Парнасский щепетильник
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рыкающий Парнас» — литературно-художественный сборник футуристов , выпущенный в 1914 году.
Сборник был выпущен в 1914 году кубофутуристической группой « Гилея » в петербургском издательстве «Журавль» на деньги трёх художников: Ивана Пуни , его жены Ксаны Богуславской и Михаила Матюшина . Напечатан в петербургской типографии А. Лаврова и К° в старой орфографии .
Тираж сборника был изъят из продажи, конфискован и уничтожен цензурой. Противостояние по поводу «Рыкающего Парнаса» стало самым крупным между футуристами и цензурным ведомством. У цензоров возникли претензии к трём рисункам, помещённым в книге. Суд состоялся в феврале 1914 года, ответчиком на нём был Матюшин. Давид Бурлюк и Павел Филонов , чьи рисунки изображали «неприлично оголённые мужские и женские тела», были признаны виновными по статье, подразумевавшей штраф до 500 рублей или арест на срок до трёх месяцев. Владимир Бурлюк , чей рисунок сочли пародией на изображение Георгия Победоносца , был приговорён к аресту до шести месяцев .
Издатели пошли на компромисс и изъяли из сборника рисунки, которые суд счёл непристойными. Однако арест с тиража «Рыкающего Парнаса» всё равно не снимали: окружной суд ссылался на «явно неблагопристойные выражения», которые содержатся в книге, однако какие именно имеются в виду — не уточнялось .
Матюшин, попытавшись спасти издание, обжаловал приговор в Санкт-Петербургской судебной палате. Однако решения окружных судов об аресте печатных произведений не подлежали обжалованию. В итоге уцелела только та часть тиража, которую Матюшину удалось распространить сразу после получения из типографии — по его словам, это около 200 экземпляров . Однако поэт Бенедикт Лившиц сообщает, что число спасённых материалов было значительно меньше — около десятка .
Литературовед Владимир Марков назвал «Рыкающий Парнас» величайшим раритетом среди футуристических изданий .
Участниками издания стали поэты Давид Бурлюк (также в качестве художника), Николай Бурлюк , Елена Гуро (посмертно), Василий Каменский , Алексей Кручёных , Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский , Игорь Северянин , Велимир Хлебников , художники Владимир Бурлюк, Иван Пуни , Ольга Розанова , Павел Филонов.
Хлебников фигурирует в сборнике под двумя именами: манифест подписан Виктор Хлебников (таково реальное имя поэта), а стихотворения — Владимир Хлебников . Владимир Марков считает, что это произошло по недосмотру готовившего сборник Давида Бурлюка . Произведение «Дети Выдры», жанр которого Хлебников определял как сверхповесть , дано не отдельно, а под общим заголовком «Стихи».
Стихотворение « Нате! » Маяковского было напечатано впервые, а стихотворение «Пробиваясь кулаками» позже публиковалось в несколько изменённом виде под заголовком «Ничего не понимают» .
Книга завершается таблицей соответствия музыкальных звуков звукам русского языка, составленной Гавриилом Елачичем.
Издание открывал литературный манифест «Идите к чёрту», подписанный Давидом Бурлюком , Алексеем Кручёных , Бенедиктом Лившицем , Владимиром Маяковским , Игорем Северянином и Виктором Хлебниковым . Он был составлен на квартире Пуни и Богуславской. Николай Бурлюк отказался подписать манифест: по словам Лившица, он заявил, что нельзя даже метафорически посылать к чёрту людей, которым через час будешь пожимать руку .
Статья содержала в себе резкую критику представителей «старой» литературы, которые, по мнению авторов, стараются воспользоваться достижениями футуристов, для того чтобы достигнуть собственного успеха .
Появление Новых поэзии подействовало на еще ползающих старичков русской литературочки, как беломраморный Пушкин, танцующий танго.
Среди тех, кого атаковали в манифесте, — Корней Чуковский , Фёдор Сологуб , Валерий Брюсов (издевательски дважды названный Василием ), «свора адамов с пробором» — Николай Гумилёв , Сергей Маковский , Сергей Городецкий , Владимир Пяст , а также не названные представители объединений « Мезонин поэзии » и « Петербургский глашатай ». Лившиц подчёркивает: Василий — это не опечатка, а озорство: Брюсов любил своё имя, вводил в собственные стихотворения и «злоупотреблял его благозвучием» .
Главным в манифесте было сообщение об объединении кубофутуристов и эгофутуристов . Период 1913—1914 годов отмечен дружественными отношениями между кубофутуристами и эгофутуристами — в частности, их лидером Игорем Северянином. Они выступали вместе и в манифесте решили заявить о единстве, а в сборник вошли стихотворения Северянина .
Сегодня мы выплевываем навязшее на наших зубах прошлое, заявляя:
1) Все футуристы объединены только нашей группой.
2) Мы отбросили наши случайные клички эго и кубо и объединились в единую литературную компанию футуристов.
Тем не менее, по словам Алексея Кручёных, решение пригласить Северянина было продиктовано целью разделить и поссорить эгофутуристов, что и удалось сделать: «Никакого серьёзного союза у нас с этим „дамским мармеладом“ и певцом отдельных кабинетов, конечно, не могло быть» .
Владимир Маяковский. Стихи
Давид Бурлюк. Доитель изнурённых жаб. Цикл стихов
Василий Каменский. Стихи
Бенедикт Лившиц. Пальма праведника. Стихи
Николай Бурлюк. Ковчег весны. Мистерия
Алексей Кручёных
Елена Гуро. Стихи
Владимир Хлебников. Стихи
Стихи Игоря Северянина
Елачич. Тональности гласных
В сборнике помещена 21 иллюстрация. Восемь принадлежат Владимиру Бурлюку, пять — Давиду Бурлюку, четыре (включая рисунок на обложке) — Ивану Пуни, по две — Павлу Филонову и Ольге Розановой.
По словам Бенедикта Лившица, скандальную реакцию поэтического сообщества вызвал манифест «Идите к чёрту», который был намеренно резким и провокационным. Больше других были уязвлены Фёдор Сологуб, обидевшийся на Игоря Северянина, которому помогал в поэтической карьере, и Николай Гумилёв — его особенно задела фраза «свора адамов». Причём если Сологуб вскоре помирился с Северянином, то Гумилёв разорвал отношения с кубофутуристами .
В то же время конфликта с представителями «Мезонина поэзии» и «Петербургского глашатая» не возникло: вскоре «мезонинцы» сблизились с Давидом Бурлюком и Владимиром Маяковским: вплоть до того, что их лидеру Вадиму Шершеневичу поручили переиздание сборника «Дохлая луна» и выпуск «Первого журнала русских футуристов» .
Литературовед Владимир Марков считает центральным произведением «Рыкающего Парнаса» сверхповесть Велимира Хлебникова «Дети Выдры» .
Сверхповесть «Дети Выдры» — не шедевр, но при этом невероятно интересная работа. Здесь Хлебников в очередной раз демонстрирует, что пока его товарищи бунтуют против прошлого и настоящего, он с неподражаемой естественностью идёт своим путём. Хлебников совершенно не поддавался влияниям, формировавшим поэзию его современников, зато пренебрегаемые и презираемые ими традиции очень много для него значили.
Марков скептически оценивает опубликованные в сборнике стихи Давида Бурлюка, называя их единственной удачей название, предпосланное подборке, — «Доитель изнурённых жаб». Его стихам, по мнению Маркова, не хватает индивидуальности и новизны, Бурлюк с трудом скрывает символистскую и даже досимволистскую природу своей поэтики, искусственно придавая ей авангардности за счёт использования «омерзительных образов», словотворчества, опускания знаков препинания и предлогов. В то же время Марков сочувственно относится к мистерии Николая Бурлюка «Ковчег весны», обнаруживая в ней следы поэтики Райнера Марии Рильке и лирической манеры Велимира Хлебникова. Исследователь отмечает оригинальное движение поэта по ходу цикла от традиционной поэтики к сложной фактуре произведения. В приведённых в сборнике стихотворениях Василия Каменского, по мнению Маркова, заметен почти весь его поэтический арсенал: звуковые повторы, неологизмы, антиэстетическая лексика, отмеченные восточным колоритом образность и язык. Бенедикт Лившиц пишет в манере «эстетического герметизма, сочетающего чистоту формы с неясностью содержания» .