Блинов, Юрий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ло́ренс Ива́нович Блино́в (4 сентября 1936, Казань — 24 декабря 2020 ) — советский и российский композитор, философ, поэт. Автор музыкальных и литературных произведений, философских работ, искусствоведческих исследований, статей, эссе. Профессионал в музыке и успел освоить почти все жанры, кроме оперы, балета и ораториально-хоровой сферы.
Участник музыкальных и литературных проектов: «Астраханские вечера современной камерной музыки», «Европа — Азия», «Московская осень», Советско-западногерманского симпозиума «Музыка и время» (1988 год), XIX Всемирного философского конгресса (1993 год), Первого Российского философского конгресса (1997 год), Четвёртой междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего» (2004 год), международных Симпозиумов «Феномены природы и экология человека» (1994, 1997, 2004, 2008 гг.), Международной акции «Страсти по Лермонтову» и других.
Автор двух поэтических сборников («Наведение мостов» — М. , 2005; «Три мира» — М. , 2007), поэтического блока «Только о музыке» (сборник «Тріоль». — СПб. , 2011). Блинов Л. «ИЗ ПО+. Стихостаси» (Сборник стихотворений). — М. , 2015. Стихотворения, эссе и статьи в многочисленных журналах и сборниках.
Известна его переводческая деятельность, связанная с именами Р. М. Рильке , Ф. Г. Лорки , некоторых чешских и татарских поэтов. В области поэтического творчества наиболее значительные его сочинения опубликованы как в местной периодике (казанские журналы «Ребусъ», АНКО, «Казань»), так и в некоторых московских журналах и альманахах («Орфей», «Тени странника», «Футурум APT» и др.), печатных изданиях других городов России, а также за рубежом (Литературно-художественный ежегодник «Побережье» № 14, Филадельфия, США, 2005; альманах «Побережье» Выпуск 15, Филадельфия, США, 2007; Сборник Макса Перельштейна «Мост через два моря». — Т.-А. , 2010).
Родился 4 сентября 1936 года в Казани. Имя Лоренс своему первенцу придумала мама. Так звали героя одного французского романа. Мама — Нина Николаевна Богатова, была домохозяйкой. Вышла замуж в 17 лет. Отец, Блинов Иван Ефимович, 1904 года рождения, был на 10 лет её старше, работал в прокуратуре, много времени проводил в командировках. В семье было 8 детей. Лоренс Иванович — дитя войны. Радио тогда у всех работало круглосуточно. Оставаясь дома без взрослых, услышав вдруг сигнал воздушной тревоги и голос диктора, призывающий пройти в бомбоубежище, он просто выключал радио, с радостью констатировав для себя прекращение тревожного сигнала. Хотя вражеские самолёты долетали до Казани, но не бомбили, их брали в перекрёст прожекторов и либо сбивали зенитками, либо отгоняли. Он не раз наблюдал это захватывающее зрелище. Однажды в 1944 году, придя домой, включил свет, забыв закрыть затемнение на окнах. Мама прибежала в ужасе. Вдруг по радио объявляют: «Товарищи! С сегодняшнего дня затемнение отменяется!» На всю жизнь запомнил возникшее ощущение символичности этого события. Вспоминает, как ходили с братом на вокзал, куда привозили с фронта боевую технику. Лазили по танкам, собирали патроны, мастерили из гильз пистолеты. Рассказывает, что особенным лакомством в голодные военные годы был подсолнечный жмых — то, что остаётся после выжимания масла из семян подсолнечника. Семья жила в невероятно стеснённых условиях в одной комнате. Когда в конце войны детей стало шестеро, мама написала личное письмо Сталину. От Иосифа Виссарионовича пришёл ответ: «Предоставить жильё в течение 24 часов». Оно до сих пор бережно хранится в семье. Тогда выделили второй этаж в частном доме на улице Свердлова, который состоял из четырёх маленьких, но отдельных комнат. Внутри семьи всегда была замечательная атмосфера. «Все дети вышли в люди!» — с гордостью восклицает Лоренс Иванович. В школе увлёкся астрономией. В 5 классе самостоятельно изучил весь школьный курс. Смастерив телескоп, перешёл к практическому освоению космического пространства. Считает, что пристрастие к музыке ему передалось по наследству: от мамы, которая в 16 лет играла в оркестре на трубе и от папы, который мальчиком пел на клиросе в церковном хоре дисконтом. Когда отец увидел, как Лоренс пытается смастерить балалайку из проволоки, купил сыну этот желанный инструмент. В 9 классе родные заметили его блестящие музыкальные способности. По самоучителю мог сыграть любую пьесу на балалайке. Стал заниматься в клубе имени Горького. Нотную грамоту изучил по нотно-цифровой системе. Потом были гитара и скрипка, которые он так же освоил по самоучителю. Начал сочинять музыку. Чтобы помогать семье, окончил строительный техникум, пошёл работать. Как-то увидел объявление в газете об экспериментальном наборе в музыкальное училище талантливых ребят на композиторское отделение. Принёс свои произведения, сдал на отлично все экзамены и поступил! Чем вызвал восторг папы и плач мамы в связи с потерей дополнительного заработка, не лишнего для их огромной семьи
В 1961 году он заканчивает по классу композиции (преп. — ), а в 1966 году — Казанскую государственную консерваторию (класс композиции — проф. А. С. Леман ). С 1965 года преподавал теоретические предметы в специализированной музыкальной школе-десятилетке при Казанской консерватории.
С 1985 г. Принял участие в создании Клуба гармонического самораскрытия личности «Восхождение» (при Казанском Доме учёных) более десяти лет являясь его председателем. Стихи начал писать с детства, однако серьёзные занятия поэзией начинаются с «мощного толчка» — знакомства с пятитомником Велимира Хлебникова в конце 50-х годов. Как в научных кругах, так и среди представителей искусства, неизменно отмечается неординарность, смелость, и, порой, парадоксальность мысли, свойственная многим из его научно-философских и художественных произведений. Не утратил он своей активности и в настоящее время, продолжая создавать новые сочинения в разных сферах своего творчества и время от времени оказывая содействие в различного рода общественно-культурных акциях и мероприятиях. Лоренс Иванович необыкновенно интересный и разносторонний человек: автор музыкальных и литературных произведений, философских работ, искусствоведческих исследований, известна его переводческая деятельность. В жизни руководствуется высказыванием Баха: «Я добросовестен в своей работе. Кто будет столь же усерден, добьётся того же». Завещает своим ученикам следовать «Жизненным правилам для музыканта» Роберта Шумана, одно из которых гласит: «Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее одобрения целой толпы!»
Основные сочинения для оркестра:
для малого симфонического оркестра:
для квинтета духовых:
для фортепиано:
для скрипки и фортепиано:
для альта и фортепиано:
для скрипки соло:
для голоса и 11 инструментов:
для голоса и фортепиано:
музыка к фильмам: «Осенние дороги Болдино», «Ночной полёт», «Пермские боги» и др.
Весьма плодотворно развивалось направление прикладной музыки. Это спектакли по Л.Украинке «Каменный властелин», по Д. Валееву «Продолжение».
Так же:
Автор литературных и философских произведений, среди которых «Откровение звучащей тишины» о музыке Софии Губайдулиной. Российские и казанские поэты, к примеру, Вячеслав Алтунин, Константин Кедров называют Лоренса мэтром в поэзии, изучение которой началось в начале 60-х с творчества Велимира Хлебникова. Пройдя через увлечение поэзий Андрея Белого, Маяковского, Пастернак, Вознесенского, Рильке, Лорки, японских поэтов он сформировал свой метафорический стиль, зашифрованный в изящных символах, неуловимых образах и музыкальных рифмах:
«Осени меня, осени лист.
Осени меня сном и свободой.
Осени своей тихою одой,
Моросящей судьбы пианист.
Абстрактное мышление и философский подтекст нередко присутствуют в его стихах.
«Взметнувшиеся птичьи стаи
разбередят колокола
и синь густая
твои омоет купола;
осеннею листвою клен
осветит грубые дома,
и сердце чем-то раскаленным
пронзит –
и тьма.
И свет – качающейся бездне вслед.
А вот не менее философичное из «Последнего листа»:
«Ты мгновенен. И – все-таки – вечен!
Вечен твой обнаженный полет –
и тогда когда, светом отмечен,
и тогда, когда иней падет»
Среди стихотворных строк у него встречаются истинные перлы:
«У природы нет ответа,
Лишь – вопроса глубина».
Наибольшую известность получили опубликованные в разные годы циклы стихотворений: «Соизволение», «Фортепианная музыка», «Сад в Ессентуках», «Сюита в тоне С». Переводил «Сонеты к Орфею» Р. М. Рильке, «Стихи о Канте Хондо» Ф. Г. Лорки. Автор литературных и философских произведений, среди которых «Откровение звучащей тишины» о музыке Софии Губайдулиной.
Отдельные произведения Блинова:
Обладая железной логикой и способностью системно выстраивать изучаемые явления, Блинов и в музыке применяет четкую конструктивность и рационализм. В молодые годы в период учёбы в Казанской консерватории в классе А. С. Лемана его захватило увлечение современной техникой письма, в частности, творчеством композиторов нововенской школы А.Шёнберга, А.Веберна, А.Берга. В связи с этим необычайно сложно её анализировать, можно лишь бесконечно расшифровывать — каждый раз в новом варианте и неожиданном психологическом ощущении.
Слава авангардиста надолго закрепилась за Лоренсом, а его новые опыты ещё долгое время вызывали неприятие композиторов — традиционалистов старшего и среднего поколений. Тем не менее, Лоренс свято верил в свою звезду, упрямо шёл по избранной дороге многообразия музыкальных систем и технологий. Композитор нередко отходил от шёнберговской 12-тоновости, соединяя атональность с тональными структурами, серийную технику со внесерийными и свободно развивающимися. Ректор Казанской консерватории, органист Рубин Абдуллин очень точно определил сущность музыки Блинова: «Музыка Л. Блинова — как вещь в себе, она хранит гораздо большую информацию между строк, чем то, что звучит реально»
«Лоренс Блинов и его произведения живут в другой системе координат, в некоем броуновском пространстве безвременья. Поэтому ему близко ощущение остановившегося в своей замкнутости мгновения. И их струение в реке времени, взаимосвязанность, перекличка. Фиксация парадигмы миров, пусть и маленьких, микроскопических.
Он эмоционален, но без банальных болезненных преувеличений и вздохов. Его стихия — природа комбинирования, игры, поиски самоценности одного звука, одной детали, паузы. Во всех своих многочисленных проявлениях как поэт, композитор, мыслитель, он словно оправдывает свою первую профессию строителя.»
— Семён Гурарий