Салмин, Алексей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Миха́йлович Са́лмин ( 18 февраля 1951 , Казань , Кировская область — 8 сентября 2005 , Москва ) — советский и российский политолог и социолог . Доктор исторических наук, профессор.
Родился в семье художников.
В 1973 году окончил восточное отделение факультета международных отношений Московского государственного института международных отношений .
В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Социальная динамика рабочего класса США после второй мировой войны» (специальность 07.00.04 — «История коммунистического и рабочего движения и национально-освободительных движений») .
В 1973 — 1991 работал в . Прошёл все ступени от аспиранта до заведующего отделом.
В 1986 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Рабочий класс и политическая борьба во Франции: тенденции политического поведения рабочих-избирателей после Второй мировой войны» (специальность 07.00.04 — «История коммунистического и рабочего движения и национально-освободительных движений») .
В 1991 — 1993 — директор Центра прогностических программ « Горбачев-Фонда ».
В 1993 — 1994 — соучредитель и директор исследовательских программ Центра политических технологий.
С 1993 был соучредителем и председателем научного совета Фонда развития парламентаризма в России.
С 1994 был президентом Фонда «Российский общественно-политический центр» (РОПЦ).
В 1994 — 2000 — член Президентского совета РФ.
С 1994 был президентом Ассоциации центров политического консультирования (АЦПК).
С 1998 был председателем Национального Комитета политической социологии (образованного Российской Ассоциацией политической науки и Российской Социологической Ассоциацией).
С 1999 был членом президиума Ассоциации международных исследований. С 1998 входил в состав Совета по Этническому согласию Проекта по этническим отношениям (Принстон, США ). Был членом Совета по внешней и оборонной политике (Москва), сопредседателем с российской стороны Ассоциации « Болгария — Россия», главным редактором журнала « Полития » (Москва), членом редакционных советов журналов «Полис» (Москва), «Transitions» ( Брюссель ), «Controversia» ( Таллахасси , Флорида ), «Europa-Europe» ( Рим ), «Стратегия России», членом корреспондентского совета журнала «Limes» ( Рим ), членом экспертного совета «Политического журнала».
В 1999 — 2002 — заведующий кафедрой общей политологии Государственного университета — Высшей школы экономики.
С 2002 был профессором кафедры политической теории МГИМО (У).
С 2004 года был деканом факультета политологии МГИМО(У) Входил в состав диссертационного совета по политологии МГИМО(У).
Похоронен в Москве на Востряковском кладбище .
Был одним из создателей современной российской политической науки. Занимался сравнительным анализом политических культур и институтов, межэтническими и межконфессиональными отношениями. Внес значительный вклад в изучение проблем демократии в современном мире: его монография «Современная демократия: очерки становления» стала классическим исследованием в этой области. Был человеком энциклопедических знаний — историком, политологом, философом.
Б. И. Макаренко отмечал:
Европейскую философскую традицию А. М. Салмин знал не хуже, а, наверное, лучше многих своих европейских коллег. Как иностранец, выучивший чужой язык настолько хорошо, что с ним не мог сравниться ни один из тех, для кого этот язык был родным. Ничего не умея делать вполсилы, Алексей Михайлович прочел всех — от античных философов до новинок западной политической мысли. Но энциклопедичность его знаний — не в объёме прочитанного, не в количестве, а в качестве освоения материала. Разница между А. М. Салминым и иным (хорошим) ученым-гуманитарием той поры можно уподобить разнице между комментариями к «Евгению Онегину», сделанными Ю. Лотманом и В. Набоковым . Первый комментарий — эрудированный и умный экскурс в пушкинскую эпоху в России, подробно рассказывающий о том, как и почему автор заставляет своего героя вести себя так, а не иначе. Второй — взгляд «человека мира», для которого Онегин и его автор — часть цельной картины мировой культуры, обращенный как к искушенному отечественному, так и к просвещенному зарубежному читателю. Пушкинский роман у Набокова сверкает как яркий бриллиант в диадеме других достижений мировой культуры. А. М. Салмин был продолжателем той (увы, немногочисленной) когорты наших соотечественников, для кого «русское» и «мировое» было не антитезой, а единым целым. Пушкин , Набоков… мало кого ещё можно поставить в этот ряд?