Interested Article - Коклюшечное кружево

Кружево на коклюшках в Музее урсулин в Квебеке .

Коклю́шечное кру́жево — тип кружева , изготовленный путем плетения и скручивания отрезков нити , которые наматываются на коклю́шки .

По ходу работы плетение удерживается на месте булавками, вставленными в специальную подушку. Расположение булавок обычно определяется рисунком или проколом, приколотым к подушке.

В отличие от других видов кружев, эти кружева плетутся не одной, а сразу несколькими нитями .

Кружево на коклюшках также известно как «кружево на подушках», потому что его изготовление происходило на подушке, и «кружево на костях», потому что ранние коклюшки были сделаны из кости или слоновой кости .

Коклюшечное кружево — один из двух основных видов кружев ручной работы; второй вид — игольчатое кружево , развившееся из более раннего ришелье и ретичеллы .

Несколько веков в России известны такие виды художественного кружевоплетения на коклюшках, как вологодские , рязанские (михайловские), кировские ( вятские ), елецкие , киришские (захожские), белёвские, балахненские , центрами возникновения и последующего бытования и развития которых являются Вологодская, Рязанская, Кировская, Липецкая, Ленинградская, Тульская и Нижегородская области .

История

Раннее кружево на коклюшках из золотой и серебряной нити, ок. 1570.

В завещании миланской династии Сфорца от 1493 года упоминается кружево, созданное из двенадцати коклюшек. Есть две книги, которые содержат более ранние известные описания узоров для кружева на коклюшках: Le Pompe из Венеции и Nüw Modelbuch из Цюриха .

Кружево на коклюшках возникло в результате плетения позументов в Италии XVI века.

Генуя славилась своими высокачественными позументами, поэтому неудивительно, что в городе развивалось коклюшечное кружево.

Кружево путешествовало вместе с испанскими войсками по Европе. Грубые металлические кружева золотых и серебряных нитей или цветных шелков постепенно становились тоньше, а позже из беленой льняной пряжи делали и тесьму, и окантовку.

Изготовлению кружева было легче научиться, чем сложной вышивке ришельем XVI века, а инструменты и материалы для изготовления льняного коклюшечного кружева были недорогими. Существовал готовый рынок для коклюшечного кружева всех качеств, и женщины по всей Европе вскоре занялись ремеслом, которое приносило больший доход, чем прядение , шитье , ткачество или другие виды домашнего текстильного искусства .

Коклюшечное кружевоплетение было налажено в благотворительных школах, богадельнях, монастырях .

В XVII веке текстильные центры Фландрии и Нормандии затмили Италию в качестве тонкого кружева, но до появления механизации ручное кружевоплетение продолжало практиковаться по всей Европе.

Некоторые опытные кружевницы работают над воссозданием старых кружевных узоров на основе старинных портретов и сохранившихся образцов кружева.

Как источник берутся картины с достаточной детализацией, и мастера разбираются в ранних структурных методах и деталях, могут реконструировать целые части.

Материалы

Коклюшечное кружево может быть выполнено из грубых или тонких нитей. Традиционно его изготавливали из льняных , шелковых , шерстяных , позднее хлопчатобумажных нитей или драгоценных металлов. Сегодня его изготавливают из различных натуральных и синтетических волокон, а также из проволоки и других нитей. Даже коклюшечное кружево из человеческих волос, point tresse , когда-то был популярен как личный момент.

Структура

Элементы коклюшечного кружева могут включать туаль , резо (сетчатая основа непрерывного кружева), наполнители частичных кружев, ленты, канители, пико, бирки, ребра и валики. Не все стили кружева включают в себя все эти элементы.

Традиционные типы

Государственный портрет Марии Терезии , на котором она изображена как «первая леди Европы» в драгоценном платье из брабантского коклюшечного кружева. ( Мартин ван Мейтенс , ок. 1752 г.)

Многие стили кружева производились в период расцвета кружевоплетения (примерно XVI—XVIII вв.)

По способам плетения кружевоплетение на коклюшках подразделялось на счетное или численное, сколочное парное и сколочное сцепное

Классификация традиционных стилей по технике

Непрерывное коклюшечное кружево, также известное как: прямое кружево или fil continu.

  • Сетчатое заземленное кружево
    • В гипюровом кружеве есть мотивы, связанные с жгутами
    • Секционное кружево
    • Ленточное кружево на коклюшках иногда классифицируется как частичное кружево (не путать с ленточным кружевом, в котором используются сборные ленты).

Современные кружева

Современные изделия ручной работы из шерстяного кружева на коклюшках, Wool Expo, Armidale NSW. Бледно-зеленое кружево изготовлено из двухслойной шерсти.

Появление машинного кружева сначала подтолкнуло кружевниц к более сложным конструкциям, выходящим за рамки возможностей первых машин, затем к более простым конструкциям, чтобы они могли конкурировать по цене, и, наконец, почти полностью вытеснило их из бизнеса.

Возрождение кружевоплетения — недавнее явление, и в основном, это хобби. Группы кружевоплетения до сих пор встречаются в таких разных регионах, как Девоншир в Англии и округ Ориндж в Калифорнии .

В европейских городах, где кружево когда-то было основной отраслью промышленности, особенно в Бельгии , Англии, Испании ( Камариньяс и Альмагро ), северной и центральной Португалии , Франции и Словении , кружевницы продолжают свое ремесло и продают свои изделия, хотя их клиентская база переместилась из богатой знати любопытному туристу.

Все ещё разрабатываются новые типы кружева, такие как 3D Rosalibre и цветная версия миланского кружева, путем заимствования рулонов у кружева Duchesse для хранения различных оттенков и цветов. Другие художники искажают и варьируют стежки, расстояния между булавками, размеры или цвета ниток . Вариации исследуются экспериментально , математикой и алгоритмами.

Кружево, сохраняющее свою форму без жесткости, уже не так популярно и широко используется

Специализированные журналы, гильдии и фонды показывают, что старые техники с современным дизайном могут побудить молодых людей создавать работы, которые определённо можно классифицировать как искусство.

В 2006 году выпускник голландского факультета дизайна обнаружил, что кружево на коклюшках — это техника изготовления причудливого забора. Первые заборы стали музейными экспонатами. Сейчас заборы изготавливаются в Бангалоре специалистами по плетению арматуры .

Инструменты

проколы для различных видов кружева и очень тонкий крючок

Основными инструментами для изготовления коклюшечного кружева являются подушка, коклюшки , шпульки, булавки и проколы. Для частичных кружев также нужен крючок , для очень тонких кружев нужны очень тонкие крючки. Существуют разные типы подушек и коклюшек,

Типология инструментов связанна с областями производства кружева, исторической эпохой и типами кружев.

Коклюшки

Шпульки, которые традиционно изготавливаются из дерева или кости, используются для удержания нити. Они бывают разных форм, часто связанных с определёнными типами кружев. Частями шпульки являются шейка, на которую наматывается нить, головка, на которую наматывается нить, чтобы она не разматывалась, и хвостовик, который используется в качестве ручки. Шпульки из Англии также могут иметь бисерные блестки на конце стержня, что утяжеляет шпульку и помогает натягивать нить. Коклюшки обычно имеют длину 3 1/2-4 дюйма, хотя они могут быть короче или длиннее.

Коклюшки наматываются и используются парами.

Есть много типов коклюшек, в том числе:

  • Бельгийские коклюшки: у них одна головка и выпуклое закругление на конце стержня, которое помогает натягивать нити.
  • Коклюшки Binche: выпуклое закругление требует, чтобы конец хвостовика был маленьким, что делает эти коклюшки подходящими для тонких прямых шнурков.
  • Коклюшки Ист-Мидлендс: эти двуглавые бобины тонкие и украшены блестками. Их также называют бобинами Bucks или Midlands.
  • Коклюшки Honiton: Шпульки Honiton расположены прямо под одинарной головкой, а конец хвостовика заходит в тупой конец, что облегчает шитье. Их можно назвать кружевной палочкой.
  • Квадратные коклюшки: Квадратные шпульки имеют стержень со сплющенными сторонами, что облегчает их скатывание по подушке.
  • Португальские коклюшки: шпулька представляет собой удлиненный грушевидный деревянный объект, в который намотана нить.

Виды подушек

Подушки должны быть твердыми, иначе штифты будут шататься. Подушки традиционно набивались соломой, но в настоящее время в основном используется полистирол (пенопласт) .

Ранний тип подушки можно увидеть в работе «Кружевнице» голландского художника Каспара Нетшера . Подушка имеет деревянную раму и имеет небольшой наклон. Кружевница кладет его себе на колени.

Больстер или цилиндрическая подушка была намного дешевле в изготовлении, так как это просто тканевый мешок, набитый соломой. Он использовался в кружевах Бедфордшира . Ему нужна подставка, так как у него нет плоского дна. Обычно на болстере рисунок закреплялся вокруг цилиндра. Однако мальтийские кружевницы использовали подушку по-другому. У них была длинная тонкая подушка, которой они во что-то упирались. Затем они провязали шнурок по всей длине подушки.

Другое решение проблемы, что кружево должно быть длиннее подушки) — роликовая подушка, у которой есть небольшой ролик для работы с кружевом, установленный на большей площади, где укладываются шпульки. Это означает, что выкройку можно закрепить вокруг валика, но подушка имеет плоское дно.

Самая дешёвая современная подушка — куполообразная и изготовлена из полистирола (пенополистирола). Её часто называют подушкой для печенья из-за её формы. Ещё одна современная подушка — это блочная подушка с рамой, на которую крепятся обтянутые пенополистирольные блоки. Блоки можно перемещать по мере продвижения кружева, чтобы кружево оставалось в центре подушки.

Организации мастеров кружеплетения

Кружевоплетение считается во многих странах народным промыслом , техника и материалы которого сильно различаются по всему миру. Большинство кружевниц принадлежали к региональным купеческим гильдиям .

Купеческие гильдии могли быть посвящены одному виду кружева, который был разработан и производился в данном регионе, или могли включать в себя производителей всех видов кружав.

В Соединенных Штатах большинство гильдий организовано в рамках отделений , в которую также входят канадские гильдии кружева.

На международном уровне Организация Internationale de la Dentelle au Fuseau et à l’Aiguille ( ) является основным руководящим и сетевым органом для кружевниц.

OIDFA организует ежегодные глобальные конгрессы, региональные ярмарки и местные собрания, чтобы способствовать популяризировать кружевоплетения.

«Международная ассоциация коклюшечного и игольного кружева» — это общественная организация, объединяющая профессиональных кружевниц, знатоков и любителей кружева со всего мира. В её работе принимают участие представители более чем 30 стран .

Самым крупным мероприятием OIDFA является её конгресс, который проходит раз в два года на территории государств-членах организации. Каждое такое мероприятие собирает более 10 тысяч человек. Делегация российских кружевниц впервые приняла участие в конгрессе в 2010 году .

С 9 по 11 июля 2010 года в городе Кобе, в Японии, состоялся 14-й конгресс Международной организации коклюшечного и игольного кружева (OIDFA), в котором впервые приняла участие делегация Вологодской области .

В 2018 году вологодское кружево из фондов Вологодского государственного музея-заповедника было представлено на последнем конгрессе «Международной организации игольного и коклюшечного кружева» (OIDFA), который состоялся в нидерландском городе Зандам.

В России

На Руси такие кружева известны с XIII века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом и относились к типу металлических кружев. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.

В XIII веке мастерицы кружевоплетения в России создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием « русское кружево ».

К началу XIX века сложилось 17 основных центров кружевоплетения. В конце XIX века мастерские Вологодской земской управы открыли кустарный склад в Лондоне. Кружево экспортировалось во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию. Линии орнамента вологодского кружева плавны, текучи, мягко изгибаются.

С XVIII века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В 2007—2008 гг. в России издается журнал «Коклюшечное кружево» — единственное издание в России, посвященное вопросам теории и истории кружевоплетения, моды, распространяющее узоры (сколки) как современных изделий, так и старинных, относящихся к разряду музейных .

С 2020 в Череповце проходит Всероссийский фестиваль кружевоплетения «Кудесница вилюшка» .

Литература

  • Белозерова И., Блинова Л. Русское кружево: школа плетения на коклюшках/ И. Белозерова, Л. Блинова. — М.: Рипол Классик, 2005. — 31 с.: ил., схем. — ISBN2 5-7905-4044-9.
  • Давыдова С. А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской. — СПб.: Типография В. Киршбаума, 1886. — 172 с.
  • Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево: учебное пособие для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства / Н. Т. Климова. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 222 с.: ил., цв. ил. — ISBN 5-85200-127-9 .
  • Кулимбекова Л. Плетение на коклюшках, филейные работы, фриволите, простое плетение, бахрома и кисти. — СПб.: Издательство А. Ф. Сухова, 1913. — 80 с.
  • Любушкина Е. Кружево. Плетение на коклюшках / Е. Любушкина. М., — 211 c. — Серия: Новейшая энциклопедия рукоделия. — ISBN2 978-5-04-100941-0.
  • Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 326 с.

Ссылки

Примечания

  1. . Современная и народная одежда на narodko.ru (26 августа 2007). Дата обращения: 17 июля 2022. 25 мая 2022 года.
  2. Oxford English Dictionary definition of «bone lace»
  3. Santina M. Levey. Lace in the Early Modern Period c. 1500-1780 // / D.T. Jenkins. — Cambridge University Press, 2003. — P. 585–580.
  4. Соломенцева Светлана Борисовна. // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. — 2020. — Вып. 6—2 . — С. 139–143 . 10 июля 2022 года.
  5. Муравьева Г. В. // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2017. — Вып. 3 (21) . — С. 1–4 . 10 июля 2022 года.
  6. Лапшина Екатерина Александровна. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — Вып. 94 . — С. 143–146 . — ISSN . 10 июля 2022 года.
  7. Verhaegen. La Dentelle Belge. — L. Lebègue.
  8. . — R. Bean. — ISBN 0-903585-16-2 . . Дата обращения: 10 июля 2022. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  9. R. . — Christoph Froschauer d. Ä., 1561. . Дата обращения: 10 июля 2022. Архивировано 8 октября 2020 года.
  10. Reigate. An Illustrated Guide to Lace. — Antique Collers' Club Ltd.. — ISBN 1-85149-003-5 .
  11. Janine Montupet, Ghislaine Schoeller. Fabuleuses dentelles. — Robert Laffont, 1988. — P. 16–18. — ISBN 9782221057544 .
  12. (брит. англ.) . Understanding British Portraits (24 июля 2018). Дата обращения: 5 октября 2020. 24 октября 2020 года.
  13. (брит. англ.) . Understanding British Portraits . Дата обращения: 5 октября 2020. 10 октября 2020 года.
  14. . Textile Research Center . Дата обращения: 10 июля 2022. 26 мая 2022 года.
  15. . Дата обращения: 10 июля 2022. 24 мая 2022 года.
  16. . Fibre Arts Online Web. Дата обращения: 8 августа 2011. Архивировано из 3 февраля 2012 года.
  17. // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2020. — Вып. 1 (32) . — С. 87–95 . 10 июля 2022 года.
  18. Wanzenried, Esther (2014). "Moderne Gronden". Kantbrief (2014—4): 24—25.
  19. Irvine, Veronika (2014). "Developing a Mathematical Model for Bobbin Lace". Journal of Mathematics and the Arts . 8 (3—4): 95—110. arXiv : . Bibcode : . doi : .
  20. Dings, Marcella (2014). "Schatgraven - Uitdaging". Kantbrief (2014—4).
  21. de Vries-de Graaf, Tonny (2011). (PDF) . Kantbrief (нид.) (2011—3): 18—20. (PDF) из оригинала 9 декабря 2022 . Дата обращения: 26 декабря 2014 .
  22. Dye, Gilian. Beginner's guide to bobbin lace / Gilian Dye, Adrienne Thunder. — Tunbridge Wells : Search, 2007. — P. 8–9. — ISBN 9781844481088 .
  23. Hopewell, Jeffery. . — Aylesbury : Shire Publications Ltd., 1984. — ISBN 0852636598 .
  24. Stillwell. . — Cassell, 1996. — ISBN 0304341452 .
  25. The Lace Guild. . Дата обращения: 4 декабря 2014. Архивировано из 9 декабря 2014 года.
  26. Elizabeth Mincoff. . — Ruth Bean, 1981. — ISBN 0-903585-10-3 .
  27. . VassaloMalta (18 апреля 2013). Дата обращения: 21 ноября 2014. 6 марта 2021 года.
  28. . xn----7sbabaacc5gvaev8eva5j.xn--p1ai . Дата обращения: 16 июля 2022. 16 июля 2022 года.
  29. . Vologda-poisk.ru . Дата обращения: 16 июля 2022. 7 декабря 2021 года.
  30. . 35media.ru . Дата обращения: 16 июля 2022. 16 июля 2022 года.
  31. (1 июля 2010).
  32. . www.master-raduga.nnov.ru . Дата обращения: 10 июля 2022. 10 июля 2022 года.
  33. . cultinfo.ru (9 июня 2022). Дата обращения: 10 июля 2022.
Источник —

Same as Коклюшечное кружево