Маршал
- 1 year ago
- 0
- 0
«Марш экклезиа́стов» ( 2006 ) — фантастический роман А. Г. Лазарчука и М. Г. Успенского в жанре криптоистории и магического реализма , заключительная часть трилогии (первые две книги — « Посмотри в глаза чудовищ » и « Гиперборейская чума ») о приключениях поэта Николая Гумилёва , якобы не погибшего в 1921 году.
В 2007 году книга была номинирована на премии « Бронзовая Улитка » и « Интерпресскон ».
В мире сплошь и рядом происходят странные и необъяснимые катаклизмы и катастрофы. Николай Гумилёв и организация « Пятый Рим » стремятся выяснить причину происходящего путём «ловли на живца», для чего проводят съезд тайных обществ в Барселоне. На место съезда обрушивается цунами , группа Гумилёва едва успевает уйти с помощью сети румов и попадает в место под названием ( Ирам ), которому была посвящена книга « Некрономикон ». На протяжении книги герои стремятся выбраться из Ирэма, проклятого рая-ловушки, а их сподвижники в современном мире пытаются им помочь. Параллельно рассказывается история о средневековых поисках Ирэма монахом-доминиканцем и странствующим дервишем , приведших к тому, что Ирэм стал проклятым.
Книга получила как позитивные, так и негативные отзывы со стороны литературных критиков.
По мнению Л. Пирогова, авторы романа решили всех потрясти, смешав в единое блюдо Борхеса , Эдгара По , Кастанеду , Акунина , Дэна Брауна , юмор «в духе передачи „ Аншлаг “» и Дмитрия Быкова . Пирогов полагает, что книга представляет собой мешанину в стиле нью-эйдж , то есть основана «на тотальном смешивании художественных и культурных традиций, религий и мистических практик» .
Л. Данилкин в рецензии в журнале «Афиша» даёт положительную оценку книге, буквально салютуя квалифицированным рассказчикам (авторам), которые, по его мнению, очень организованно сводят воедино «обмундированные в разные стилистические униформы» сюжетные линии романа. Данилкин полагает, что авторы «Марша экклезиастов» «с их талантом конструировать цветные многофигурные миры вручную, без перчаток и фартуков, работающие с удачно подобранным исходным материалом — гумилёвской легендой, мифологемой льда и бродячими сюжетами из „1001 ночи“, — желанная добыча всякого читателя, инстинктивно охотящегося на экзотических писателей» .
По поводу создания 2-го и 3-го романов трилогии «Гиперборейская чума» Лазарчук рассказывает: "изначально так и было задумано по структуре: второй роман о совершенно иных событиях, а потом третий объединяет два первых. Я сейчас не вспомню все, что из написанного в 95-м не вошло в первый роман, а было использовано во втором и третьем, но такие фрагменты точно были — скажем, «Пролетарская машина времени „Красный Янус“, подготовка НС полярной экспедиции, что-то еще. Ну и общие содержательные (не сюжетные) схемы мы тогда тоже набросали» .