Interested Article - Руги
- 2021-09-06
- 1
Руги ( ругии , роги ; лат. Rugii ) — древнегерманское племя эпохи Великого переселения народов .
Версия о славянском происхождении ругов считается спорной: этноним «руги» начал применяться в Европе по отношению к русам и Киевской Руси только в X—XI веках .
История ругов
Античное время
Корнелий Тацит в трактате « Германия » локализовал местоположение племени ругиев на побережье Балтики , к востоку от Ютландского полуострова . Тацит сообщил, что они отличаются от других племён круглыми щитами, короткими мечами и покорностью царям . Соседями ругов на востоке были балтские племена эстиев, считающиеся предками пруссов . Южнее ругов обитали готы (готоны по Тациту).
Александрийский географ II века Клавдий Птолемей составил обширный труд, в котором постарался дать места обитания народов и населённых пунктов с их привязкой к географическим координатам. Ругов Птолемей разместил в Великой Германии (Γερμανίας Μεγάλης) на побережье Балтики между реками Виадуа ( Одер ) и Истулой ( Висла ), называя их ругиклеями (Ῥουτίκλειοι, Rugiclei). В их землях Птолемей обозначил нахождение города Ругиума (Ῥούγιον) . Примерно в тех местах в XIII веке возник город Rügenwalde (совр. польский Дарлово ).
Проживание ругов в регионе возле Балтийского моря отмечено в топониме Рюген , острова недалеко от устья Одера . О рюгенских славянах становится известно впервые в источниках с VII века, а к VIII—IX векам. Рюген выдвигается в экономическом и культурном развитии на первое место среди городов прибалтийских славян , а к XV веку стал немецким.
Немецкий просветитель и краевед Филипп Меланхтон , а также некоторые другие представители лютеранского кружка, утверждают, что «…После вторжения войска крестоносцев и разграбления поселения балтийских славян, проживавших на территории острова, венды мигрировали с Рюгена и отправились на поиски новой территории для проживания. Таковой стала территория восточного побережья Балтийского моря, занимавшая берег залива, впоследствии получившего название Рижского » от чего ими выдвигается версия о вендском происхождении гидронима и топонима Рига .
В южной части Норвегии существовала прибрежная область под названием Rogaland в значении «страна/земля ругов» (теперь это современный Ругаланн ) .
Великое переселение народов
Расселение под натиском готов
Историк Иордан писал, что даны « пользуются среди всех племён Скандии славой по причине своего исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рании » . Иордан также назвал и « ульмеругов », что по мнению исследователей означает «островные руги».
Согласно Иордану, готы , мигрируя с « острова Скандзы » , в котором большинство современных исследователей видят Скандинавию , вытеснили ульмеругов (или «островных ругов») с южного побережья Балтийского моря . На основании этого сообщения и сообщения Иордана об участии ругов в битве при Недао , предполагая тождественность ульмеругов и ругов, некоторыми исследователями делается предположение о том, что руги, под давлением готов, мигрировали с южного побережья Балтийского моря в Паннонию , где, якобы, попадают под власть Аттилы . По мнению Э. Томпсона , большая часть Паннонии до 427 года находилась в руках гуннов , что отмечается поздними источниками. Иордан не уточняет на чьей стороне воевали руги в битве при Недао.
Согласно Иордану, после этого сражения руги испросили разрешения у Римской империи поселиться в восточной Фракии , в поселениях Бицции и Аркадиополе , последнее из которых в 442 году было захвачено Аттилой . Там же Иордан сообщает , что и побеждённые гунны избрали для своего поселения отдалённые места Малой Скифии и прибрежной Дакии .
По-видимому некоторые из ругов всё же остались на территории нижней Паннонии, где они отмечаются таким источником как «Житие святого Северина », который был написан его учеником Евгиппием и относится ко второй половине V века . Руги короля Флакцитея осевшие на северном берегу Дуная вступили в союз с римлянами против остготов , которые, осевши на территориях Верхней Паннонии, не давали ругам прохода в Италию . Союзники, в 469 году, были разбиты остготами в сражении при реке Болии .
Примерно в 475 году вместо умершего Флакцитея королём ругов стал его сын Фелетей .
В 476 году начальник варварского войска Одоакр сверг последнего римского императора, став первым германским правителем Италии. По сообщению Иордана , Одоакр и сам был из ругов , но большинство исследователей склоняются к тому, что он, как и его отец Эдика , так же участвующий в сражении при реке Болии , происходил из германского племени скиров . Однако, Приск Панийский сообщал , что Орест, отец последнего римского императора Ромула Августа , « только прислужник и писец Аттилы, а Эдекон », отец Одоакра, « как известный храбрец и природный гунн , многим превышает Ореста ».
На мраморной плите сохранившейся в катакомбах «монашеской Горы» при костеле святого Петра в городе— крепости провинции Норик Ювавум (совр. Зальцбург ) Одоакр называется « королём рутенов » : «Года Божьего 477 Одоакер, король рутенов (Odoacer Rex Rhutenorum), а также гепидов, готов, унгар и герулов, выступал против церкви Божией. Благочестивый Максим с его 50 учениками, что молились с ним в этой пещере, за исповедание веры жестоко мучен и сброшен вниз, а провинция Норикум мечом и огнём опустошена».
Разделение ругов в войне с Одоакром
В 487 году император Византии Зинон убедил Фелетея разорвать союз с Одоакром и вторгнуться в Италию . Не все поддерживали эту идею, и среди ругов разгорелась междоусобица: брат Фелетея Фердерух , сторонник мира с Одоакром, под предлогом мести за разграбление монастыря святого Северина Норикского был убит своим племянником Фридерихом .
В ответ на это Одоакр, нанося упреждающий удар, в 487 году напал на Норик, разбил войско ругов около Венского Леса и увёл в плен короля Фелетея с его супругой Гизо , которые после были казнены в Италии. Сын короля Фредерих возглавил ослабевших ругов. После ещё одного похода, предпринятого в 488 году братом Одоакра Онульфом , придунайское государство ругов окончательно было уничтожено .
Спасаясь от Одоакра, оставшиеся руги присоединились к вождю остготов Теодориху Великому . С ними Теодорих в Италию в 489 году, где захватил власть в 493 году, убив на пиру Одоакра.
Места на Дунае (Rugorum patria), где проживали руги до их разгрома Одоакром, заняли лангобарды , как о том сообщает Павел Диакон в « ». О том же повествуется в труде « Происхождение народа лангобардов » неизвестного автора первой половины VII века, где называется страна Ругиланд (Rugilanda).
Руги под властью остготов
Руги упоминаются Прокопием Кесарийским при событиях 541 года : «Эти руги являются одним из готских племён, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода».
В тот год руги провозгласили своего соотечественника Эрариха королём готского королевства в Италии после убийства прежнего короля Ильдебада . Процарствовав 5 месяцев, Эрарих был убит готами, и на освободившийся престол взошёл гот Тотила .
В 558 году ругов упомянул в списке варварских племён в эпитафии, посвящённой святому Мартину Турскому , епископ Мартин Бракарский , уроженец Паннонии , где ещё жила память о племени ругов, обитавшем недалеко от тех мест .
В « », древнейшем памятнике германской поэзии (IV—VI вв.), в списке наиболее известных племён Европы упоминаются руги и островные руги (хольмрюгги) без их географической локализации .
Историк Беда Достопочтенный упомянул в своей «Церковной истории народа англов» (начало VIII века) ругиев на побережье Балтики, причислив их к германским племенам.
Отнесение ругов к славянам
В современной академической науке вопрос о родстве ругов со славянами является спорным, и считается, что этноним «руги» начал применяться в латиноязычной литературе по отношению к русам только в X—XI веках .
Около 905 года издан « Раффельштеттенский таможенный устав », для взимания торговых пошлин с купцов от ругов и богемов (чехов), желающих торговать в Баварской Восточной марке на Дунае . Современный историк и филолог А. В. Назаренко считает, что ругами здесь именовались купцы из Киевской Руси .
В «Продолжении хроники Регино из Прюма » Адальберта Магдебургского , в повествовании о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, Княгиня Ольга называется королевой ругов (reginae Rugorum) и русичи неоднократно именуются ругами.
Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII века, описывая события в Англии в 1-й половине XI века, пишет об Эдварде Изгнаннике : « бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией » .
Сведения о ругах (как жителях Руси) проникли также во Францию в связи с женитьбой французского короля Генриха I на Анне (1051 г.), дочери Ярослава Мудрого . Сообщая об этой свадьбе, Гийом Жюмьежский , автор истории норманнов, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов. Некоторые авторы ( Г. Ловмяньский ) предполагают, что эти сведения были получены им из окружения Анны.
Историк- славист дореволюционной России В. И. Ламанский считал руян и ругов одним племенем .
Историк А. Г. Кузьмин утверждает, что названия руги, роги, рузи, русы, руяне (rujanen, rani) относятся к одному и тому же народу, что объясняется вариативностью позиционных аллофонов g / j, j/z и прочтения букв j/i (сравн. ruth, ruz, rud (кельт. «красный»), roux, rousse — (совр. франц. «рыжий, рыжая»), rouge — (совр. франц. «красный»), серб. «руйан» — «тёмно-красный» ), также чередование звуков «г», «ж», «з» может происходить при склонении, как, к примеру, в русских словах «друг», «дружба», «друзья». Например, руг (единственное число), Ружана (остров) и рузи (множественное число) или руг, ружанин, и рузи.
С. В. Перевезенцев в своих научно-популярных работах также отстаивает точку зрения о славянстве ругов .
В целом сторонников исконного славянства ругов объединяет отрицание произошедшей в V—VII веках н. э. ассимиляции пришлыми славянами той части автохтонного германоязычного населения востока Центральной Европы, которая не приняла участие в Переселении народов .
В археологии
Некоторые исследователи указывают на ругов наряду с готами как на носителей оксывской археологической культуры (II век до н. э. — I век н. э.) в Польском Поморье (между Одером и Вислой) .
Епископы Ругийские
Примечания
- Ганина Н. А. Граница в языковом и культурном пространстве Рюгена // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. — М.: Языки славянской культуры, 2009. — Т. 6. — С. 237—245.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. — от 3 декабря 2013 на Wayback Machine / Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко . — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — С. 33, прим. 12.
- Буданова В. П., Горский А. А. , Ермолова И. Е. Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты. — СПб.: Алетейя, 2011. — С. 19, 103—106.
- Ученыя записки Втораго отдѣленія Императорской академіи наук т. 5, тип. Имп. академіи наук, 1859 от 20 января 2018 на Wayback Machine
- Кузьмин А. Г. глава «Сведения иностранных источников о Руси и Ругах» книги «Откуда есть пошла Русская земля», М., 1986 от 19 июля 2013 на Wayback Machine
- Назаренко А. В. от 11 марта 2012 на Wayback Machine — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 45—46, 82—89.
- Петрухин В. Я. , Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М.: Знак, 2004. — С. 272—273.
- Перхавко В. Б. Средневековое русское купечество. — М.: Кучково поле, 2012. — С. 50.
- Корнелий Тацит . О происхождении германцев и местоположении Германии // Сочинения. — СПб.: Наука, 1993. — С. 354.
- от 5 мая 2009 на Wayback Machine // Britannica Online Encyclopedia
- Херрман, Й. от 7 января 2012 на Wayback Machine // Славяне и скандинавы / Пер. с немецкого; общ. ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Прогресс, 1986. — С. 338, 344.
- Ганина Н. А. Остров Рюген: к основам взаимодействия культур и языков // Атлантика: Записки по исторической поэтике. — М.: Московский гуманитарный университет, 2011. — С. 12, 15.
- ↑ Иордан . от 20 августа 2020 на Wayback Machine .
- См. от 6 декабря 2008 на Wayback Machine Е. Ч. Скржинская к «Гетике» Иордана.
- Жирмунский В. М . Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. — М.-Л.: Наука, 1964. — С. 57.
- Ганина Н. А . Граница в языковом и культурном пространстве Рюгена. Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. — М.: Языки славянской культуры, 2009. — Т. 6. — С. 239.
- Томпсон Э. А . Гунны. Грозные воины степей. — М., 2008. — С. 41—42.
- Иордан . от 12 октября 2011 на Wayback Machine .
- ↑ Иордан . от 12 октября 2011 на Wayback Machine .
- Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты. — СПб.: Алетейя, 2011. — С. 103—106.
- См. от 31 августа 2015 на Wayback Machine Е. Ч. Скржинская к «Гетике» Иордана.
- См. от 6 декабря 2008 на Wayback Machine Е. Ч. Скржинская к «Гетике» Иордана.
- ↑ Иордан . от 12 октября 2011 на Wayback Machine .
- Jordanes . De adbreviatione chronicorum (§ 344).
- Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты. — СПб.: Алетейя, 2011. — С. 106, 109—110.
- В. В. Латышев . от 3 марта 2008 на Wayback Machine . Вестник древней истории, № 4, 1948.
- Летопись Готфрида Винтерберського XII в. [240. 13-14].
- Иоанн Антиохийский . Хроника (фрагмент 214).
- Martindale J. R. Giso // Prosopography of the Later Roman Empire (англ.) / A. M. Jones , J. R. Martindale . — [2001 reprint]. — Cambr. : Cambridge University Press , 1980. — Vol. II: A.D. 395–527. — P. 513. — ISBN 0-521-20159-4 .
- Евгиппий . Житие святого Северина (глава XLIV, 3 и 4); Павел Диакон . История лангобардов (книга I, глава 19).
- Прокопий Кесарийский . Война с готами, кн. VII
- от 31 мая 2012 на Wayback Machine // Свод древнейших письменных известий о славянах / Восточная литература РАН. — М.: 1994. — Т. 1. (I—VI вв.)
- «Видсид» упоминает, что островными ругами правил Hagena. Древнегерманское имя означало «защитник».
- Назаренко А. В. от 11 марта 2012 на Wayback Machine — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 45—50.
- от 10 ноября 2014 на Wayback Machine // Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX—XI веков. — M.: Наука, 1993. — С. 62—67.
- Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX—XI веков. — M.: Наука, 1993. — С. 83—89.
- terra rugorum, quam nos vocamus Russeiam : от 11 февраля 2008 на Wayback Machine
- В. И. Ламанский «Исторические замечания» в издании «Ученыя записки Втораго отдѣленія Императорской академіи наук», т. 5, от 20 января 2018 на Wayback Machine
- Сербско-хорватско-русский словарь. — М., 1958. С. 836.
- . Дата обращения: 16 января 2014. 18 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 5 декабря 2013. 1 февраля 2014 года.
- Пачкова С. П. Про оксивський компонент у Чаплинському могільнику зарубинецькоi культури // Древности I тыс. н. э. на территории Украины. — К. — 2003.
Литература
- Иордан . . Вступ. ст., перев., коммент. Е. Ч. Скржинской. — М.: Восточная литература, 1960.
- Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты. — СПб.: Алетейя, 2011. — 336 с.
- Буданова В. П. // Византийский временник. — 1980. — Т. 41. — С. 141—152.
- Ганина Н. А. Граница в языковом и культурном пространстве Рюгена // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. — М.: Языки славянской культуры, 2009. — Т. 6. — С. 237—245.
- Ганина Н. А. Остров Рюген: к основам взаимодействия культур и языков // Атлантика: Записки по исторической поэтике. — М.: Московский гуманитарный университет, 2011. — С. 3—33.
- Жирмунский В. М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. — М.-Л.: Наука, 1964. — 313 с.
- Назаренко А. В. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 784 с.
- Неусыхин А. И. Общественный строй древних германцев. — М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2001. — 300 с.
- // = Gescheiterte Reichsbildungen im Frühmittelalter: Die hispanischen Sueben und die Rugier. — Wien, 2008. — S. 97—134.
- Херрман Й. // Славяне и скандинавы / Пер. с немецкого; общ. ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Прогресс, 1986. — С. 338—359.
- Чернявский С. Н. Руги и русы (норманизм — антинорманизм и третий путь как попытка решения). — М.: Вече, 2016. — 384 с.
- Шор Т. У. Глава VI. Руги, венды и туземные славянские поселенцы // Происхождение англо-саксонской расы = . — Лондон, 1906. — С. 84—102.
- Щукин М. Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — 576 с.
- 2021-09-06
- 1