Interested Article - Зал

Георгиевский зал , 1896 год.

Зал (за́ла) ( нем. Saal , ( фр. salle , от франк. sal ) или холл (англ. hall ) — большое, как правило, крытое помещение .

Как отмечал Набоков , это единственное слово русского языка , которое употребляется во всех трёх родах: зал, зала, зало .

Зал в истории архитектуры — непременная принадлежность дворца, палаццо , виллы , замка, отеля, усадебного дома. Зальным называется пространство, имеющее примерно равные размеры в высоту, длину и ширину. Поэтому трёх нефные базиликальные храмы, имеющие нефы одинаковой высоты, называют зальными. Как правило, они не имеют трансепта .

В западноевропейской архитектуре «зальные церкви» ( нем. Hallenkirche, Saalkirche ) известны с XI века. В отдельных случаях они являются результатом развития храмов крестово-купольного типа. Второй ярус надстроенных боковых нефов зальных базилик называют эмпорами . Зальный тип церкви характерен для многих сооружений английской готики . Зальными являются собор в Бристоле, зал капитула в Вестминстере в Лондоне . Известны купольные зальные церкви эпохи барокко ( нем. Wandpfeilerhalle ). Возведение купольных зальных церквей с трансептом не выходящим за пределы трёх нефов одинаковой высоты возводили архитекторы ордена иезуитов согласно постановлениям Тридентского собора католической церкви .

Зальной постройкой является Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Залы зрительно расширяют внутреннее пространство храмов из-за того, что свет из окон боковых нефов беспрепятственно освещает центральный, а также за счёт того, что опорные столбы, которые в ранних постройках делали крещатыми, заменяются круглыми колоннами . Такое новшество, в частности, впервые применил в древнерусской архитектуре мастер из Болоньи Аристотель Фьораванти в Успенском соборе в Московском Кремле (1475—1479). Столь необычное для русских церквей решение было отмечено летописцами как «палатообразное», то есть напоминающее «светлостию и звонкостию» помещения светских построек.

Большой зал с высотой стен в два этажа и двумя ярусами окон не разделёнными перекрытием называется в архитектуре двусветным . «Вторым светом» именуют верхний ярус стен и окон. Залы «в два света» в истории архитектуры строили в качестве парадных, представительских помещений, которые должны создавать особенно торжественное впечатление, например приёмный зал городского магистрата, ратуши, биржи. Классический пример: Зал Ратуши в Амстердаме , позднее получившей название Королевского дворца .

К двусветным зальным постройкам относятся Иорданская лестница в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, Танцевальный и Большой зал (в XVIII веке его называли «Светлой галереей») Большого дворца в Царском Селе (архитектор Б. Ф. Растрелли ). С «двойным светом» устроены Колонный зал и ротонда Таврического дворца в Санкт-Петербурге (1782—1789, архитектор И. Е. Старов , Мраморный (Орловский) зал Мраморного дворца в Санкт-Петербурге и многие другие интерьеры, которым придавали особое церемониальное значение.

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах.— М.: Прогресс. — Т. 2, 1986. — С. 76
  2. . Дата обращения: 27 декабря 2013. Архивировано из 17 июля 2019 года.
  3. . Дата обращения: 27 декабря 2013. Архивировано из 27 декабря 2013 года.
  4. Набоков В. В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М. : НПК «Интелвак», 1999. C. 543.
  5. Власов В. Г. . Зал, Зальное пространство // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 655
  6. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 263—264
  7. Власов В. Г. . «Иезуитов стиль» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 29—31
Источник —

Same as Зал