Мишель, Анри
- 1 year ago
- 0
- 0
Мише́ль Анри́ ( фр. Michel Henry ; 10 января 1922 — 3 июля 2002) — французский философ и новеллист . Автор пяти романов и множества философских работ. Работал преподавателем в университетах Франции, Бельгии , США и Японии .
Мишель Анри родился в провинции Хайфон , Французский Индокитай (сегодня Вьетнам ), и жил там пока ему не исполнилось семь лет. После смерти отца, который был офицером Военно-морских сил Франции , он и его мать поселились во Французской метрополии. Обучаясь в Париже , он открыл в себе страсть к философии, которую он выбрал как профессию, поступив в Высшую нормальную школу . С июня 1943 года участвовал во Французском сопротивлении под кодовым именем Кант.
В конце войны Анри сдал финальную часть экзаменов, после чего написал в 1963 докторскую диссертацию, озаглавленную L’essence de la manifestation («Суть проявления»), под руководством Jean Hyppolite, Jean Wahl, Paul Ricœur, Ferdinand Alquié и Henri Gouhier. Его первая книга, «Философия и феноменология тела», была закончена в 1950. Его первой успешно опубликованной работой является «L’essence de la manifestation», которой он посвятил множество лет необходимых исследований для того, чтобы преодолеть главный дефицит всей интеллектуальной философской мысли — игнорирование жизни как актуального опыта.
С 1960 Мишель Анри был профессором философии Университета Монпелье , где он терпеливо улучшал свою работу, находясь вне модных философских течений и доминирующей идеологии. Он умер в Альби , Франция, в возрасте 80 лет.
Единственным предметом его философии была живая субъективность, то есть реальная жизнь реальных людей. Эту проблему можно найти во всех его работах и сочинениях, и это глубоко объединяет их, несмотря на множество тем, к которым он обращался. Не будет ошибкой предположить, что он создал самую глубокую теорию субъективности в двадцатом веке.
Работы Мишеля Анри основаны на феноменологии , которая изучает феномены . Английское/Немецкое/Латинское слово «phenomen» пошло от греческого «phainomenon», что значит «показывать себя, выходя на свет». Однако объект феноменологии не то, что появляется как конкретная вещь или феномен, а сам акт проявления. Мысль Мишеля Анри привела к перевороту феноменологии Гуссерля , которая признает за феноменом только то, что появляется в мире. Анри противопоставляет эту концепцию феноменальности свою концепцию радикальной феноменологии жизни.
Анри определяет жизнь с феноменологической точки зрения, как обладание способностью и силой «чувствовать и испытывать себя в каждый момент существования» . Для Анри, жизнь по-существу есть сила и аффект; она сущностно невидима; она состоит из чистого переживания себя, которое заключено в бесконечном колебании между радостью и страданием.
По мысли Анри, жизнь никогда не может быть увиденной с внешней стороны, также как она никогда не проявляется во внешней стороне мира. Жизнь чувствует себя и переживает себя в невидимой внутренней области и в радикальной имманенции . В мире мы никогда не видим жизнь саму по себе, но только живых существ или организмов. Таким же образом невозможно увидеть душу другого человека с помощью глаз или найти её через посредство скальпеля.
Философия Анри утверждает, что мы претерпеваем жизнь в радикальной пассивности, мы приговорены нести её перманентно, как то, чего мы не хотели, и что эта пассивность жизни является основанием и причиной нашего страдания. Никто никогда не давал жизни самому себе . В то же время, просто факт жизни, бытие живым и чувствовать себя кем-то вместо бытия никем и отсутствия существования — это уже невероятная радость и счастье. Страдание и счастье принадлежит существу жизни, это две фундаментальные аффективные тональности её проявления.
Для Анри жизнь не является универсальной, слепой, безличной и абстрактной субстанцией, это обязательно личная и конкретная жизнь живого индивида, осуществляемая в единичной личности, которая соотносит сам факт бытия, к факту бытия Собой. Такая жизнь является индивидуальной и конечной жизнью человека или индивидуальной и бесконечной жизнью Бога.