Тихановская, Светлана Георгиевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева ( 28 августа 1948 , Москва — 15 мая 2005 , Москва ) — советская и российская актриса театра и кино ; народная артистка РСФСР (1986), лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980), премии Президента РФ (2003) и премии Ленинского комсомола (1978). Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1994—1996). Одна из наиболее выдающихся и популярных актрис драматического театра и кино 1970—1980-х годов, трижды признавалась лучшей актрисой года по результатам опросов журнала « Советский экран » (1977, 1981, 1984).
Ведущая актриса Московского академического театра им. Маяковского (1972—2001). За свою значительную влиятельность на художественную и кадровую политику театра получила прозвище «Хозяйка красного дома» . Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах, как « Труффальдино из Бергамо », « Осенний марафон », « Одиноким предоставляется общежитие », « Вас ожидает гражданка Никанорова », « Хозяйка детского дома », « Сладкая женщина », « Однажды двадцать лет спустя » и других.
Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке . Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Родители рано развелись, и Наталью воспитывала мать . Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В десятом классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей .
Друг Натальи, Виктор Павлов , повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище . Весна 1971 года. 22-летняя Гундарева окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева , где училась вместе с Константином Райкиным , Юрием Богатырёвым , Натальей Варлей .
В 1972 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, и Гундарева выбрала Театр им. Маяковского , в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли.
В 1974 году в спектакль « Банкрот, или Свои люди — сочтёмся » по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Доронина . После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой .
В кино в эпизодических ролях Наталья Гундарева снималась с 1971 года.
В 1975 г. первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине « Сладкая женщина » режиссёра Владимира Фетина . Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим.
Практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой — на сцене, на телевидении, в кино. К концу 1970-х годов Гундарева стала одной из ведущих актрис театра . По опросу журнала « Советский экран » Гундарева — лучшая актриса в номинации Актриса года в 1977 году.
1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.
Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов , стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда» . Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной . Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.
Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной , ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого , ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!
— Андрей Гончаров «Режиссёрские тетради»
Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.
Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме « Осенний марафон ». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме « Отпуск в сентябре » по пьесе Вампилова « Утиная охота » (1979 год, режиссёр В. В. Мельников ). Фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.
Фильмы « Одиноким предоставляется общежитие » (режиссёр С. Самсонов) и « Хозяйка детского дома » (режиссёр В. Кремнёв), вышедшие в 1984 году, затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под Гундареву». Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере .
В 1991 году Гундарева была удостоена премии «Ника» за лучшую женскую роль в фильме Леонида Менакера « Собачий пир ».
С начала 1990-х актриса меньше снималась и репетировала, сетовала на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Заметными работами стали роли леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгини Шадурской в сериале « Петербургские тайны ».
Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме во фракции « Женщины России » .
Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя .
Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997). В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию . Последнюю большую роль — Василису Саввичну в сериале « Саломея » — актриса сыграла в начале 2001 года; зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой .
Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении всё обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнаёт.
— врач-невролог Нина Андриенко
Гундарева, преданная одному театру и привыкшая к определённой традиции и манере, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов. В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в « Кабале святош » Булгакова . Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Как вспоминал Игорь Костолевский : «Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему всё происходит не вовремя». В итоге незадолго до премьеры Гундарева отказалась от роли .
Июль 2001 года запомнился москвичам аномальной жарой . Лето Наталья Гундарева проводила на даче в Подмосковье в районе станции Дедовск , в санатории Управления делами президента «Снегири». В ночь с 18 на 19 июля она почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского , по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому , и врачи констатировали обширный ишемический инсульт . 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко , ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя .
Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулись речь и ограниченное движение. Врачи осторожно начали давать позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей. В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения .
Гундарева планировала вернуться на сцену, но в августе 2002 года её состояние снова стало ухудшаться. По некоторым сведениям, 29 августа 2002 года актриса перенесла второй инсульт .
В декабре 2002 года во время прогулки Наталья Гундарева поскользнулась и сильно ударилась затылком. Помимо травмы головы это падение привело к общему ухудшению состояния здоровья. Актриса перестала ходить .
В 2003 году актриса снялась в фильме Дина Махаматдинова «Криминальное танго», не вышедшего на экраны по причине конфликта между режиссёром и продюсером.
15 мая 2005 года, на 57-м году жизни, Наталья Гундарева около 21:00 скончалась по дороге в больницу Святителя Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта . Актриса была похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище Москвы . Памятник на могиле сооружён по проекту отца и сына Согоянов.
Наталья Гундарева трижды была замужем.
В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Хейфецем . Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович — который до того, как обзавёлся семьёй, не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью . В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым . После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.
О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. В те годы актриса жила на восьмом этаже сталинской высотки у Красных ворот на Садовом кольце .
После второго брака у Гундаревой начались отношения с актёром Сергеем Насибовым. Сергей и Наталья сблизились во время совместных репетиций в театре имени Маяковского. Десятилетняя разница в возрасте не стала препятствием для романа. Официально Гундарева и Насибов начали встречаться, оказавшись вместе на гастролях в Кишинёве. Наталья просто перебралась к Сергею в номер, о чём немедленно узнали все, кто их сопровождал. Некоторое время спустя актёр развелся с Екатериной Дуровой . Роман продолжался в течение трёх лет, затем Гундарева и Насибов оповестили друзей о своём расставании. Насибов полагал, что в их расставании виноват он один, так как ввиду молодости ещё не научился ценить своё счастье .
Затем в течение полутора лет был роман (1984—1985) с футболистом московского «Динамо» Александром Минаевым .
Третий и последний брак (с 1986 года) — с Михаилом Филипповым , актёром театра Маяковского с 1973 года. Филиппов и Гундарева были давними знакомыми. В этом браке актриса, по собственному признанию, наконец-то обрела своё счастье . Как вспоминала сама актриса:
Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу, — таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…
—
Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской.
Детей у Натальи Гундаревой не было. По свидетельству её спутника Александра Минаева , — бесплодие наступило из-за неудачной операции, случившейся в молодости . Сама Гундарева говорила, что детей ей заменил театр . Однако у Натальи Гундаревой в сорок лет появилась так называемая «приёмная дочь» Ирина Дёгтева. О ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний «Наташа»:
«Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…». Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — Человеческого детёныша — Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали — она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы.
Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущалось, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность .
За без малого тридцать лет своей творческой карьеры Гундаревой удалось создать галерею разноплановых образов. Первая же роль — Липочки в «Банкроте» — показала, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль в персонажах с самых разных полюсов — ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы . Драматург Александр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини — пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме « Зимний вечер в Гаграх », по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой .
Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Андрей Гончаров стал для неё больше чем режиссёром и наставником. В статье, посвящённой его памяти, актриса писала: Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера… . Партнёры по сцене считали, что Наталья Гундарева и Армен Джигарханян — идеальные актёры для Гончарова. Гундаревой всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко , создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей .
Мне кажется, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма… Все традиции, которые складывались десятилетиями, попираются и осмеиваются новыми дельцами от искусства. Этот вирус проникает даже и в традиционные реалистические классические постановки, которых становится всё меньше, — их просто уже стыдятся ставить.
— из интервью актрисы
Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре, как художественное чтение . Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова . Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова .
Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. «И простые бывают роковыми, а роковые — простыми»…
Мультфильмы
Кинофильмы