Interested Article - Брасье, Рэй
- 2021-02-25
- 2
Рэй Брасье ( фр. Ray Brassier , род. в 1965) — британский философ франко-шотландского происхождения, профессор Американского Университета Бейрута (Ливан) , работающий в направлении философского реализма. Также известен как один из основателей спекулятивного реализма .
Брасье является автором работы Nihil Unbound: Enlightnment and Extinction (2007), переводчиком работы Алена Бадью «Святой Павел. Обоснование универсализма» (2003) и работы Квентина Мейясу «После конечности: Эссе о необходимости контингентности» (2008) на английский язык.
Брасье получил степень бакалавра в Университете Северного Лондона (1995). Степень магистра и доктора философских наук в Уорикском Университете (1997 и 2001 соответственно) .
В академический деятельности Брасье отражается влияние Эдмунда Гуссерля , Людвига Виттгенштейна , Мартина Хайдеггера и Жиля Делёза . Сферу научных интересов Брасье составляют философские направления нигилизма , реализма , материализма , методологического натурализма, трансцедентального нигилизма и антигуманизма . В сферу интересов исследований Брасье входят труды Платона , Канта , Гегеля , Маркса , Уилфрида Селларса , Роберта Брендона и Алена Бадью .
Спекулятивный реализм
Вместе с Грэмом Харманом и Квентином Мейясу Брасье считается одним из основоположников направления в современной философии, спекулятивного реализма (материализма), объектно-ориентированной философии. Спекулятивный реализм противостоит идеям посткантианского идеализма, феноменологии , постмодернизма , деконструкции или, более широко выражаясь, так называемого «корреляционизма». Брасье приписывают создание термина «спекулятивный реализм» , хотя Мейясу использовал данный термин для описания собственной философской позиции ещё до его введения Брасье .
Несмотря на то, что Брасье ставят в один ряд с представителями спекулятивного реализма, сам он не идентифицирует себя с данным философским направлением. Брасье критично высказывается относительно этого направления, заявляя, что он «существует только в воображении группы блогеров, пропагандирующих его, к которым он не имеет никакого отношения» . Критиковал плоскую онтологию Мануэля Деланда и объектно-ориентированную онтологию Грэма Хармана. Является последователем Франсуа Ларюэля .
Критика корреляционизма
Для Брасье даже Грэм Харман , как последователь ирредукционизма Бруно Латура , становится причастным к корреляционизму. В своей статье «Понятия и объекты» Брасье рисует довольно обширный портрет корреляциониста, базовой чертой которого становится использование так называемого «Перла» (The Gem) – аргумента, образцово сформулированного в философии Джорджа Беркли . Парадигмальная формулировка этого аргумента звучит следующим образом: «нельзя познать независимую от разума реальность, не познавая её. Следовательно, нельзя познать независимую от разума реальность» . Ключевой фигурой корреляционизма для Брасье становится Фихте , доведший до предела аргумент «Перла»: «Толкуя корреляцию как самополагающий и, следовательно, обосновывающий себя акт, Фихте замыкает круг корреляции, предупреждая любое вторжение со стороны догматически постулированного внешнего» .
Принципиальное отличие в портретах корреляциониста у Квентина Мейясу и Брассье заключается в том, что второй старается подчеркнуть нелепость и нелогичность корреляционистских систем и построений, в то время как Мейясу считает корреляционный круг достаточно сильным и требующим преодоления изнутри, но никак не подлежащим критике «снаружи». Брасье подчеркивает, что любая вариация «Перла» очевидно ошибочная с формальной точки зрения. Он стремится объяснить жизнеспособность и привлекательность корреляционизма, вопреки его логической несостоятельности, с помощью побочных явлений: «…это одновременно эмоциональные (защита ценности за счет подрыва факта), психологические (сведение мира нечеловеческого к размерности человека) и политические (онтологическое введение политики, компенсирующее ее подмену менеджментом в сфере публичного) факторы» .
Философия науки
Ключевым моментом в отказе от корреляционизма для Брасье является восстановление главенства связки « эпистемология — метафизика », что может, по его мнению, помочь сохранить авторитет науки как самой надежной формы познавательного доступа к реальности . Важным в этом процессе становится концептуальное возвращение традиционных дуализмов «разум — чувственность» и «понятие — объект», от которых так стремился избавиться корреляционизм ( постмодернистские философии становятся самым ярким примером). Роль этих дуализмов при их восстановлении в правах заключается в том, что с ними мы сможем, признавая частичную обусловленность нашего познания побочными факторами, связанными с нашей «человечностью», в каком-то смысле вычитать эти факторы из полученного знания. Используя подход, объясняющий возможность получения разумными существами когнитивного доступа к реальности, мы сможем по-настоящему строить систему утверждений о самом мире, а не просто о мире для-нас.
Для Брасье одной из главных задач для философии является поиск ответа на вопрос о том, как мы можем признать, что научное познание выслеживает в-себе , не прибегая к допущению, что при этом оно концептуально определяет « сущность » этого в-себе. Однако для Брасье речь идёт именно о естественных науках, в то время как для Мейясу ключевая роль отдаётся математике как таковой. Особенно важна когнитивная наука , так как, как уже было сказано ранее, именно она способна описать процесс взаимодействия человека с миром как одно из явлений самого мира, а не как какую-то привилегированную процедуру. «Метафизическое исследование структуры бытия возможно лишь в паре с эпистемологическим исследованием природы познания, » — так звучит основополагающий принцип для построения не-корреляционистской философии, способной на осмысленное отношение к утверждениям науки.
Публикации
Монографии
- Nihil Unbound: Enlightenment and Extinction (London: Palgrave Macmillan , 2007)
На русском языке
- Брассье Р. / Пер. с англ.: З. Неустроев // [Insolarance]. — 2024.
- Брассье Р. / Пер. с англ.: З. Неустроев // [Insolarance]. — 2023.
- Брассье Р. / Пер. с англ.: А. Тальский и Н. Сафонов // [syg.ma]. — 2019.
- Брассье Р. / Пер. с англ.: Д. Безуглов // [syg.ma]. — 2019.
- Брассье Р. / Пер. с англ.: переводческая группа Cube of Pink // [Логос]. — 2017.
Переводы
- Ален Бадью , Святой Павел. Основание универсализма (Alain Badiou, Saint Paul: The Foundation of Universalism , transl. by Ray Brassier (Stanford: Stanford University Press , 2003)
- Квентин Мейясу , После конечности: Эссе о необходимости контингентности (Quentin Meillassoux, After Finitude: An Essay on the Necessity of Contingency , transl. by Ray Brassier (New York: Continuum International Publishing Group , 2008)
Примечания
- Ray Brassier // — 2002.
- Ray Brassier // (польск.)
- Bibliothèque nationale de France Record #14566004n // (фр.) — Paris: BnF .
- ↑ от 4 июня 2016 на Wayback Machine
- ↑ . Дата обращения: 31 октября 2016. 10 июня 2017 года.
- Ray Brassier interviewed by Marcin Rychter "Ray Brassier interviewed by Marcin Rychter « от 18 октября 2016 на Wayback Machine », Kronos, 4 March 2011
- Неустроев, Захар (рус.) . Insolarance (27 мая 2023). Дата обращения: 17 января 2024.
- ↑ Рэй Брассье. // ЛОГОС, том 27 (№3), 2017 — с. 227-262. 23 ноября 2018 года.
- Неустроев, Захар (рус.) . Insolarance (14 января 2024). Дата обращения: 17 января 2024.
- 2021-02-25
- 2