Interested Article - Сетницкий, Николай Александрович

Николай Александрович Сетницкий (12 декабря 1888, Ольгополь , Подольская губерния – 4 ноября 1937, Москва ) — русский экономист, статистик, философ, представитель русского космизма .

Биография

Родился в семье чиновника, детство провел в Лодзи , Петрокове и Варшаве , где его отец служил фабричным инспектором. Окончив Петроковскую гимназию, поступил в Петербургский университет на отделение восточных языков. Через год по требованию родителей перевелся на юридический факультет, одновременно прошел три семестра физико-математического факультета. Окончил университет в 1914 году, затем служил в Министерстве торговли и промышленности , служил в армии.

В 1917 году перебрался к родителям в Одессу , где сблизился с кружком молодых писателей и поэтов под названием ХЛАМ (художники, литераторы, артисты и музыканты), среди которых были Эдуард Багрицкий , Юрий Олеша , Валентин Катаев .

В 1918 году Сетницкий познакомился с Александром Горским , который заинтересовал его « философией общего дела » Н.Ф. Фёдорова . В 1919 году Сетницкого оставили при кафедре политической экономии и статистики Одесского университета . В 1920-1922 годах он был заместителем заведующего, затем заведующим Одесским губстатбюро.

В 1922 году он перебрался в Москву , и стал сначала секретарем Концессионного комитета , а в 1923-1924 годах был служащим в отделе торговли ВСНХ , в 1924-1925 годах — в Народном комиссариате почт и телеграфов . В 1924 году вместе с А.К. Горским, В.Н. Муравьевым и С.А. Бекневым готовил сборник «Трудоведение» о научной организации труда , издать который не удалось.

В 1925-1935 годы Сетницкий жил в Харбине , где работал в Экономическом бюро КВЖД , а также преподавал на Харбинском юридическом факультете и в Харбинском политехническом институте . В Харбине Сетницкий сблизился с лидером «сменовеховцев» Н.В. Устряловым , а также опубликовал за свой счет первый том «Философии общего дела», цикл очерков А.К. Горского о Н.Ф. Фёдорове, его книгу о Фёдорове и Достоевском , брошюры «Перед лицом смерти. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Фёдоров» (1928), «Смертобожничество» (1926) и ещё целый ряд работ о Фёдорове, а также его ранее неизданные труды. В 1932 году Сетницкий опубликовал свою главную философскую работу — «О конечном идеале». Он также вел обширную переписку с такими философами, как Николай Бердяев и Николай Лосский . Сетницкий также написал ряд работ об экономике Китая, которые печатались в «Вестнике Маньчжурии», «Экономическом бюллетене КВЖД» и других изданиях.

В марте 1935 года Сетницкий был уволен из Экономического бюро в связи с продажей КВЖД Японии и вернулся в Москву. Сначала он работал в Комиссии по эвакуации (с июня по сентябрь 1935 года); затем — в плановом отделе Московско-Казанской железной дороги (с сентября 1935 года по май 1936 года), а после этого — в Институте мирового хозяйства и мировой политики .

В ночь с 1 на 2 сентября 1937 года Сетницкий был арестован. Его обвинили в том, что он «будучи завербован для шпионской деятельности представителем японских разведывательных органов Томинага, в 1935 году прибыл в СССР с заданиями шпионского и террористического порядка, выполнял порученные ему задания, Сетницкий неоднократно встречался на советской территории с агентами-связистами, прибывшими из-за кордона. Сетницкий, кроме того, состоял членом к.-р. "сменовеховской" группы, руководимой Устряловым и, как участник этой группы по заданию японской разведки, вступил в организационную связь с террористической организацией "правых" для организации активной борьбы с Советской властью» . 4 ноября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, и в тот же день он был расстрелян. Его прах покоится в братской могиле на Донском кладбище в Москве. Сетницкий был реабилитирован 1 июня 1956 года.

Идеи

В своей книге «О конечном идеале», написанной как опыт «оправдания истории», Сетницкий противопоставляет позиции « эсхатологического катастрофизма», идее краха и неудачи истории, концепцию «эсхатологии спасения». Он описывал идеал как «крайнее, последнее и величайшее задание, к которому стремится человечество», как проект, требующий своего воплощения в реальности; использовал понятия «дробных идеалов» (они несут в себе лишь частичную правду, несовершенны как по целям, так и по средствам) и «целостного идеала», предполагающего «полноту счастья и всеобщность спасения».

Сетницкий дает свое истолкование Откровения Иоанна Богослова , которое, по его мнению, в образно-символической форме несет в себе представление о высшем, божественном благе, о конечной цели и путях ее достижения. «Небесный Иерусалим», «новое небо и новая земля» олицетворяют преображенную Вселенную, путь к которой пролегает через «победу над стихией, над природной беспорядочностью хаоса», воплощенной в образе «зверя из бездны», через преодоление смерти, всеобщее воскрешение, одухотворение мира.

Ссылки

Источник —

Same as Сетницкий, Николай Александрович