Interested Article - Онуфрий Керженецкий
- 2021-06-05
- 1
Онуфрий Керженецкий ( Ануфрий ; по некоторым данным, имел прозвище Орёл ) (? - 1716 или 1729) — деятель русского старообрядчества ( поповец ), основатель секты «аввакумовщины» (в различных источниках «онуфриевщины» или «ануфриево согласие» или «онуфриевское согласие» ).
Подробных биографических сведений об Онуфрии не сохранилось. Известно лишь, что он был иноком в Соловецком монастыре , вместе с другими монахами монастыря остался упорным последователем старопечатных книг, а после осады монастыря и изгнания оттуда старообрядцев удалился в Нижегородскую губернию , на реку Керженец , где, неподалёку от города Семёнова , у деревни Хворостиной, основал в 1677 году новый скит .
Скит быстро приобрёл большое значение в глазах старообрядцев, благодаря тому, что Онуфрий сумел устроить так, что вся милостыня, на которую обыкновенно и существовали скитские старцы, направлялась в скит Онуфрия, а уже отсюда распределялась между другими скитами. Скиты чувствовали свою зависимость от Онуфрия и влияние его на Керженце, а отсюда и в остальном старообрядческом мире было очень велико. В 1690 годах скит Онуфрия сделался местом больших разногласий и раздоров между старообрядцами вследствие разного отношения их к известным тогда в расколе письмам знаменитого протопопа Аввакума. Письма эти, в которых Аввакум вёл полемику с другим раскольничьим учителем диаконом Фёдором, проникли на Керженец и в ските Онуфрия нашли много последователей, которые восприняли взгляды Аввакума и стали их распространять среди старообрядческого населения Керженских скитов. Главные уклонения от основных догматов православия, проповедовавшиеся Аввакумом и воспринятые Онуфрием и его последователями, заключались прежде всего в учении о пресвятой Троице , будто она трисущна, рассекается на три равные естества и все три лица имеют особое седание, а Иисус Христос « сидит на престоле, соцарствуя св. Тройце », как особый Бог . Кроме того, Онуфриане учили неправильно и о воплощении. Письма Аввакума, в которых высказывались подобные мнения, подверглись особенному «почитанию»; в них видели источник особенной благодати, ввели их чтение за богослужением , почитали и самого Аввакума, написали его изображение и поклонялись ему .
Всё это вызвало протест со стороны других старообрядцев и в 1693 году собрался первый собор против Онуфрия и его последователей; их долго убеждали, но безуспешно .
В 1706 году собрался второй собор в присутствии известного старообрядческого начётчика и писателя — инока Евфросина, но и этот собор был безрезультатен .
Между тем, всё старообрядчество заинтересовалось этим спором, против Онуфрия появились письменные обличения, наконец, в 1708 году собрался третий собор с целью предать Онуфрия и его последователей анафеме, в случае упорства. Онуфрий согласился отречься от писем, но условно: « аще в них (письмах Аввакума) обрящется противность церкви, то и мы оные не приемлем ». Такое условное отречение не было, однако, собственно отречением и уже в следующем 1709 году был созван четвёртый собор против Онуфрия. Онуфрий и его последователи на этот раз сдались и решили письма « отложить », отреклись от них и написали об этом особое соборное определение .
Впрочем, онуфриевщина актом отречения самого Онуфрия далеко не прекратилась: она успела распространиться в Брынских лесах и во многих местах ростовской епархии, и после смерти Онуфрия понадобилось в 1717 году новое отречение его последователей от еретических мнений Аввакума. В остальном онуфриевщина мало отличалась от других раскольничьих беспоповщинских толков: последователи Онуфрия принимали попов только дониконовского поставления и в волновавшем тогда старообрядство вопросе о самоистреблении держались довольно уклончиво, хотя, по-видимому, сочувствовали «самоубийственным смертям».
Согласно данным «ЭСБЕ» и «РБС», умер Онуфрий в своем Керженском ските в 1716 году , однако в «БРЭ» говорится, что это произошло « возможно » в 1729 году .
Примечания
- ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Е. Лихач. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Литература
- Андрей Иоаннов (Журавлёв) , «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках» (4 изд., СПб., 1831) 176—180;
- Есипов , «Раскольничьи дела XVIII столетия» ( СПб. , 1863), II, 228—259;
- Макарий , «История русского раскола» (СПб., 1855) 288—291;
- Смирнов , «Внутренние вопросы в расколе и XVII веке» (СПб., 1898);
- Субботин , «Материалы для истории раскола» (СПб., 1888), VIII, 238—353.
- 2021-06-05
- 1