203-
1.
Составитель, редактор, автор предисловия, автор словарных статей.
Авторские сборники
Игорь Сид.
Коварные крымцы (Восемь с половиной поэм). —
М.
: Крымский Клуб, 2011. — 94 с. — (Геопоэтика). —
ISBN 978-5-458-23161-9
.
Автор.
Игорь Сид
. Геопоэтика. Эссе, статьи, комментарии. СПб: Алетейя, 2017. — 430 с.: ил.
ISBN 978-5-906910-84-4
. Автор.
Игорь
Сид. Геопоэтика. Экспедиционный формат. М.: Арт Хаус медиа, 2018. — 340 с.: ил.
ISBN 978-5-9908945-4-9
. Автор.
Переводы
Юрий Андрухович. Перверзия. Роман. / Пер. с укр. А. Бражкиной и И. Сида. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. ISBN: 5-86793-0173-0
. Поэтический сборник. / Пер. с укр. И. Сида. — М.: KOLONNA Publications,
АРГО-РИСК
, 2003. ISBN: 5-94128-076-9
/ Пер. с бенгальского И. Сида. —
Интерпоэзия
, №2, 2020.
Интересные факты
В днепропетровском Клубе Фантастов Сид составлял, первоначально вдвоём, «школьную секцию» вместе с другом детства и одноклассником
Яном Валетовым
, ныне известным украинским русскоязычным беллетристом.
В послеуниверситетские годы, работая инженером-
ихтиологом
в ЮгНИРО (Южный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, г. Керчь), Сид начинал готовиться к защите кандидатской диссертации по
карликовым акулам
Индийского океана. Работа не была осуществлена, ввиду ухода Сида из института и в целом из биологической науки.
Поэтический сборник Сергея Жадана «История культуры начала столетия» в переводах Сида (билингва: тексты в оригинале и переводы) вышел в 2003 в Москве раньше, чем оригинальный сборник на украинском языке в Киеве.
Высказывания
«Меня все больше удручает, насколько дремучим и темным оказывается этот XXI век, которого мы так ждали. Новый век более многомерен, и в этом его огромное, но, вероятно, единственное преимущество. Наука, и антропология в том числе, по-прежнему занимается частностями, боясь приподнять голову. Ибо объяснить, откуда приходит свет (белый или черный — это другой вопрос) различных духовных и мистических явлений, увидеть их природу через призму классической науки — видимо, нет никаких шансов. Необходима новая антропология — словами любимого писателя моей юности, „новые сведения о человеке“». (
)
«
Homo sapiens — это оксюморон
. Красивая и парадоксальная поэтическая гипербола. Ведь люди на самом деле стремятся по возможности не использовать свой разум. Для выживания в социуме достаточно имитации мыслительных процессов. Мы слышали, например, что скворец иногда может имитировать человеческую речь. Но мы же не даем ему научное название "Скворец говорящий"?» (Рижский альманах, #2(17) :
, 2022)
Интервью
2022.
. Интервью для «Рижского альманаха» #2(17).
2019.
. Интервью Александру Чанцеву для сайта Перемены.ру.
2017.
. Интервью Елене Семёновой для Независимой газеты (НГ-Exlibris).
2015.
. Интервью для телеканала RTN WMNB (США).
2013.
Интервью Елене Серебряковой для сайта Write-Read.ru.
2012.
. Интервью Ольги Балла для газеты «Первое сентября».
2012.
Интервью Михаила Бойко для газеты «Литературная Россия».
2011.
. Интервью Михаилу Бойко для «Независимой газеты» («НГ — ExLibris»).
2010.
о перспективах сотрудничества России с Африкой.
2010.
. Интервью главного редактора Сергея Арутюнова с Игорем Сидом. Газета «Новый день», Сухум.
2009.
. Интервью культуролога Татьяны Хоффман (Германия) с И.Сидом для сайта Novinki.de.
2008.
. Интервью Ольги Михайловой с Игорем Сидом для киевского журнала «Политик Hall».
2007.
Александра Горелика.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 17 февраля 2023.
17 февраля 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 февраля 2023.
25 октября 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 ноября 2023.
3 ноября 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 февраля 2023.
23 января 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 марта 2023.
25 марта 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 марта 2023.
25 марта 2023 года.
[
от 25 марта 2023 на
Wayback Machine
10.06.2013, Перемены.ру. Ирина Гурская: Наука через призму будущего: «новая демаркация»?]
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2015.
5 января 2015 года.
«Игорь Сид в статье «Тотем в русской литературе. Зоопоэтика текстов, зоософия сообществ» сосредоточил свое внимание на процессе проникновения понятия и практики тотемизма в современную русскую литературу и литературный быт. Автор особо подчеркивает актуальность «тотемической» темы в современном социокультурном пространстве». Рецензия И. В. Розиной на сборник: Бестиарий и стихии: Сб. статей / Сост. А.Л. Львова. М.: Intrada, 2013. 166 с.
Виктор Погадаев. Русские островитяне. — «Вечерняя Москва», 22.01.2001
Ссылки
Игорь Сид в
при философском факультете МГУ.
. О презентации дайджеста первого тома Словаря культуры XXI века.