Вишневский, Теофил
- 1 year ago
- 0
- 0
Феликс Евгеньевич Вишневский ( 17 ( 30 ) августа 1902 , Москва , Российская империя — 5 декабря 1978 , Москва, СССР ) — советский музейный деятель, собиратель, заслуженный работник культуры РСФСР (1975), основатель музея В. А. Тропинина и московских художников его времени (1969).
Родился 30 августа 1902 года в богатой московской семье потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских . Отец — (?—1923), архитектор, крупный специалист по декоративно-прикладному искусству, коллекционер, последний председатель Московского художественного общества , один из основателей Общества друзей Румянцевского музея (1913) . Как коллекционер, имел Охранные грамоты от Комиссии по охране памятников искусства и старины, начиная с 1919 года . Вместе с братьями Львом и Феликсом владел бронзолитейной мастерской , находившейся на Ладожской , 12.
Под руководством отца Феликс Вишневский начинает заниматься собирательской деятельностью и участвовать в организации Первого пролетарского музея в Москве, который открылся 7 ноября 1918 года в бывшем особняке виноторговца О. П. Леве на Большой Дмитровке, 24 . С 1919 года работал в Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР . В 1920 году окончил 2-е Московское реальное казенное училище (позднее 107 школа второй ступени) .
В 1925—1928 годах работал младшим научным сотрудником в отделе профессора В. К. Клейна в Государственном историческом музее и одновременно учился на факультете ИЗО МГУ . В 1928 году входил в состав экспертной комиссии по оценке предметов Музея нового западного искусства , отбираемых Главнаукой на экспорт .
В 1928 году репрессирован и выслан из Москвы с частичной конфискацией коллекций. Жил в Костроме , где работал сначала экспертом по церковным ценностям в местной ВЧК, затем до 1933 года — научным сотрудником Костромского базового музея . Дальнейшую ссылку отбывал в качестве инженера на Костромском фанерном заводе . Все эти годы он продолжал пополнять свою коллекцию. В 1946—1948 годах Вишневский вновь репрессирован с конфискацией имущества. Отбыв наказание в лагере под Нерехтой , он был реабилитирован и восстановлен в правах с почти полным возвращением собрания .
В 1948 году он перебирается ближе к Москве и живет на Лосиноостровской даче , продолжая заниматься коллекционированием, приобретая вещи в комиссионных магазинах, скупках и у частных лиц . С этого времени Вишневский становится завсегдатаем известного антикварного магазина на Арбате , чьи сотрудники неоднократно арестовывались , и магазина № 27 Москомиссионторга . Вишневский отлично владел техникой реставрации мебели и предметов из дерева, часто сам реставрировал свои находки и приобретения . К реставрации произведений искусства он неоднократно привлекал Александра Корина .
Во второй половине 1950-х годов коллекционер тесно сближается с музеями Москвы и Ленинграда , участвует в систематических выставках. В 1956—57 годах организовал в Останкинском дворце-музее выставку уникальных вееров XVIII—XIX веков, которые после окончания выставки перешли в собрание музея . С 1958 по 1969 год Вишневский работал старшим научным сотрудником в Государственном музее А. С. Пушкина .
Вишневский — первый частный коллекционер в СССР, который в 1964 году добился постановки наиболее ценной части своей коллекции (132 произведения) на государственный учёт .
В музейных кругах Феликс Вишневский был известен как знаток искусства и даритель — он безвозмездно передал различным галереям страны около полутора тысяч произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства , многие из которых воспроизведены в альбоме-каталоге «Дар бесценный», вышедшем к 100-летию со дня рождения коллекционера .
В 1960—1970-е годы Вишневский безвозмездно передал в собрание Иркутского художественного музея около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства России, стран Европы, Ближнего Востока, Китая и Японии XVII — начала XX века .
По воспоминаниям современников, являлся неординарной личностью:
Встречаю его как-то. Погода скверная. Лицо Вишневского светится. Заходим в парадное первого встречного дома. Феликс Евгеньевич переполнен счастьем. Аккуратно разворачивает клеёнку, бумагу: „Это же рисунок самого Тропинина! “ Ел он чёрт знает что, пиджака приличного не имел. Однажды мы с женою поразились, что в слякотную погоду прямо на шерстяные носки надеты калоши, подвязанные верёвочками. Профессор Н. Б. Коростелёв .
Феликс Евгеньевич говорил: не пренебрегать ничем! Если встретишь где-нибудь вещь, даже не имеющую отношения к теме, но ненужную другому хозяину, пропадающую, — забери её, изучи, отреставрируй. Может быть, обменяешь на что-нибудь нужное. Или подари, отдай другому хранилищу. Основатель, первый директор музея А. С. Пушкина А. З. Крейн .
В 1965 году Вишневский получил в качестве наследства от известного этнографа и экономиста профессора Николая Григорьевича Петухова (1879—1965), происходившего из купеческой семьи, особняк, расположенный по адресу Щетининский переулок , 10, состоящий из дома и дворового флигеля общей площадью 365 кв.м. с большим садом . В особняке купцов Петуховых он живет и размещает свою коллекцию, основу которой составляли живописные, акварельные и графические произведения Василия Тропинина , Петра Соколова , Владимира Гау , Владимира Боровицкого , Фёдора Рокотова , Карла Брюллова , Исаака Левитана и других знаменитых мастеров XVIII—XIX веков . Были широко представлены произведения других видов изобразительного искусства: скульптуры и графики, изделия из фарфора, резной кости, табакерки, часы и другие предметы декоративно-прикладного искусства .
В 1969 году Вишневский подарил Москве часть особняка Петуховых и 200 произведений для основания в нём музея В. А. Тропинина и московских художников его времени . Музей был открыт 11 февраля 1971 года . До конца жизни Вишневский работал там главным хранителем музея и жил в мезонине усадебного дома.
Коллекционер не предполагал останавливаться на создании одного музея. В дальнейшем он планировал открыть музей И. И. Левитана в его мастерской — в собрании коллекционера находилось около 30 полотен этого художника .
Высказываются предположения о том, что Вишневского вынудили передать государству коллекции и недвижимость взамен на его свободу . Так, известный российский юрист Александр Боннер на основе материалов уголовного дела раскрывает свою версию истории создания музея В. А. Тропинина . В 1969 году советскому резиденту в Лондоне попалась заметка в английской газете о московской выставке, основу которой составили экспонаты из собрания Вишневского. Там говорилось, что коллекция оценивается в два миллиона фунтов. Заметка была направлена в Политбюро ЦК КПСС , и КГБ начал работать по Вишневскому .
В 1975 году Вишневскому присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР .
Скоропостижно скончался 5 декабря 1978 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище (11 уч.) . Его потомки до сих пор живут в бывшем флигеле усадьбы Петуховых .