Interested Article - GeForce 4
- 2020-05-05
- 1
GeForce 4 — IV поколение графических ускорителей компании NVIDIA , выпускавшихся под маркой GeForce. Серия GeForce 4 была запущена в производство в начале 2002 года . Под этим названием выпускались два разных семейства графических карт: высокопроизводительные Ti (Titanium) и бюджетные MX. На базе GeForce 4 также выпускались GeForce 4 Go для рынка мобильной графики и серия профессиональных графических карт Quadro4 XGL.
GeForce4 Ti
Модельный ряд Titanium, базируясь на ядре NV25, продолжал развитие архитектуры GeForce 3 с пиксельными шейдерами и был представлен моделями Ti 4200, Ti 4400 и Ti 4600, различавшимися между собой частотами графического процессора и видеопамяти (см. сравнение графических процессоров NVIDIA ). Графический процессор состоит из 63 млн транзисторов и производился по нормам 150 нм, как и GeForce 4 MX. GeForce 4 Ti использует 128-битный 4-канальный контроллер памяти с LightSpeed Memory Architecture II, имеет 4 блока рендеринга, 8 текстурных блоков, 2 блока T&L, подсистему сглаживания Accuview и шейдерный движок nFiniteFX II, который обеспечивал полную поддержку DirectX 8.1 и OpenGL 1.3. Стандартный объём видеопамяти составлял 128 МБ, однако младшая модель Ti 4200 также предлагалась в вариантах с 64 МБ видеопамяти. GeForce 4 Ti, в отличие от моделей MX, не имели обновленного блока VPE для декодирования MPEG-2, а вместо него имелся устаревший HDVP (High Definition Video Processor). Отсутствие декодера VPE объясняется возможностью использования этих видеокарт в мощных системах, где центральный процессор может компенсировать отсутствие полного аппаратного декодирования MPEG-2.
Впоследствии чип NV25 был заменён на NV28, который получил поддержку интерфейса AGP 3.0, в связи с чем произошло обновление линейки видеокарт: Ti 4200 -> Ti 4200-8X, Ti 4400 -> Ti 4800 SE, Ti 4600 -> Ti 4800. Тактовые частоты при этом не изменились.
GeForce4 MX
Бюджетные GeForce 4 MX наследовали архитектуру GeForce2 , отличаясь повышенным быстродействием. Бюджетный ряд базировался на чипе NV17, который производился по нормам 150 нм и состоит из 27 млн транзисторов . Графический процессор имел 2 блока рендеринга, 4 текстурных блока, 1 блок T&L, 128-битный 2-канальный контроллер памяти с LightSpeed Memory Architecture II и был лишён поддержки пиксельных шейдеров , так как её реализация, по словам NVIDIA, обошлась бы слишком дорого. Кроме этого, чип имел подсистему сглаживания Accuview, блок VPE (Video Processing Engine) для декодирования MPEG-2 и полноценную поддержку двух мониторов с выходом для телевизора. Стандартный объём видеопамяти составлял 64 МБ .
NV17 не имел шейдерного движка nFiniteFX и поэтому не мог полностью поддерживать новый DirectX 8.1. Вместо этого был использован движок NSR (nVidia Shading Rasterizer) для поддержки уже устаревшего DirectX 7.1. Обеспечивалась поддержка OpenGL 1.2.
Для доступа к системной памяти использовалась шина AGP 4X. С появлением новой 8-скоростной версии AGP, ядро NV17 было заменено на NV18, что обеспечило поддержку шины AGP 8X. Это являлось единственным отличием, а все модели на новом ядре имели в своем обозначении суффикс 8X. Позднее появился ещё один вариант на базе NV19, который имел поддержку шины PCI-Express 1.0.
Модельный ряд графических карт серии MX включал несколько модификаций (см. сравнение графических процессоров NVIDIA ): GeForce 4 MX 460, GeForce 4 MX 440, GeForce 4 MX 440SE, GeForce 4 MX 420. Позже появилась модель PCX 4300 с поддержкой PCI Express , а обновлённый вариант GeForce 4 MX на базе NV18b получил коммерческое название GeForce 4 MX 4000 и выпускался дольше всех из серии GeForce 4.
Графическое ядро GeForce 4 MX также использовалось в наборах системной логики nForce2 под обозначением CR18.
Ссылки
- 2020-05-05
- 1