Мадригал (литература)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадрига́л ( итал. madrigale , лат. mandrialis , mandrigalis ; от лат. matricalis «<сочинение> на родном (материнском) языке» ) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории итальянской музыки выделяются мадригалы Ars nova (XIV век) и мадригалы эпохи Возрождения. Авторами многих мадригалов XVI века были работавшие в Италии композиторы франко-фламандской школы . По итальянской модели мадригалы писали в XVI—XVII веках также в Англии (например, П. Филипс ) и Германии (например, И. Г. Шейн ).
Как текстомузыкальная форма , мадригал впервые регистрируется у ( итал. Maestro Piero) и у анонимных (преимущественно флорентийских) авторов — примерно во второй трети XIV века. Начиная с середины XIV века мадригалы писали Джованни да Кашья (Иоанн Флорентийский), Герарделло Флорентийский , Якопо Болонский , Лоренцо Флорентийский, Винченцо из Римини, Франческо Ландини и другие композиторы.
представляет собой небольшую двухголосную (реже трехголосную) вокальную пьесу . Музыкальная форма мадригала состоит из двух частей: первая часть охватывает (в обычном случае трёхстрочную) строфу, вторая часть — заключительное двустишие, в оригинальных рукописях нередко подписанное как ritornello — ритурнель (см. Терцины ). В отличие от стилистически простой баллаты (фактически танцевальной песни), мадригал Ars nova — музыка, предназначенная для благородных ценителей искусства. О «высоком» положении жанра свидетельствуют мадригальная поэзия, фактурное выделение верхнего, украшенного квази-импровизационной мелизматикой, голоса в качестве солирующего, а также элементы имитационной полифонии (последние иногда сближают мадригал с канонической каччей ). К концу XIV века мадригал как музыкальный жанр утратил популярность; примеры мадригала в начале XV века единичны ( Иоанн Чикония ).
Несмотря на относительно небольшое (по сравнению с той же баллатой) число сохранившихся артефактов, мадригал Треченто вошёл в историю как первый истинно итальянский (не имеющий прототипов или аналогов в музыке французского Ars nova ) жанр «композиторской» музыки.
В период позднего Возрождения ( XVI век ) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4-6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи , так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии (особенно хроматики ), ритма, формы.
С возрождением интереса к старинной музыке с конца XIX в. появляются сочинения с названием «мадригал», в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции ) итальянский мадригал XVI в. или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра ( Г. Форе , П. Хиндемит , И. Ф. Стравинский , С. С. Прокофьев , Н. Я. Мясковский , А. Г. Шнитке , Д. Лигети , Л. Ноно , Дж. Крам).
Основная статья Мадригал (литература)
В европейской салонной поэзии XVII—XVIII веков мадригал — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, обычно любовно-лирического содержания.
В России к жанру мадригала обращались Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (стихи, обращённые к Н. Н. Гончаровой ) и др.