Ширеа, Гаэтано
- 1 year ago
- 0
- 0
Гаэта́но Чинизе́лли ( итал. Gaetano Ciniselli ; 1 марта 1815 , Комо (по др. сведениям, Милан ), Италия — 4 октября 1881 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — итальянский цирковой наездник и дрессировщик лошадей, педагог, глава цирковой династии, основатель и директор Цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге (1877) .
Это был утончённый, изящный наездник, прекрасно чувствующий лошадь и умеющий подчинить её своей воле. Дрессировка и верховая езда полностью поглощали его мысли. Достойный ученик великого мэтра
, Чинизелли поднялся на недосягаемую высоту.Гаэтано Чинизелли родился 1 марта 1815 года в Комо . С двенадцати лет поступил учеником в цирковую труппу Алессандро Гверра ( итал. Alessandro Guerra ). В 1841—1846 годах работал в , совершенствовался в искусстве верховой езды у мастера конного дела .
В 1846 году по приглашению своего первого учителя Алессандро Гверра, владевшего деревянным цирком в Петербурге , приехал в Россию вместе с женой, наездницей Вильгельминой Гинне ( итал. Guglielmina Hinnée ; 1817—1886) и шестилетним сыном Андреа. Гверра привлёк Чинизелли в труппу для «усиления программы» в связи с появлением у его располагавшегося на Театральной площади заведения конкурентов в лице Поля Кюзана и , выстроивших для выступлений своих трупп деревянное цирковое здание по соседству, слева от Александринского театра . Чинизелли выступал на сцене цирка Гверра в сезоне 1846/47 годов до закрытия заведения из-за финансового краха .
В 1847 году покинул Россию и отправился в Лондон . Выступал как конный акробат, главным образом в героических и атлетических жанрах. Создал собственную труппу, костяк которой составляли члены его семейства. Гастролировал по Европе, выступления имели успех в Париже , Лондоне, Милане , крупных городах Германии и Швейцарии . В годы Рисорджименто работал педагогом-тренером в королевских манежах Виктора Эммануила II , за преподавательские заслуги был удостоен звания почётного шталмейстера его величества короля Италии. В 1868 году стал обладателем личного герба и кавалером ордена Короны Италии . В разные годы Чинизелли был награжден девятью Кавалерскими знаками орденов .
Осенью 1869 года Чинизелли с семьёй в составе жены Вильгельмины, сыновей Андреа, Сципионе и Эрнесто, дочери Эммы и невестки Клотильды прибыл в Россию по приглашению брата жены, циркача и предпринимателя , владевшего «конным и гимнастическим цирком» в Петербурге. Открывшийся в декабре 1867 года на Манежной площади цирк, по оценке современников, «представля[л] явление только посредственное» и Чинизелли был вызван родственником для исправления положения .
Семья Чинизелли, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась успехом у петербургской публики. В 1872 году Гинне покинул Петербург, передав Чинизелли руководство цирком. В 1876 году временный деревянный цирк на Манежной был известен уже как «цирк Чинизелли» .
Решив открыть собственное дело в России, Чинизелли «с темпераментом конного наездника и упорством дрессировщика лошадей» стал добиваться разрешения городских властей на приобретение земельного участка Инженерного сквера у Фонтанки для постройки постоянного каменного здания цирка. Многократные отказы власти мотивировали тем, что «цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр», где «народ» мог бы «за доступную плату… умственно и душевно отдохнуть»; «постройкою цирка закроется фасад одного из замечательных зданий Петербурга, именно Инженерного замка »; дети лишатся возможности прогулок в сквере, поскольку от него «останется клочок, который будет граничить с конюшнями цирка». Настаивая на необходимости цирка «для народа», Чинизелли предложил после сноса деревянного циркового строения «устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади (ныне Манежная)… обнести сквер железною решёткою и устроить в нём роскошный фонтан». 26 декабря 1875 года разрешение на строительство было получено .
В конце 1877 года на средства Чинизелли по проекту архитектора В. А. Кенеля на Манежной площади, напротив главного фасада Манежа был разбит сквер . Цирк Чинизелли открылся 26 декабря 1877 года и стал первым в России каменным стационарным цирком. При строительстве здания были применены новые архитектурные решения, которые впоследствии задействовались при постройке аналогичных сооружений.
В числе новых решений был установленный без опорных колонн сферический купол, обтянутый холстом с росписями, представляющими «типические изображения из вольтижёрского мира… среди которых выделя[л]ся сам владелец цирка госп. Гаэтано Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница». Здание стало городской достопримечательностью и одним из главных столичных зрелищных предприятий .
В 1878 году « Петербургская газета » писала:
Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…
— Петербургская газета. — 1878. — № 103. — 28 мая
Посещение цирка Чинизелли вошло в моду у жителей Петербурга разных социальных слоёв. Помимо представлений в цирке устраивались вечера и праздники, публике предлагались разнообразные «новинки». В 1879 году началось соперничество Чинизелли с циркачом и предпринимателем Альбертом Саламонским , открывшим цирк в Москве , некоторое время «субботники Чинизелли» составляли конкуренцию «субботам» французской труппы Михайловского театра .
Гаэтано Чинизелли занимался дрессурой лошадей до последних дней. Умер в Петербурге 4 октября 1881 года (в Петербургском некрополе дата смерти — 16 октября ). В сопровождении торжественной процессии и военного оркестра был с почестями погребён на Смоленском лютеранском кладбище . Старший сын артиста вёл за гробом его любимую лошадь .
Семья Чинизелли работала в цирке до революции .
После революции Цирк Чинизелли был национализирован , менял названия и неоднократно реконструировался. После реставрации цирка в 2003 году на фасаде здания было восстановлено имя Гаэтано Чинизелли. В 2015 году, к 200-летию со дня рождения артиста, было принято решение о присвоении цирку его имени .
В 1988 году разбитый на средства Гаэтано Чинизелли Ново-Манежный сквер причислен к объектам культурного наследия . В 2014 году признана объектом культурного наследия могила Чинизелли и его семьи на Смоленском лютеранском кладбище . В 2015 году надгробие было отреставрировано .
По оценке историка цирка Домини Жандо —
Благодаря Чинизелли и Саламонскому русский цирк пережил свой расцвет и достиг высокого уровня мастерства… Здания, выстроенные Чинизелли и Саламонским в Москве и Санкт-Петербурге… стоят и поныне… и каждый вечер переполнены .
В 2021 году на площади Белинского открылся ресторан «Gaetano», названный в честь артиста .