Витоль, Арнольд Янович
- 1 year ago
- 0
- 0
Хе́йно Я́нович Э́ллер ( эст. Heino Eller ; 7 марта 1887 , Дерпт , Лифляндская губерния — 16 июня 1970 , Таллин ) — эстонский , советский композитор , скрипач , педагог . Народный артист СССР ( 1967 ). Один из основоположников современной композиторской школы Эстонии.
Родился 23 февраля ( 7 марта ) 1887 года в Дерпте (ныне Тарту , Эстония ).
В 1907 году окончил .
В детстве учился игре на скрипке и частным образом изучал теорию музыки. В 1907 — 1908 годах обучался по классу скрипки, в 1913 — 1915 и 1919 — 1920 — по классу композиции и теории музыки в Петроградской консерватории у В. П. Калафати . В 1908 — 1912 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета .
В 1910—1920 годах — скрипач в оркестрах драматических театров (в 1919—1920 — в оркестре Петроградского Большого драматического театра ). Параллельно, с 1917 по 1920 год — преподаватель класса скрипки в музыкальной школе.
В 1920 — 1940 годах — преподаватель теории музыки и композиции и заведующий отделением теории композиции в , с 1940 и до конца жизни — в Таллинской консерватории (ныне Эстонская академия музыки и театра ) (с 1940 — профессор).
В 1940 году — председатель организационного комитета, с 1944 по 1953 — член правления Союза композиторов Эстонской ССР, последние годы — член правления Музыкального фонда Эстонской ССР.
Умер 16 июня 1970 года в Таллине . Похоронен на Лесном кладбище .
Сочинения, по большей части инструментальные, сочетают в себе характеристические черты музыки начала XX века, классическую форму и элементы эстонской народной музыки. Стиль композитора приближается к импрессионизму .
Ранние работы, отмеченные влиянием Э. Грига , К. Дебюсси и А. Скрябина , знаменуют собой начало нового периода в эстонской музыке. Композитор добавляет к доминировавшему в то время национальному романтизму импрессионистические звучания, которые заметны уже в симфонических поэмах «Рассвет» ( 1920 ) и «Ночные зовы» ( 1921 ), а чуть позднее — обращается к экспрессионистской манере письма (симфоническая поэма «Призраки», 1924 ).
Средний период творчества отмечен утончённым лиризмом и в то же время появлением крупных эпико-драматических сочинений, таких как Первая симфония. В 1940-х — начале 1950-х годов начал использовать в сочинениях мотивы эстонской народной музыки, характерный пример — Тринадцать пьес для фортепиано ( 1941 ).
Наконец, в поздний период, в поисках средств более глубокой выразительности, успешно синтезирует черты различных стилей, в том числе и из собственных ранних работ.
Один из крупнейших представителей эстонской музыкальной культуры XX века, имеющий огромное значение не только как композитор, но и как педагог: среди его учеников — Э. Тубин , А. Пярт , В. Капп , А. Ойт и многие другие известные впоследствии эстонские композиторы.