Interested Article - Турбореализм

Турбореали́зм — самоназвание направления, возникшего в российской фантастической литературе в начале 1990-х годов. По мнению некоторых критиков и не участвующих в движении писателей, явился результатом попытки отмежеваться от считающейся «низким жанром» фантастики как таковой .

Турбореализм можно определить как философско - психологическую интеллектуальную фантастику, свободно обращающуюся с реальностями. Произведения, относимые к этому направлению, находятся на стыке фантастики и «обычной» литературы, фантастические допущения являются отправной точкой для произведения, выполненного по канонам социально-психологической прозы . В каком-то смысле, турбореализм есть дальнейшее развитие представления о «реалистической фантастике», заложенного Стругацкими . Термин «турбореализм» пустил в ход Владимир Покровский . К «турбореалистам» относятся такие авторы, как Андрей Столяров , Андрей Лазарчук , в какой-то степени Виктор Пелевин и Михаил Веллер . В близкой к турбореализму манере работают Эдуард Геворкян и Андрей Саломатов .

Андрей Лазарчук даёт следующее определение турбореализма:

Турбореализм подразумевает следующее: наш мир, в основном, представляет собой коллективный вымысел или, по меньшей мере, описание, текст, информационный пакет; непосредственно в ощущениях мы получаем малую толику информации о нём (да и ту, зная кое-что о механизмах восприятия, можем ставить под сомнение), значительно же больше — в виде сообщений, прошедших через многие руки.

<…>

Можно сказать так: турбореализм есть литература виртуального мира, в котором мы существуем.

Турбореализм характеризуется его теоретиками по таким отличительным чертам, как «надтекст» , «эпикатастрофичность» и «метарелигия» .

Суть принципа «надтекста» — представление о литературе в целом как об информационной волне, катящейся из прошлого в будущее. Для того, чтобы сказать что-то действительно новое, автор должен находиться впереди этой волны, писать с опережением собственного времени. Достигается это повышенной смысловой и эмоциональной насыщенностью текстов произведений турбореализма, из чего естественным образом проистекает множественность трактовок. Принцип «надтекста», который был важен для «турбореалистов» на этапе формирования их движения, носил не столько философско-эстетический, сколько политический характер — он наглядно показывал, почему турбореализм находится в авангарде современной литературы.

Принцип «эпикатастрофизма», напротив, оказался весьма плодотворным. Он постулировал, что человек ( социум , мир) существует в условиях перманентной катастрофы — нравственной, социальной, космологической . Применение этого принципа придаёт произведениям «турбореализма» некоторую пессимистичность — и одновременно делает их относительно динамичными.

Принцип «метарелигии» основан на представлении о равнозначности для турбореализма таких начал, как личность , Бог и мир. Именно использование этого принципа позволяет авторам свободно обращаться с реальностями, сталкивать на равных Бога (или Дьявола ) и человека, использовать магию не как художественный приём, а как существенную часть описываемой реальности.

Главные произведения турбореализма

Примечания

  1. Евгений Лукин . Враньё, ведущее к правде // Фантастика 2006. — 2006. — Вып. Выпуск 2 . — С. 512—538 . — ISBN 5-17-037615-4 , 5-9713-3469-7, 5-9762-0688-3 .
  2. Сергей Бережной. [www.lib.ru/SCIFICT/rusfnews_faq.txt RU.SF.NEWS FAQ] . Дата обращения: 16 октября 2011.
  3. Русская литература сегодня. С. И. Чупринин // М. — «Время», 2008, 816 с.; ISBN 978-5-9691-0408-2 .
  4. от 30 сентября 2007 на Wayback Machine , С. И. Чупринин, журнал «Знамя» , Журнальный зал .
  5. от 4 марта 2016 на Wayback Machine , ответы на вопросы читателей журнала «Если» .

Ссылки

Источник —

Same as Турбореализм