Седин, Иван Корнеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Трофим Корнеевич Кичко ( укр. Трохим Корнійович Кічко , 1905 — 1982 ) — советский религиовед , кандидат философских наук .
Во время Великой Отечественной войны был участником антинацистского подполья в Виннице . После войны специализировался на критике иудаизма . Получил международную известность после издания в 1963 году антисемитской книги « Иудаизм без прикрас ».
Родился в 1905 году. Вступил в ВКП(б) в 1928 году. До войны работал в аппарате компартии Украины , затем в Киевском областном управлении милиции . В сентябре 1938 года был арестован НКВД . Немедленно после ареста подвергся избиениям с требованием признаться, кто его завербовал и в какую организацию . Освобождён через год за недоказанностью обвинений.
Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории с сентября 1941 года по март 1944 года. Был в немецком плену и выпущен 18 октября 1941 года из Киевского лагеря под фамилией Самсонов. Принимал участие в антинацистском подполье в Виннице .
После войны работал старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма в Киевском технологическом институте лёгкой промышленности . В 1948 году был уволен якобы за «пропаганду буржуазно-националистической идеологии» в ходе лекции «Националистическая сущность школы Грушевского». В том же году в ходе конфликта между двумя группами бывших подпольщиков был исключён из ВКП(б) «за недостойное поведение в период нахождения на оккупированной территории». С 1950 года работал лектором Киевского областного лекционного бюро общества «Знание» .
В 1952 году бывший партизанский командир Дмитрий Медведев в повести «На берегах Південного Бугу», где Кичко был выведен под фамилией Квитко, писал, что он руководил антинацистским винницким подпольем . Позднее в статье «Раскроем псевдонимы» Озябкиной и Зарудного сначала в «Винницкой правде», а затем в « Литературной газете », утверждалось, что Кичко незаслуженно пытался выдать себя за участника подполья, а на самом деле сотрудничал с оккупантами .
Партийные органы более полутора лет разбирались с этими обвинениями. 29 сентября 1954 году Кичко был восстановлен в партии . 28 декабря 1954 года «Винницкая правда» опубликовала опровержение, в котором указывалось, что Кичко действительно был подпольщиком, однако Медведев в своей повести «преувеличил настоящую роль» Кичко в подпольном движении . Тем не менее, в среде советской интеллигенции Кичко на долгие годы получил устойчивую репутацию человека, замаравшегося в коллаборационизме. Так, писатель Виктор Некрасов в 1964 году в переписке с обозревателем Би-би-си Севой Новгородцевым утверждал, что «этот тип был в годы оккупации директором винницкого кинотеатра у немцев. Он уцелел и процветает, потому что есть заслуги, которые в глазах наших антисемитов перевешивают даже открытое сотрудничество с врагом» .
В дальнейшем занимался пропагандистской и преподавательской работой. В 1962 году Кичко преподавал марксизм-ленинизм , научный атеизм и политэкономию в Киевском технологическом институте лёгкой промышленности, до начала 1980-х читал лекции по заявкам Киевского городского комитета компартии Украины .
Умер в 1982 году .
Кичко одним из первых откликнулся на итоги «Всесоюзного совещания-семинара по научно-атеистическим вопросам» 1957 года в части усиления борьбы с иудаизмом. Через несколько месяцев тиражом 40 тыс. экз. вышла его брошюра «Иудейская религия, её происхождение и суть» ( укр. Іудейська релігія, її походження і суть ) . Это была первая книга про иудаизм, изданная на Украине после 1949 года . Брошюра была замечена за пределами СССР. В частности, о ней вышел разгромный отзыв в газете The New York Times , а в агентстве United Press был опубликован материал под названием «Поток брани против иудаизма льётся в Украине» .
В 1961 году Кичко защитил в Киеве диссертацию на звание кандидата философских наук , тема диссертации «Современный иудаизм и его реакционная роль» . В дальнейшем также специализировался на критике иудаизма. В рамках такой критики делал увязку иудаизма с сионизмом и антисемитскими теориями заговора . Его публикации неоднократно подвергались критике за пределами СССР. Самой скандальной стала книга «Иудаизм без прикрас», изданная в октябре 1963 года Академией наук Украинской ССР . Она вызвала бурные протесты на Западе, в том числе у еврейских и правозащитных организаций, а также у коммунистов США и Западной Европы, которые сочли её пропагандой антисемитизма . Исследователи отмечают крайне низкий уровень этой книги — с использованием лозунговой и вульгарной стилистики, искажённое цитирование источников и другие проблемы . В результате международного скандала Идеологический отдел ЦК КПСС дал указание раскритиковать Кичко за допущенные ошибки, а книга была изъята из продажи и библиотек .
Однако это не помешало Кичко продолжить публиковать аналогичные тезисы и далее, особенно после арабо-израильской войны 1967 года , когда антисионизм стал особенно востребован в советской пропаганде. В частности, 4 октября 1967 года он писал о «международных сионистских банкирах» в статье «Сионизм — орудие империализма» в газете « Комсомольское знамя », а в 1968 году опубликовал новую книгу «Иудаизм и сионизм» . Эта книга была выпущена также на английском языке и использована в рамках антисионистской и антисемитской кампании в социалистической Польше . Исследователь советского религиоведения Анна Мария Басаури-Зюзина отмечает, что в этой книге Кичко использовал часть текста из книги «Иудаизм без прикрас», как и ранее вырывал цитаты из древнего контекста с их вульгарной интерпретацией без учёта современных традиций иудаизма .
В том же 1968 году как председатель научно-методического совета общества «Знание» Кичко был награждён почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР за достижения в области атеистической пропаганды .
Пропагандистскую деятельность Кичко продолжил также в 1970-е годы . В конце мая 1970 года он выступил в Ивано-Франковске с докладом «Иудейско-сионистский национализм — союзник неофашизма» . По книге 1972 года «Сионизм — враг молодёжи», как пишет Басаури-Зюзина, становится понятно, что, несмотря на официальное осуждение книги «Иудаизм без прикрас» как ошибочной, основные её тезисы остались востребованными. В аннотации вновь указано, что сионизм — это идеология, политика и практика «монополистической еврейской буржуазии», которая мешает «борьбе за права всех трудящихся» .
В конце 1970-х известный московский антисионист Евгений Евсеев пригласил Кичко в авторский коллектив монографии «Идеология и практика современного сионизма. Критический анализ», изданной Институтом философии АН СССР . Кичко был единственным провинциальным автором среди всего коллектива из Москвы. До начала 1980-х Кичко занимался лекционной и публицистической деятельностью .