Interested Article - Боробудур
- 2021-02-28
- 1
Боробуду́р ( индон. Candi Borobudur , яв. ꦕꦤ꧀ꦝꦶꦧꦫꦧꦸꦝꦸꦂ Candhi Barabudhur ) — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс ( чанди ) традиции буддизма махаяны . Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява , 40 км к северо-западу от города Джокьякарта . Боробудур строился между 750 и 850 годами правителями государства Матарам из династии . Название может происходить от санскритского « вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Боробудур и Прамбанан — места массового туризма в Индонезии.
Структура
Общий обзор
Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы . Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями (см. Абхидхарма ). На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.
До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.
Конструкция
Весь объём всего сооружения составляет примерно 55 000 м³. Ступа сооружена из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв.
Выбор места
В 1940 году голландский художник выдвинул гипотезу, что Боробудур был построен в форме Будды на цветке лотоса, и по этой причине, вероятно, комплекс должен был находиться на озере. В 1949 году геологи нашли отложения, которые были интерпретированы как дно озера. Была выдвинута гипотеза, что озеро образовалось в результате извержения вулкана Мерапи в 1006 году или существенно ранее. Не ясно, осушалось ли озеро для построения ступы или это была природная катастрофа.
Дальнейшие исследования показали, что озеро существовало в XII — XIV веках , подтверждая то, что храм символизировал лотос .
Интерпретация
По мнению исследователей, сооружение можно рассматривать как огромную книгу для паломников. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения.
Три уровня символизируют три сферы местопребываний — Камадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм) .
Камадхату
Уровень Камадхату был закрыт позже, вероятно для стабильности сооружения. Согласно ранней рукописи, автором которой был буддийский святой , на первом уровне было установлено 160 рельефных панелей. Они описывали мир страстей или мир чувственного, и развитие проявления чувственности в соответствии с законами кармы . Первые 117 панелей показывают различные деяния, приводящие к одному и тому же результату, а оставшиеся 43 панели показывают, как один и тот же эффект приводит к 43 разным результатам. Несколько панелей осталось в юго-восточном углу комплекса.
Рупадхату
Рельефы на уровне Рупадхату иллюстрируют классические произведения , Джатака - Авадана и .
- 120 панелей на основе Лалитавистары рассказывают истории из жизни Будды Гаутамы .
- Некоторые панели рассказывают истории из классических джатак о предыдущих жизнях Будды в фольклорной форме. При этом Будда изображается богом, царём, обычным человеком или даже животным — львом, оленем, обезьяной, лебедем, черепахой. В каждом перерождении Будда показывает благородство и сострадание. Эти истории в популярной форме раскрывают буддийские принципы.
- Некоторые панели рассказывают о Судхане, странствующем в поисках мудрости.
Арупадхату
Высший уровень, соответствующем Арупадхату (сфере без форм), представлен тремя круглыми террасами наверху. Здесь нет рельефов или плат, во времена строительства здесь помещались статуи будды в натуральную величину, обычно внутри ступ или ниш в стене. Многие из них не сохранились или повреждены.
Открытие и история в наше время
Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями . Как этот уникальный монумент оказался забытым и оставленным, пока не ясно. В середине XX века было выдвинуто предположение, что после извержения вулкана Мерапи несчастья вынудили жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году , но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину ещё в 928 году . Так или иначе, почему люди оставили Боробудур, остаётся загадкой.
В XVIII веке были лишь частично заметны верхние террасы. Голландские колониальные экспедиции находили другие монументы, но не упоминали о Боробудуре. Лишь в 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны. Когда он прибыл в Семаранг , он получил сообщение о том, что обнаружен холм с большим количеством камней с резьбой. Голландец Корнелиус организовал экспедицию, он собрал отряд в 200 человек и полтора месяца очищал монумент. Его работу продолжили другие между 1817 и 1822 годами . С 1835 года верхняя часть монумента была расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем. В 1849 — 1853 годах художник провёл работу по зарисовке рельефов. Его работы попали в Музей Античности в Лейдене . В 1873 году комплекс был сфотографирован. Тогда структура комплекса была совершенно не ясна, и в 1882 году инспектор по культуре предлагал полностью разобрать памятник и разместить в музее .
Тем временем памятник разворовывали, рельефы, скульптуры, орнамент растаскивали торговцы сувенирами. Король Сиама , посетивший в 1886 году губернатора, увёз с собой восемь бычьих упряжек со статуями и элементами орнамента и увёз скульптуру единственного сохранившегося хранителя храма.
Реставрация
В 1907 — 1911 годах Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге . Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.
По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.
Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973 — 1984 годах под эгидой ЮНЕСКО . В разработке проекта реставрации принимал участие известный индонезийский археолог Бухари, М. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия .
Последние события
21 сентября 1985 года храм был слегка повреждён взрывами бомб мусульманских экстремистов.
Разворачивание массового туризма вызвало противоречия и скандалы. Власти парка подверглись критике.
27 мая 2006 года произошло землетрясение на юге Центральной Явы, которое вызвало тяжёлые разрушения в окрестности города Джокьякарта. Однако комплекс Боробудур, находящийся на некотором удалении от эпицентра, не пострадал .
Галерея
Галерея рельефов
-
Рельефная панель корабля Боробудура
-
Музыканты исполняют музыкальный ансамбль, возможно, раннюю форму гамелана
-
Апсара Боробудура
-
Сцена короля и королевы со своими подданными
-
Один рельеф на стене коридора
-
Оружие, вероятно, ранняя форма криса
-
Детальный резной рельефный камень
-
Тара держит
-
Сурасундари держит лотос
-
Вид рельефа
-
Великий отъезд из Лалитавистары
Галерея Боробудура
-
Надпись всемирного наследия храма Боробудур
-
Процедуры вывесок для посещения храма Боробудур
-
Надпись о реставрации Боробудура в 1973 году бывшим президентом Индонезии Сухарто
-
Разбросанные части храма Боробудур в Музее Кармавибханги. Люди всё ещё не могут найти их исходные позиции.
-
Статуя Будды внутри ступы
См. также
Примечания
- Borobudur, salah satu keajaiban dunia; by Drs. Soediman; Yogyakarta, July 1980
- Murwanto, H. et al . «Borobudur monument (Java, Indonesia) stood by a natural lake: chronostratigraphic evidence and historical implications.» The Holocene . 14.3 (2004) pp 459—463.
- Tartakov, Gary Michael. Lecture notes for Asian Art and Architecture: Art & Design 382/582. Iowa State University. Draws heavily from Sherman Lee’s History of Far Eastern Art, 5th d. от 31 января 2015 на Wayback Machine accessed 21 May 2006
- Погадаев, Виктор. Восьмое чудо света. — Страны. Народы. Цивилизации : Энциклопедия для детей. — Т. 13 / Главный редактор М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1999, с. 407
- , p. 2.
- , p. 8.
- . Дата обращения: 7 августа 2006. 2 февраля 2016 года.
Литература
- Хари Гунарто писал, что храм Боробудур — это самая большая древняя буддийская святыня, построенная в 8 веке как великолепный религиозный памятник размером 123 х 123 х 42 м. сделан из массивного вулканического камня и имеет множество рельефных стенок. Общая длина рельефов составляет высотой более 2500 метров и состоит из 1460 повествовательных панелей буддийских рукописей, таких как: Лалитавистара, Джатака, Авадана, Гандавьюха и Бхадрачари.
Ссылки
- (англ.)
- на русском языке от
- (англ.)
- от 15 июня 2006 на Wayback Machine (англ.) (недоступная ссылка с 19-06-2018 [2042 дня])
- apu.ac.jp, Preserving Borobudur’s Narrative Relief Wall of UNESCO Cultural World Heritage, RCAPS Occasional Paper 07, Ritsumeikan Asia Pacific Univ. Japan,October 2007, p.1-13 . Дата обращения: 8 января 2024.
- 2021-02-28
- 1