Делор, Густаф
- 1 year ago
- 0
- 0
Густаф Коссинна , нем. Gustaf Kossinna (Kossina) ; 28 сентября 1858 , Тильзит — 20 декабря 1931 , Берлин ) — немецкий филолог , профессор германской археологии в Берлинском университете. Наряду с Карлом Шухардтом был известным исследователем доисторического периода и основателем так называемого «метода археологии поселений», идеи которого были близки национал-социалистической идеологии . Считается предтечей нацистской « пропагандистской археологии » . В конце жизни входил в различные «патриотические» и антисемитские группировки. В 1928 году основал «Национал-социалистическое общество германской культуры», был членом «Нордического кольца», занимавшегося разработками расовой теории .
Родился в 1858 году в Тильзите , ныне Советск (бывшая Восточная Пруссия ). Отец Густафа был учителем в средней школе. Ещё в детстве Густаф изучил латинский язык и научился играть на фортепиано . Коссинна изучал классическую и германскую филологию в ряде университетов — в Геттингене , Лейпциге , Берлине и Страсбурге . В 1881 году в Страсбурге защитил докторскую диссертацию по теме «Древнейшие верхнефранкские письменные памятники». С 1888 по 1892 год Коссинна работал библиотекарем. Интерес к прошлому и археологии привёл его в . В 1902 году он был назначен профессором немецкой археологии в Берлинском университете. После этого он опубликовал большое число книг о происхождении германских народов, основав «Немецкое общество Предыстории», чтобы стимулировать интерес к исследованиям в этой теме. Он стал самым известным археологом в немецком мире.
Коссинна был издателем журнала (1909—1942) и основателем Библиотеки Маннус.
В начале XX века он описал рёссенскую и гроссгартахскую культуры позднего неолита . Коссинна связывал праиндоевропейцев с культурой северонемецкой шнуровой керамики и помещал индоевропейскую прародину в Шлезвиг-Гольштейн .
Коссинна разработал методическую систему «археологии обитания» ( нем. Siedlungsarhaologie ), посредством которой обеспечил разработку генезиса « индогерманцев » на базе нордической гипотезы. Система основывалась на тезисе: « Чётко очерченные культурные провинции во все времена были заселены чётко определёнными народами или группами народов ». На заре истории, утверждал Коссинна, везде, где письменные источники указывают германцев, обнаруживаются своеобразные погребения и вещи. Это позволяло провести границы раннегерманской территории гораздо более точно, чем по указаниям письменных источников. В своих работах Коссинна реконструировал 14 завоевательных походов « нордических арийцев » в неолите , принесших более высокую культуру народам от Испании до Индии .
Эти идеи, однако, были резко раскритикованы, в частности, из-за их откровенно политических целей и неопределённости методологии.
Несмотря на обоснованную критику самого метода и его применения, теория Коссинны разрабатывалась и в других странах Европы и США . Она играет важную роль в изучении доисторических культур до настоящего времени.
Коссинна считал, что германские народы обладают национальной идентичностью и на территорию, которую они когда-то занимали. Таким образом, он обеспечивал оправдание для последующей нацистской аннексии земель в Польше и Чехословакии. В одной своей статье Коссинна утверждал, что Польша должна быть частью Германской империи. По его словам, все земли, где найдены немецкие артефакты, должны считаться немецкими — частью древней немецкой территории. В 1919 году он якобы послал копию своей книги «Район Вислы — древняя родина немецкого народа» на Версальскую конференцию , чтобы подчеркнуть, что территория, которую утверждали для нового польского государства, должна быть немецкой.
В другой своей книге Коссинна выдвинул идею о существовании в древности «нордической арийской расы », потомками которой являются современные немцы. По мнению Коссинны, эта раса, сформировавшаяся ещё в бронзовом веке , физически и интеллектуально превосходила все остальные расы, а её переселение с севера на юг стало ключевым и поворотным событием мировой истории. Цель этой книги раскрывается с самого начала, её посвящение гласит: « Для немецкого народа, который является образующим блоком в реконструкции внутренне и внешне разделённого Отечества ». Коссинна отстаивал эволюционистскую модель культуры, согласно которой культурная эволюция происходит путём передачи идей, научно-технических достижений и взглядов от более продвинутых народов к менее продвинутым, с которыми они вступают в контакт.
Этноцентрические теории Коссины были направлены на то, чтобы представить историю Германии превосходящей историю Римской империи . Он утверждал, что германцы никогда не были разрушителями культуры, в отличие от романских народов — и особенно французов. В сочетании с нацистской идеологией, эта теория составила основу представления, что Германия занимает доминирующее место в мировой цивилизации.