Лайон, Сью
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́нри Ла́йон О́лди — псевдоним украинских писателей- фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского . Соавторы пишут как фэнтези , так и научную фантастику ; как в большой , так и в малой форме. Получили множество престижных премий в области фантастики. В апреле 2006 года на всеевропейском конвенте фантастики « Еврокон » Олди по результатам голосования национальных делегаций 22 стран были признаны лучшими писателями-фантастами Европы за этот год .
Олег Ладыженский также известен как поэт, его стихи вошли во многие книги дуэта. Кроме того, Г. Л. Олди — в числе литературных критиков в области фантастики. Статьи Олди, публиковавшиеся в журналах « Мир фантастики » и « Если », получили ряд премий в области критики.
Олди — члены жюри ряда премий в области фантастики и организаторы харьковского международного фестиваля фантастики « Звёздный мост ». Создатели творческой мастерской «Второй блин», при участии которой были изданы сотни книг .
Родился 30 марта 1963 года в Симферополе . В 1969 году переехал в Севастополь , а в 1974 году переселился в Харьков , где и проживает до настоящего времени. В 1980 году, окончив среднюю школу, поступил в Харьковский политехнический институт , на факультет технологии неорганических веществ. Окончил институт с отличием в 1986 году и поступил на работу в ХНПО «Карбонат» инженером-химиком. В 1988 году поступил в аспирантуру кафедры общей и неорганической химии Харьковского политехнического института. Окончил аспирантуру в 1991 году, но диссертацию решил не защищать, поскольку к тому времени полностью переключился на литературную деятельность .
Женился в 1989 году, есть сын 1989 года рождения .
Среди увлечений: музыка направления « хард-рок », в частности — группа « Deep Purple », о творчестве которой Дмитрием Громовым была написана и издана монография; имеет II кю (коричневый пояс) по каратэ (школа годзю-рю ); актёр театра-студии «Пеликан» с послужным списком порядка десятка ролей, из них половина — главных.
Фантастические произведения регулярно пишет с 1976 года. С 1990 года — в соавторстве с Олегом Семёновичем Ладыженским. Первая сольная публикация Громова — рассказ «Координаты смерти» (1991).
Родился 23 марта 1963 года в Харькове . В 1980 году, окончив среднюю школу, поступил в Харьковский государственный институт культуры по специальности «режиссёр театра» . В 1984 году окончил институт с отличием и в том же году женился. Имеет дочь 1985 года рождения.
В 1984 году Ладыженский начал работать режиссёром театра-студии «Пеликан». В этом театре Ладыженский поставил более 10 спектаклей, в том числе по повести « Трудно быть богом » Стругацких и их же пьесе « Жиды города Питера ». Получил премию на II Всесоюзном фестивале театральных коллективов в 1987 году .
Ладыженский — член Международной ассоциации национальных объединений контактного каратэ-до (МАНОКК). У него есть чёрный пояс II дан по годзю-рю . Также он — судья международной категории. С 1992 по 1994 год — вице-председатель Общества любителей боевых искусств (ОЛБИ) , на сегодняшний день [ когда? ] старший инструктор школы Годзю-рю .
Музыкальные пристрастия: джаз и классика .
Пишет фантастику с 1990 года (в соавторстве с Дмитрием Евгеньевичем Громовым). Первая публикация — рассказ «Счастье в письменном виде» (в соавторстве с Д. Е. Громовым, 1991).
Будущие соавторы познакомились, когда Дмитрий Громов принёс в театр-студию «Пеликан», режиссёром которого был Олег Ладыженский, свою фантастическую пьесу «Двое с Земли». Ладыженский отверг пьесу, но Громов начал работать в студии как актёр, временами принося режиссёру другие свои литературные произведения. В конце 1990 года возникла идея работать в соавторстве, и 13 ноября того же года было написано первое совместное произведение — рассказ «Кино до гроба и…» .
Псевдоним «Олди» возник в 1991 году и был сочинён потому, что соавторы опасались, не будут ли две их фамилии рядом плохо запоминаться читателями, и решили взять один псевдоним на двоих, короткий и звучный. Фамилия писателя Олди составлена из двух первых букв имен соавторов: ОЛ ег и ДИ ма .
Инициалы соответствуют первым буквам фамилий в алфавитном порядке: Г ромов, Л адыженский. Полные имена появились после того, как один из издателей в ультимативной форме потребовал указать «полное имя и отчество автора» .
Как отмечают сами Олди, «разделение труда» в процессе творчества происходит так :
Сначала долго обговариваем новый роман, потом делим по принципу: «Мне больше хочется писать эту главу!» — «А мне — эту!» Садимся и пишем.
Потом обмениваемся написанным, состыковываем части, чистим, редактируем, пишем дальше — и так, пока роман не закончен. Потом каждый еще раз проходится по всему тексту, вылавливая «блох». В сумме, кроме собственного написания, иногда получается до дюжины вычиток!
Жанр, в котором работают Олди, они сами обозначают как «философский боевик». В его основе — «органичное сочетание увлекательного динамичного сюжета с нетривиальными, достаточно глубокими и философскими проработками вторых планов». В рамках этого жанра авторы стремятся показать психологию персонажей в нестандартной обстановке, через действие заставить читателя сопереживать. Как отмечают сами Олди, их учителя на этом поприще — Роджер Желязны , Аркадий и Борис Стругацкие .
В адрес Олди порой высказываются упрёки в асоциальности. Литературовед Игорь Чёрный не согласен с таким утверждением, отмечая, что проблематика их произведений остросоциальна, даже несмотря на отсутствие резкой критики по отношению к правительству. Соавторы затрагивают «вечные темы»: жизнь и смерть, добро и зло, творец и подёнщик, природа власти, творчества, успеха, однако эти темы рассматриваются нередко с позиции современности, нынешнего дня, а не отстранённого наблюдателя, сидящего в башне из слоновой кости .
Уже в ранних произведениях Олди (цикл романов и повестей «Бездна Голодных глаз») высказывается идея о необходимости всеобщего взаимопонимания. В этом — принципиальное отличие позиции Олди от позиции авторов бульварной литературы , проповедующей культ силы, превозносящей супергероев, которые побеждают всех и вся и насильно водворяют справедливость. Как отмечает А. Гусев в статье «Между мифом и легендой», в книгах Олди «поверженный враг сам по себе ничего не значит. Победа как таковая не способна подтвердить (или, если уж на то пошло, опровергнуть) верность твоей точки зрения. Тот, кого ты ныне попираешь, тоже был по-своему прав» .
Сквозная для всего творчества Олди тема — ситуация, когда созданный их воображением мир оказывается на грани гибели и его требуется спасать. Это происходит в самые разные эпохи и в самых разных странах: Древняя Индия , Эллада , средневековый Иран и средневековый Китай , — а также в мирах, полностью вымышленных. Всё это — составляющие целой Вселенной, Метамира Олди. По высказыванию Лань Даосина, персонажа романа «Мессия очищает диск», эти составляющие — «ягоды одной виноградной грозди», каждая из которых «достойна собственного мироздания» .
Ещё одной особенностью творчества Олди является местный колорит — например, в романах « Нам здесь жить » и «Нопэрапон, или По образу и подобию» действие происходит в Харькове, а в романе « Рубеж » — на Украине, причём старой Украине, вызывающей в памяти произведения Гоголя , Квитки-Основьяненко , Котляревского .
В ранний период творчества Олди часто экспериментируют со структурой текста. Композиция их повестей и романов причудлива, основана на принципах фрагментарности, придающей всей конструкции нервность, динамичность. Проза Олди в этот период вызывает ассоциации с кинематографом: идёт крупный план , потом быстрая смена кадра, потом опять идёт крупный план. Местами эпизод начинается отточием , как будто утеряна часть текста или читатель внезапно вклинивается в поток чужого сознания . Такая мозаичная структура, использованная ещё в цикле «Бездна Голодных глаз», стала значимым элементом поэтики прозы Олди. Однако в текстах «зрелого» периода фрагментарность, монтаж и коллаж сменяются многоголосьем, полифонией . Тем не менее писатели не полностью отказались от опробованного ими в раннем творчестве принципа мозаичности: в «харьковском» цикле («Нам здесь жить», «Нопэрапон») снова присутствуют элементы коллажа — в тексте даются отрывки из газетных статей, сетевых эхоконференций , писем, различных инструкций .
Характерны для произведений Г. Л. Олди литературные реминисценции , постановка своих произведений в общелитературный контекст. Цель этого — не столько показать образованность, глубокую эрудицию авторов, сколько чётко обозначить русло литературных традиций, в котором работают авторы. Когда в тексте, например, идёт речь о вампирах («Живущий в последний раз»), то присутствуют реминисценции из соответствующих произведений мировой литературы; когда действие происходит на средневековом Востоке (« Я возьму сам », « Мессия очищает диск », «Нопэрапон»), присутствуют цитаты из арабской, китайской или японской поэзии, и др.
Книги Г. Л. Олди неоднократно оказывались в верхних строчках рейтингов продаж как фантастики, так и литературы в целом. Сами писатели входили в десятку наиболее известных писателей-фантастов России и Украины. Романы и рассказы Олди переводились на французский, испанский, польский, венгерский, эстонский, литовский, украинский языки .
Произведения Олди не раз читались и инсценировались на радио. Помимо обычных печатных публикаций, они издавались в электронных вариантах на компакт-дисках. Спектакли по пьесе Олди «Вторые руки» шли в театрах Украины, России и Белоруссии, собирая полные залы .
В серии «Театр Г. Л. Олди» вышло несколько музыкальных компакт-дисков с песнями на стихи, использовавшиеся в романах творческого дуэта: «Я обещаю вам сады…», «Баллада двойников», «Баллада судьбы» .
С 1996 по 2005 год Громов и Ладыженский входили в состав номинационной комиссии литературных премий конвента « Интерпресскон » и премии « Бронзовая улитка », в 1997 году они стали членами жюри литературной премии « Старт ». В 1999 году начал проводиться харьковский международный фестиваль фантастики « Звёздный мост », в числе организаторов и членов оргкомитета которого были Олди. Также они входили в жюри премии «Аэлита» и приза имени И. А. Ефремова .
Многим из начинающих писателей Олди помогли встать на ноги, начать публиковаться. Творческая мастерская «Второй блин», созданная Олди, активно занималась менеджментом фантастики, включая в себя писателей, редакторов, переводчиков, художников, специалистов по компьютерной технике и макетированию книг, полиграфистов . При участии мастерской «Второй блин» были изданы сотни книг .
Рассказы «Восьмой круг подземки» ( 1990 ), «Монстр» ( 1990 ), «Тигр» ( 1990 ), «Ничей дом» ( 1990 ), «Пять минут взаймы» ( 1991 ), «Реквием по мечте» ( 1991 ), «Мастер» ( 1991 ), «Скидка на талант» ( 1991 ), «Смех Диониса» ( 1991 ), «Последний» ( 1991 ), «Разорванный круг» ( 1991 ), «Аннабель-Ли» ( 1991 ) сначала издавались по отдельности, затем вошли в состав цикла «Бездна голодных глаз».
Книги по хронологии событий:
Писатели неоднократно отмечались премиями :