Interested Article - Идеология фашизма

Идеология фашизма является предметом многочисленных дискуссий.

История

Идейная среда фашизма сформировалась на рубеже XIX—XX веков. Фашистские режимы, установившиеся в ряде государств Европы в первой половине века стали инициаторами Второй мировой войны. После войны сформировались ультраправые националистические партии и группы, являющиеся идеологическими и политическими наследниками фашизма ( неофашизм ) .

Понятие

Бенито Муссолини произносит речь

В узком смысле под фашизмом понимается итальянский фашизм , праворадикальное политическое движение тоталитарного типа в Италии в 1919-1945 годах под руководством Бенито Муссолини . В более широком варианте термин применяется для обозначения общественно-политических движений и идеологий крайне правого толка и соответствующих им форм государственного правления, которые обладают рядом общих признаков .

Американский историк (англ.) в Британнике , К. С. Гаджиев в Новой философской энциклопедии и другие источники относят к фашистским ряд организаций и движений, активных в 1920—1945 годах: НСДАП , Испанская фаланга , усташи , португальский Национальный союз финляндское Движение Лапуа , Скрещённые стрелы в Венгрии , румынская Железная гвардия и ряд других.

Британский политолог Роджер Гриффин писал, что в рамках сложившегося научного консенсуса фашизм понимается как «подлинно революционная, межклассовая форма антилиберального и, в конечном счёте, антиконсервативного национализма» .

В издании Колумбийского университета 1984 года фашизм понимается как организованная форма интегративного радикального националистического авторитаризма .

Социолог фашизма Хуан Линц даёт более пространное определение фашизма: «гипернационалистическое, часто пан-националистическое, антипарламентаристское, антилиберальное, популистское, частично антикапиталистическое и антибуржуазное, антиклерикальное или по меньшей мере неклерикальное движение, ставящее целью национальное и социальное объединение через единую партию и корпоративное представительство» .

Британский учёный (англ.) даёт более лаконичное определение: фашизм «преследует цель возглавить социальное возрождение на основе холистически-национального радикального третьего пути » .

Почва для возникшего в 1990-х годах «нового консенсуса» (далёкого от «школы мысли»), существующего главным образом в англоязычных социальных науках, была подготовлена рядом попыток сформулировать общую теорию фашизма, предпринятых, в частности, Ойгеном Вебером , Зеэвом Штернхеллом , Джорджом Моссом , Хуаном Линцем , (англ.) и, прежде всего, Стэнли Пейном .

Роджер Гриффин и его школа «нового консенсуса» ( Зеэв Штернхель и др.) стремятся основывать определение фашизма исключительно на его идеологии . Гриффин, обращая внимание прежде всего на ценностную составляющую, трактует фашизм как «мифическое ядро» «популистского ультранационализма », вдохновлённого идеей перерождения нации, расы или культуры и созданием «нового человека» . Он определяет фашизм как « палингенетический ультранационализм », предполагающий, что в своём мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на возрождение нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново» («Фашизм — политическая идеология, мифическим ядром которой в различных её проявлениях является палингенетическая форма популистского ультранационализма» ). «Палингенетический — общий термин для видения радикально нового начала, которое следует за периодом разрушения или предполагаемого распада». Таким образом, палингенетический ультранационализм — идеология, «мобилизующее видение которой — возрождение национального сообщества подобно фениксу , как после периода посягающего [на сообщество] упадка, который едва не уничтожил его» .

Эту концепцию, по мнению немецкого политолога Андреаса Умланда , можно считать более или менее принятой на сегодняшний день в англоязычном научном сообществе .

Гриффин также считает фашизм одной из главных антигуманистических идеологий. Кроме того, он рассматривает фашизм как реакцию на секуляризирующее и разочаровывающее влияние современности .

По мнению Гриффина, идеология фашизма прочно связана с модернизацией и современностью, она приняла значительное разнообразие внешних форм для приспособления к конкретному историческому и национальному контексту и привлекла широкий спектр культурных и интеллектуальных течений, как левых, так и правых, антимодернистских и промодернистских, национальных и наднациональных, рациональных и антирациональных. Гриффин писал о мифопоэтической матрице, которая определяет синтез идеологии той или иной формы фашизма из разнообразных идей. Главной мотивацией идеологии, пропаганды, стиля политики и действия, является видение грядущего возрождения нации из упадка. Идею о национальном «возрождении» Гриффин считает центральным в идеологической динамике фашизма мифом и рассматривает её как «фашистский минимум». В рамках фашизма предполагается, что нация способна к возрождению из кризиса и упадка и созданию революционно нового политического и культурного порядка, охватывающего всех «истинных» членов национального сообщества. Под «возрождением» понимается не восстановление того, что было в действительности (что составляет архетипическую консервативную утопию), а «новое рождение», сохраняющее некие заявленные данной идеологией «вечные» принципы («вечные» римские или « арийские » свойства и т. п.) в обществе нового, современного типа. Социально-политический кризис является предпосылкой для массовой привлекательности веры, обещающей радикальное новое начало (например, «новую Италию») .

Муссолини, несмотря на непостоянство на уровне доктрины на протяжении всей своей карьеры, оставался верным видению национального возрождения, которое он развил из своего марксистского ревизионизма через его связь с вокеанизмом в конце 1900-х годов. Эта идеология в смысле основного мифа образовала ядро, вокруг которого большой спектр противоборствующих течений палингенетического ультранационализма смог сформироваться в широкий союз, поддержанный сначала движением, а затем режимом. Термин «фашизм» (первоначально относившийся к итальянскому фашизму) стал общим термином для популистского палингенетического ультранационализма (фашизма в широком смысле), потому что (итальянский) фашизм был первой организованной формой этого нового идеологического соединения, которому удалось выйти на национальную политическую арену и сформировать режим .

Эмилио Джентиле писал, что существенной частью фашистского «стиля» политики стал «литургический» стиль. По мнению Гриффина, этот стиль возник спонтанно из стремления, отчасти манипулятивного, отчасти идеалистического, вызвать у итальянцев субъективное переживание того, что они живут в эпической новой эре. Фашистский ритуал драматизировал миф о том, что эпоха либерализма наконец преодолена в новом типе государства, ставшим возможным благодаря гению итальянцев и Муссолини. В октябре 1922 года история Италии буквально «началась заново». Фашистский тоталитаризм рассматривается Гриффином не как самоцель, а как средство осуществления коллективной революции сознания. Как фашистское представление об «органической», «героической» нации, так и архетипический образ возрождения являются проекциями человеческой мифопеи. Фашизм объединяет их, чтобы создать внутренне утопическую форму политики, в которой принцип реальности постоянно отвергается мифическим императивом, что порождает растущую диспропорцию между желаемым и реальными фактами, между риторикой и объективной истиной. По этой причине фашистское видение в итоге обернулось исторической катастрофой .

По мнению Гриффина, эвристическое использование его теории позволяет различить фашистский образ мыслей, все ещё активно действующий в рамках некоторых послевоенных проевропейских течений, групп по изучению культуры и на виртуальных веб-сайтах, не демонстрирующих прямой связи с фашизмом, не использующих парамилитарстскую форму, и зачастую позиционирующих себя как обладающих антирасистским, антинационалистическим, антифашистским и аполитичним (или, скорее, «метаполитическим») мировоззрением .

К теории фашизма как палингенетического ультранационализма близок ряд историков, особенно в США, публиковавшие работы на тему фашистской культуры, в частности, Джеффри Шнапп, Мейбл Березин, Эмили Браун и Рут Гиат, которые эмпирически демонстрируют необходимость внимания к попыткам фашизма провести культурную революцию, какими бы непоследовательными в теории и безуспешными они ни были, а также ряд итальянских исследователей идеологии фашизма и неофашизма, включая Пьер-Джорджо Зунино, Эмилио Джентиле, Марко Ревелли и Франко Феррарези .

Спенсер Саншайн писал, что идеология национал-анархизма напрямую связана с палингенным популистским ультранационализмом, который Гриффин определяет как ядро фашизма .

А. А. Галкин определял фашизм как «правоконсервативный революционаризм» .

Американский политолог и историк (англ.) определяет фашизм как «форму политического поведения, отмеченную чрезмерной озабоченностью упадком сообщества, униженностью, жертвенностью, компенсированную культами единства, силы и чистоты, на основе которой опирающаяся на массы партия активистов националистов в сложном, но эффективном сотрудничестве с традиционными элитами, отказываясь от демократических свобод, насильственно реализует без этических и легальных ограничений цели внутреннего очищения и международной экспансии» .

Американский политолог (англ.) использовал такие выражения, как «возрождение», «искупление», «обновление», «обновление», «новый человек», чтобы объяснить конечную цель фашистской идеологии. Согласно Грегору, «фашизм… это вымученное, яростное и страстное требование национального возрождения», что является отходом от его более ранней идеи фашизма как формой «диктатуры развития» .

Американский историк Уолтер Лакер , вопреки большинству исследователей, рассматривает исламский фундаментализм как разновидность фашизма в рамках категории « клерикальный фашизм » .

Британский историк (англ.) отрицает, что Муссолини или его движение имели идеологическое измерение, тем самым сводя «общий фашизм» к плоду социального научного воображения .

Позиции в политическом спектре

Большинство учёных помещает фашизм в крайне правую часть политического спектра . Это направление исследований акцентируется на социальном консерватизме фашизма и его авторитарных средствах противодействия эгалитаризму . Родерик Штакельберг относит фашизм — включая нацизм , который, по его словам, является «радикальным вариантом фашизма» — к правым идеологиям, объясняя: «Чем в большей степени человек считает абсолютное равенство между всеми людьми желательным условием, тем левее он будет в идеологическом спектре. Чем в большей степени человек считает неравенство неизбежным или даже желательным, тем правее он будет» .

Фашизм и нацизм

Большинство учёных идентифицируют национал-социализм (нацизм) как форму ультраправой идеологии и политики, фашизма и крайнюю форму политического этнического национализма в рамках немецкого националистического движения фёлькише или находившийся под сильным влиянием последнего . Крайне правая идеология в нацизме включают идею, что существуют люди « высшей расы », которые имеют право доминировать над другими людьми и очищать общество от предполагаемых «низших элементов» . Майкл Манн , полемизируя с противниками сведе́ния нацизма к фашизму, настаивает на том, что нацизм является фашизмом, и последний следует рассматривать как более общий феномен .

Ряд учёных склонны выделять нацизм как особый исторический феномен, не считая его одной из разновидностей фашизма . Так, по мнению американского историка Джона Лукача, между немецким национал-социализмом и итальянским фашизмом существовало больше различий, чем сходства . Израильский политолог Зеэв Штернхель исключает нацизм из семьи общего фашизма из-за « биологического расизма » нацистской идеологии .

Гитлер восхищался Муссолини вплоть до того, что нацистское приветствие стало заимствованием римского салюта фашистов. Тем не менее, фашисты, в отличие от нацистов, могли не проявлять в крайней форме расизм и антисемитизм . Итальянские фашисты с 1930-х годов приняли доктрину о белом превосходстве в африканских колониях . Итальянский фашизм, в ответ на приход Гитлера к власти, и из-за необходимости союза с Германией, принял антисемитскую риторику, и в конечном итоге, антисемитскую политику. В 1936 году Муссолини сделал свой первый письменный донос на евреев , утверждая, что антисемитизм возник лишь потому, что евреи стали слишком сильно доминировать во власти многих стран, и он утверждал, что евреи — «жестокое» племя, которое стремилось «полностью изгнать» христиан из участия в общественно-политической жизни страны . В 1937 году член фашистской партии Паоло Орано критикует сионистское движение как часть британской внешней политики, которая направлена на осуществление британских интересов без соблюдения христианского и мусульманского присутствия в Палестине . По вопросу об итальянских евреях Орано сказал, что они «должны заниматься не более чем их религией, а не беспокоить патриотических итальянцев» .

Фашизм и консерватизм в Европе

Консерваторы и фашисты в Европе сходны в их антикоммунизме и в отношении идеи национальной гордости . Консерваторы и фашисты отклоняют либеральную и марксистскую линейную, прогрессивную эволюцию в истории . Как и консерваторы, фашисты акцентируют внимание на порядке, дисциплине, иерархии, боевых (военных) добродетелях, сохранении частной собственности . Фашистская пропаганда в части идей «здоровых» и «неприкосновенных» национальных традиций, таких как рыцарская культура, а также « золотого века », имеет сходство с консерватизмом. Фашисты могут заключать прагматичные тактические альянсы с традиционными консервативными силами с целью достижения и удержания власти .

Фашистами становились правые консерваторы, которых не устраивала традиционные правые подходы . Во многих европейских странах фашисты заполнили политический вакуум после Первой мировой войны , когла позиции консерваторов сильно ослабли .

Фашизм, национализм и расизм

По вопросам взаимоотношения фашизма и расизма в науке существуют разные мнения. Сторонники одной точки зрения, в целом склонные выделять нацизм из фашизма, полагают, что идея биологического расизма была прерогативой нацистского режима, тогда как в фашизме делается акцент на нацию, а не расу .

Согласно другой точке зрения, представленной прежде всего Роджером Гриффином и его школой «нового консенсуса», биологический расизм органично вплетается в теорию и особенно практику фашизма, основанную на идее необходимости революционного «возрождения» и «очищения» нации или расы ( палингенезиса ). Сторонники этой точки зрения, в частности, полагают, что «классический» итальянский фашизм имел более расистский характер, чем было принято признавать в историографии до конца 1980-х годов. Тем не менее, и эти учёные считают биологический расизм лишь одной (хоть и весьма распространённой) из возможных исторически обусловленных разновидностей такого непременного признака фашизма, как ультранационализм, и не считают идею расы неотъемлемым компонентом фашистской идеологии .

По мнению Гриффина, фашистский ультранационализм представляет собой не просто открыто антилиберальную, антипарламентскую форму национализма, но охватывает широкий спектр этноцентризма, возникающий из внутренней неопределённости понятия «нация» и из множества перестановок, в которых расизм может выражаться как рационализированная форма ксенофобии. Благодаря той многозначности и гибкости учёный считает, что выделяемый им «фашистский минимум» охватывает различные концепции «итальянской расы» в рамках итальянского фашизма, а также идеологию (« Европа ста флагов »). Сюда входит и идея, ставшая частью большинства форм еврофашизма, — гомогенных этнических сообществ или этносов, а не национальных государств как основной единицы «здоровой» культуры. Фашистский ультранационализм также охватывает биологически детерминистский расизм (часто ошибочно приравниваемый к расизму tout court ) и проявляющемуся в нацизме, а также в некоторых элементах идеологий румынской « Железной гвардии », Британского союза фашистов и венгерской Партии скрещённых стрел . В каждом случае такой расизм сосуществовал с « культурным » и «духовным» «диалектами» расизма, гораздо более близкими к господствующим фашистским типам) .

Теория Гриффина отводит на второй план другие явные черты фашистского режима или движения, такие как его антисоциализм, дирижистская экономика и социальная политика, империализм, милитаризм, культ вождя и компромисс с традиционным консерватизмом. Гриффин относит их к «второстепенным» аспектам фашизма, которые могут возникнуть при попытке реализовать фашистскую утопию и не являются частью «фашистского минимума». В этом состоит основное различие с трёхчастным «типологическим описанием» Стэнли Пейна и определением, состоящим из одного предложения, оба из которых, согласно Гриффину, относятся к идеологическим, организационным и «стилистическим» аспектам фашизма, зависящим от специфического этоса межвоенного периода, а не присущим самому фашизму. Речь идёт в первую очередь о таких чертах, как культ вождя, , театральная политика, территориальный экспансионизм, корпоративистская экономика .

Некоторые авторы считают, что идеальный тип фашизма Гриффина не подходит для описания нацизма, потому что тот был расистской, а не националистической идеологией. Гриффин отмечает, что в нацистской мысли германская нация и « германская раса » практически совпадали, а обращение к национализму простых немцев в смысле неумеренной любви к собственной культуре играло большую роль в социальной инженерии Третьего рейха .

Фашизм и популизм

Согласно Гриффину, фашистский популизм, выражаемый в использовании масс, сочетается с иерархической концепцией общества, поскольку «возрождаемая» национальная или этническая общность, к которой стремятся фашисты, задумана ими в глубоко антиэгалитарном духе. Носителями революционности могут считаться «весь народ» или его «здоровые» члены, а не отдельный класс или социальная группа. Однако в «нынешнем» состоянии «упадка» нации большинство из них «спит», заражено «чуждыми» ценностями, так что фашизму необходим «авангард», способный взять на себя «героические» задачи распространения правильного видения и захвата власти. При новом режиме часть «авангарда» станет новой правящей элитой, «естественной элитой», основанной не на классовой принадлежности, власти или богатстве, а на степени их приверженности «истинному учению» и полезности для её реализации. Фашизму присуще двойственное отношение к массам как к «доверчивым овцам» и «потенциальным героям» .

Кас Мудде и Кристобаль Кальтвассер утверждают, что, хотя фашизм «заигрывал с популизмом … в попытке заручиться массовой поддержкой», его лучше рассматривать как элитарную идеологию. В частности, отсылают к характерному для фашизма превознесению вождя, расы и государства, а не народа. Они отмечают, что популизм используется различными идеологиями, в том числе фашизмом, либерализмом и социализмом, не обязательно являясь определяющей характеристикой этих идеологий. Они называют сочетание популизма, авторитаризма и ультранационализма «браком по расчёту» .

Фашизм и левые движения

Когда в 1917 году произошла революция в России , а после Первой мировой войны получила распространение «демократическая» революция, в качестве политической реакции на эти изменения поднялись антибольшевизм и антиэгалитаризм, ставшие сильными «реставрационными движениями» на европейской арене. В рамках этой волны сформировались фашистские движения .

Не все режимы и движения, в 1930-е годы относившиеся левыми силами к фашистским, считаются таковыми в современной науке .

Фашизм и коммунизм

Владимир Ленин ещё в ноябре 1922 года сопоставил итальянских фашистов с черносотенцами царского времени . Тогда же, почти одновременно, социалистические и коммунистические авторы стали обозначать как «фашистские» многие конкурирующие движения и режимы . Социал-демократов Коминтерн обвинял в потворстве фашизму, введя термин « социал-фашисты ». Суть позиции Коминтерная была в том, что демагогия социал-демократов и их предательства коммунистов и рабочих (например, Капповский путч или « Красное двухлетие ») приводят к установлению фашизма.

Впоследствии в дискуссии коммунистов о понятии фашизма такое обобщение, по-видимому, не вызывало сомнений, хотя в начале 1920-х годов Клара Цеткин , Антонио Грамши , Пальмиро Тольятти и некоторые другие итальянские авторы предостерегали от обозначения всех антидемократических и антикоммунистических явлений как фашистских, поскольку при этом стирались специфические черты итальянского фашизма .

С конца 1920-х годов противники немецкого национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно для советской политической фразеологии .

Своё определение фашизма Коминтерн представил в 1934 году в резолюции XIII пленума Исполнительного комитета Коммунистического интернационала , а на VII Конгрессе Коминтерна в 1935 году его повторил Георгий Димитров , докладчик по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение):

Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала … Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов .

По мнению Андреаса Умланда , это определение оказало крайне негативное влияние, так как привело к недооценке фашизма и дезориентировало левое антифашистское движение Европы в предвоенный период .

Роджер Гриффин писал, что как и в случае с ленинизмом , фашизму необходим «авангард», способный взять на себя «героические» задачи распространения «подлинного» видения и захвата власти .

Для фашизма характерно подробное и навязчивое государственное управление экономикой и/или обществом. Дирижизм занимал центральное место как в фашистских, так и в коммунистических системах, однако фашистские не требовали перехода к прямой государственной собственности на средства производства, пока экономика могла использоваться для служения целям фашистского режима .

Согласно Гриффину, чтобы соответствовать идеальному типу фашизма, выводимому им, ультранационализм должен быть явной частью официальной доктрины режима, а не только политической практики. Каждое коммунистическое государство вело себя ультранационалистически в своей внешней политике и социальной инженерии. Но, несмотря на то, что на практике они проводили программу «палингенетического ультранационализма», это не квалифицирует их как фашистские государства, потому что их основным мифом официально оставался марксистско-ленинский интернационализм . Согласно коммунистической идеологии, в предсмертной агонии находился капитализм, а не нация .

Фашизм и либерализм

Фашизм существенно противоречит либерализму . Фашисты обвиняют либерализм в превращении человека в материалистическое существо, высший идеал которого — получение прибыли . В частности, фашизм противостоит либеральному материализму , рационализму , индивидуализму и утилитаризму . Фашисты считают, что акцент на индивидуальной свободе приводит к разобщённости внутри нации . Фашисты поддерживают иерархический индивидуализм с опорой на социал-дарвинизм . По мнению ультраправых, такая система способствует «совершенствованию человека» и отсеивает «слабых» .

Фашизм и либерализм сходны в поддержке права частной собственности и рыночной экономики .

Примечания

  1. , с. 214—217.
  2. .
  3. .
  4. , p. 62.
  5. .
  6. .
  7. , pp. 97—122.
  8. , p. 424.
  9. , pp. 12—15.
  10. .
  11. .
  12. .
  13. : «“Palingenetic,” he says, is a “generic term for the vision of a radically new beginning which follows a period of destruction or perceived dissolution.” Palingenetic ultranationalism therefore is “one whose mobilizing vision is that of the national community rising phoenix like after a period of encroaching decadence which all but destroyed it”».
  14. .
  15. .
  16. .
  17. ; ; , p. 8; ; , pp. 8, 307; , pp. ; , p. 71; , p. 187; ; ; ; ; ; ; , с. 214—217;
  18. , pp. 126—127.
  19. , pp. 137—138.
  20. , pp. 4—6.
  21. , p. 23.
  22. , p. 9.
  23. , p. 156.
  24. , с. 178.
  25. , с. 176—177.
  26. .
  27. , pp. 149—163.
  28. .
  29. .
  30. , p. 118.
  31. Sarti, Roland. 1974. The Ax Within: Italian Fascism in Action. New York: New Viewpoints. p. 189.
  32. Sarti, p199.
  33. Sarti, p. 200.
  34. Blamires, Cyprian, World Fascism: A Historical Encyclopedia, Volume 1 (Santa Barbara, California: ABC-CLIO, Inc, 2006) p. 147.
  35. Erin G. Carlston. Thinking Fascism: Sapphic Modernism and Fascist Modernity. Stanford, California: Stanford University Press, 1998. Pp. 68.
  36. Kevin Passmore. Fascism: a very short introduction . New York, New York, USA: Oxford University Press, 2002.
  37. Kevin Passmore, Fascism: A Very Short Introduction , Oxford University Press, 2002. Chapter 6.
  38. .
  39. .
  40. , pp. 6, 33—34.
  41. , p. 353.
  42. Protokoll des Vierten Kongresses der Kommunistischen Internationale. Petrograd/Moskau. 5. Nov. bis 5. Dez. 1922. Hamburg, 1923, 231.
  43. J. Braunthal . Der Putsch der Faschisten // Der Kampf, 15, 1922, 320—323; A. Jacobsen . Der Faschismus // Die Internationale, 5, 1922, 301—304.
  44. .
  45. XIII Пленум Исполнительного комитета Коммунистического интернационала . Стенографический отчёт. 1934 г. изд., с. 589.
  46. Фостер Уильям З. История трех Интернационалов. Международное социалистическое и коммунистическое движение с 1848 г. по настоящее время» / Пер. с англ. — М.: Госполитиздат, 1959. С. 416.
  47. , p. 275.
  48. Marvin Perry, Myrna Chase, Margaret Jacob, James R. Jacob. Western Civilization: Ideas, Politics, and Society, Volume 2: From 1600 . 9th ed. Boston, Massaschussetts, USA: Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 2009. P. 760.
  49. Sternhell, Zeev, Mario Sznajder and Maia Ashéri. The Birth of Fascist Ideology: From Cultural Rebellion to Political Revolution . Princeton, New Jersey: Princeton University Press , 1994. 7.
  50. Alexander J. De Grand, Fascist Italy and Nazi Germany , Routledge, 1995. P. 47

Литература

на русском языке
на других языках
  • Олександер Мицюк. Фашизм. — Прага: Накладом автора, 1930. — 20 с. (укр.)
  • Ярослав Старух. Опир фашизму. — Київ—Львів, 1947. — 24 с. (укр.)
  • (англ.) . . Encyclopedia Britannica .
  • . (англ.) , In Association with Yad Vashem, The Holocaust Martyrs' and Heroes' Remembrance Authority, Dr. Robert Rozett and Dr. Shmuel Spector, Editors, Yad Vashem and Facts On File, Inc., Jerusalem Publishing House Ltd / ( The United States Holocaust Memorial Museum ).
  • . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 5 августа 2021. 7 октября 2017 года.
  • (итал.) . Treccani . Enciclopedia Italiana (31 октября 2014). Дата обращения: 31 октября 2014. 6 ноября 2014 года.
  • Agursky M. The Third Rome: National Bolshevism in the USSR — Boulder, 1987.
  • Allersworth W. The Russian Question: Nationalism, Modernization, and Post-Communist Russia — Lanham, MD: Bowman and Littlefild, 1998.
  • Antisemitism, Xenophobia and religious Persecution in Russia’s Regions — Washington, 1999.
  • Ball, Terence; Bellamy, Richard. : [ англ. ] . — Cambridge University Press , 2003. — ISBN 978-0-521-56354-3 .
  • Baranski, Zygmunt G.; West, Rebecca J. . — Cambridge University Press , 2001. — ISBN 978-0-521-55982-9 .
  • Blamires, Cyprian. World Fascism: A Historical Encyclopedia. — Santa Barbara, California : ABC-CLIO , Inc., 2006. — Vol. 1.
  • Blamires, Cyprian. World Fascism: A Historical Encyclopedia. — Santa Barbara, California : ABC-CLIO , Inc., 2006b. — Vol. 2.
  • Borsella, Cristogianni; Caso, Adolph. Fascist Italy: A Concise Historical Narrative. — Wellesley, Massachusetts : Branden Books, 2007. — ISBN 978-0828321556 .
  • Brundy Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953—1991 — Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press , 1998.
  • Copsey, Nigel. Contemporary British Fascism: The British National Party and the Quest for Legitimacy. — second. — London and New York : Routledge , 2008. — ISBN 978-0-230-57437-3 .
  • De Felice, Renzo. Rosso e Nero. — Milano : Baldini&Castoldi, 1995. — P. 149—163.
  • Die schwarze Front: Der neue Antisemitismus in der Sowjetunion — Reinberk bei Hamburg, 1991.
  • Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. — Princeton: Princeton University Press , 1983.
  • Dunlop J. Alexander Barkashov and the Rise of National Socialism in Russia // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 1996, Vol. 4, № 4. P. 519—530.
  • (англ.) . Universal fascism? Approaches and definitions // Fascism outside Europe / S. U. Larsen (ed.). — New York : Columbia University Press , 2001.
  • (англ.) . Nazism as Fascism: Violence, Ideology, and the Ground of Consent in Germany 1930–1945. — London and New York : Routledge , 2013. — ISBN 978-0-203-69430-5 .
  • Fascism Past and Present, West and East: An International Debate on Concepts and Cases in the Comparative Study of the Extreme Right / Edited by Roger Griffin, Werner Loh, Andreas Umland. — Stuttgart : ibidem-Verlag, 2006.
  • / Griffin, Roger ; (англ.) . — Taylor & Francis , 2004.
  • (англ.) . . — New York : Enigma Books, 2005. — ISBN 978-1-929631-18-6 .
  • (англ.) . . — London and New York : Routledge , 2011. — ISBN 978-0-415-46500-7 .
  • Gregor, Anthony James. Chapter 8 // The Faces of Janus: Marxism and Fascism in the Twentieth Century. — New Haven : Yale University Press , 2000.
  • Gregor, Anthony James. Phoenix: Fascism in Our Time. — New Brunswick : Transaction Press, 2009.
  • Griffin, Roger . . — Taylor & Francis Group , 1991.
  • Griffin, Roger . . — Oxford, England : Oxford University Press , 1995.
  • Griffin, Roger . // / Alessandro Campi (ed.). — Rome : Ideazione editrice, 2003. — P. 97—122.
  • Grčić, Joseph. Ethics and Political Theory. — Lanham, Maryland : University of America, Inc, 2000.
  • (англ.) . Communication, Cultural and Media Studies: The Key Concepts. — 3rd. — Routledge , 2004. — ISBN 978-0-521-55982-9 .
  • (англ.) ; Kogan, Maurice. Encyclopaedia of Government and Politics: Volume 1. — Routledge , 1992. — ISBN 978-0-203-71288-7 .
  • (англ.) [in английский] (2003a). "To Expand or Not to Expand? Territory, Generic Fascism and the Quest for an 'Ideal Fatherland' ". Journal of Contemporary History . 38 (2, April): 237—260. doi : . S2CID . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  • (англ.) . Genocide and Fascism: The Eliminationist Drive in Fascist Europe. — Routledge , 2011. — ISBN 978-0-415-89027-4 .
  • Kitsikis D. Pour une étude scientifique du fascisme . Nantes, Ars Magna Editions, 2005. ISBN 2-912164-11-7 .
  • Kitsikis D. Jean-Jacques Rousseau et les origines françaises du fascisme . Nantes, Ars Magna Editions, 2006. ISBN 2-912164-46-X .
  • Linz, Juan . Some notes toward a comparative study of fascism in sociological historical perspective // Fascisim: A Reader’s Guide / W. Laqueur (ed.). — Berkeley : University of California Press , 1976.
  • Lukacs, John. The Hitler of History. — New York : Vintage Books, 1997, 1998.
  • Lynch, Derek; Davies, Peter Jonathan. . — London : Routledge , 2002. — P. ix, 430. — ISBN 0-203-99472-8 .
  • Mandel, Ernest . / Red.: Hans-Jurgen Schulz et al. — Berlin : Gruppe Avanti, 1993.
  • Mann, Michael . . — New York City : Cambridge University Press , 2004.
  • Mudde, Cas ; Kaltwasser, Cristóbal Rovira. . — Oxford, England : Oxford University Press , 2017. — ISBN 978-0-19-023487-4 .
  • Neocleous, Mark. . — Minneapolis, Minnesota : (англ.) , 1997.
  • Nolte, Ernst . Three Faces of Fascism: Action Française, Italian Fascism, National Socialism. Translated by Vennewitz, Leila. — London: : Weidenfeld & Nicolson, 1965.
  • Parland T. The Rejection of Totalitarian Socialism and Liberal Democracy: A Study of the Russian New Right // Commentationes Scenarium Socialium, 46th Vol., Helsinki, 1993.
  • (англ.) . (англ.) (First ed.). — Alfred A. Knopf, 2004. — ISBN 978-1-4000-4094-0 .
  • Payne, Stanley G. . — Stanford University Press, 1961. — P. 316. — ISBN 0758134452 .
  • Payne, Stanley G. Fascism: Comparison and Definition. — Madison : University of Wisconsin Press , 1980.
  • Payne, Stanley G. . — Madison : The University of Wisconsin Press, 1987. — ISBN 978-0-299-11074-1 .
  • Payne, Stanley G. . — Madison : University of Wisconsin Press , 1995. — ISBN 978-0-299-14874-4 . ; another copy].
  • Payne, Stanley G. A history of fascism, 1914—1945. — Digital printing edition. — Oxon, England, UK : Routledge , 2005.
  • Passmore, Kevin. . — Oxford University Press , 2002. — ISBN 0–19–280155–4.
  • Pribylovsky V. A Survey of Radical Right-Wing Groups in Russia // RFE/RL Research Report, № 16, 1994.
  • Pribylovsky V. What Awaits Russia: Fascism or a Latin American-style Dictatorship? // Transition, vol. I, № 23. 23 June 1995.
  • Ramone T. Stalinism — Eastern Fascism? — London, 1968.
  • Reich, Wilhelm . The Mass Psychology of Fascism. — HarperCollins , 1970. — ISBN 978-0-285-64701-5 .
  • Richardson, John E. British Fascism: A Discourse-Historical Analysis. — Stuttgart : Ibidem Press, 2017. — ISBN 978-3-8382-6491-2 .
  • Schnapp, Jeffrey Thompson; Sears, Olivia E.; Stampino, Maria G. A Primer of Italian Fascism. — (англ.) , 2000.
  • Shenfield S. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements — USA: M.E.Sharpe, 2000.
  • Simonsen S. Alexander Barkashov and Russian National Unity: Blackshirt Friends of the Nation// Nationalities Papers, Vol. 24, № 4.
  • Spielvogel, Jackson J. (2012). . Wadsworth, Cengage Learning .
  • Stackelberg, Roderick. . — Routledge , 1999. — ISBN 978-0-203-00541-5 .
  • / Edited by John Horne. — Cambridge : Cambridge University Press , 1997. — P. xv, 292. — ISBN 0-521-56112-4 .
  • Sternhell, Zeev ; Sznajder, Mario; Ashéri, Maia. The Birth of Fascist Ideology, From Cultural Rebellion to Political Revolution / trans. by David Maisei. — Princeton : Princeton University Press , 1994.
  • Sternhell, Zeev . Crisis of Fin-de-siècle Thought // International Fascism: Theories, Causes and the New Consensus. — London and New York, 1998.
  • Stepanov S. Silent Lie: Soviet Fascism — Ukraine: Kievizdat, 2008.
  • Sunshine, Spencer (PhD) (2008). . (англ.) , Winter .
  • The American Heritage New Dictionary of Cultural Literacy, Third Edition. — Houghton Mifflin Company, 2005.
  • The Fascism Reader / (англ.) . — London : Routledge , 2003b.
  • . — New Viewpoints, 1975. — ISBN 978-0531053720 .
  • Weber, Eugen. . — New York : Van Nostrand Reinhold Company, 1982. — ISBN 978-0-89874-444-6 .
  • Who Were the Fascists: Social Roots of European Fascism / Larsen, Stein Ugelvik; Hagtvet, Bernt; Myklebust, Jan Petter. — Columbia University Press , 1984. — ISBN 978-82-00-05331-6 .
  • Williams Ch., Hanson S. National-Socialism, Left Patriotism, or Superimperialism? The «Radical Right» in Russia. — The Radical Right in Central and Eastern Eurpoe since 1989. Ed. by Ramet S. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsilvania, 1999. P. 257—279.
  • Wistrich, Robert (1976). "Leon Trotsky's Theory of Fascism". (англ.) . Thousand Oaks, California: SAGE Publishing . 11 (4, October): 157—184. doi : . JSTOR . S2CID .
  • Woodley, Daniel. Fascism and Political Theory: Critical Perspectives on Fascist Ideology. — London and New York : Routledge , 2010. — ISBN 978-0-415-47354-5 .
  • Woshinsky, Oliver H. . — Oxford, England; New York : Routledge , 2008. — P. 424. — ISBN 9781135901349 . от 28 января 2022 на Wayback Machine
  • Zafirovski, Milan. Modern Free Society and Its Nemesis: Liberty Versus Conservatism in the New Millennium. — Lexington Books, 2008. — ISBN 978-0-7391-1516-9 .
Источник —

Same as Идеология фашизма