Interested Article - Эфрати, Моше

Моше Эфрати ( ивр. משה אפרתי ‎; 1934 , Иерусалим , подмандатная Палестина 26 сентября 2020 , Тель-Авив , Израиль ) — израильский танцовщик и хореограф , основатель и руководитель танцевального ансамбля «Коль у-Дмама». Лауреат Премии Израиля в области танцевального искусства (1997).

Биография

Родился в 1934 году в Иерусалиме, в семье, пять поколений которой жили в Земле Израильской . Отец оставил семью вскоре после рождения Моше, мать работала в доме египетского консула в Палестине . Моше был шестым, младшим сыном в семье. Один из его старших братьев, Давид Эфрати, входил в руководство подпольной организации « ЛЕХИ », другие братья тоже были членами разных еврейских подпольных организаций .

Моше с ранних лет увлекался танцем как способом физического развития и поддержания формы. Зарабатывал на жизнь как механик и работой в каменоломне. Военную службу проходил в бригаде « Голани » и после её завершения записался на танцевальные курсы Академии балета и музыки в Иерусалиме , где преподавала хореограф Хася Леви-Агрон. Именно она представила Эфрати в 1957 году гостившей в Израиле Марте Грэм — американскому хореографу, одной из основоположниц современного сценического танца. Физические кондиции Эфрати впечатлили Грэм настолько, что она предложила ему продолжить обучение в её студии в Нью-Йорке и выделила ему персональную стипендию. Предложенной суммы, однако, оказалось недостаточно, и израильскому танцору понадобились ещё пять лет тяжёлой физической работы, чтобы собрать денег на учёбу .

Эфрати приехал в Нью-Йорк в 1962 года, но уже через два года вернулся в Израиль вместе с Грэм , которой баронесса предложила возглавить новый танцевальный ансамбль « Бат-Шева ». В составе этого ансамбля Эфрати был ведущим танцовщиком и вскоре начал также работать как постановщик спектаклей. Его первая постановка, «Искушения повсюду» ( ивр. לפתח חטאת רובץ ‎), была представлена зрителям в 1969 году, а в 1970 году вышла вторая — «Аэндор» ( ивр. עין דור .

В 1971 году Эфрати основал собственную танцевальную труппу, в состав которой подобрал глухих танцовщиков. Труппа получила название «Дмама» (с иврита «Молчание») . Это был один из первых случаев, когда в сценическом искусстве на постоянной основе были задействованы исполнители с физическими ограничениями . Вскоре после этого, уже с участием танцовщиков без нарушений слуха, была создана Танцевальная труппа Эфрати, в дальнейшем объединённая с первой . После того, как в 1975 году глухие танцовщики и исполнители без нарушений слуха были объединены в общий ансамбль, его название было изменено на «Коль у-Дмама» (с иврита «Звук и молчание»). Для работы с глухими исполнителями Эфрати разработал уникальный «метод вибраций» , при котором танцовщики воспринимали хореографию постановки через ритмические вибрации пола, ощущаемые ногами, а также через касания и жесты . Хореография труппы Эфрати оставалась в основном классической балетной, с относительно небольшой долей танцевальных элементов школы Грэм .

Среди наиболее заметных творческих успехов Эфрати с ансамблем «Коль у-Дмама» были «Другое Я» ( ивр. האני האחר ‎, 1978, на музыку ), «Четыре меры» ( ивр. ד' אמות ‎, 1982) и «Забвение» ( ивр. נשכחות ‎, 1984) . Труппа Эфрати просуществовала до 2001 года, за это время выступив на многочисленных фестивалях, получив международное признание и удостоившись призов. В 1997 году Эфрати стал лауреатом Премии Израиля за уникальный вклад в формирование танцевального искусства .

В 2001 году ансамбль «Коль у-Дмама» был расформирован из-за финансовых трудностей, связанных в частности с прекращением государственных дотаций. В том же году Эфрати перенёс инсульт , в результате которого у него была парализована правая сторона тела. Со временем ему удалось преодолеть последствия инсульта. В 2017 году он стал лауреатом премии министра культуры Израиля ветеранам искусства имени Арика Айнштейна. В решении комиссии по присуждению премии говорилось, что Эфрати стал одним из первых, кому удалось совместить современную мировую танцевальные технику с местной израильской тематикой. Отмечалась также роль Эфрати как коллекционера и каталогизатора, чья собранная за 50 лет коллекция легла в основу собрания цифровых материалов по танцевальному искусству Национальной библиотеки Израиля .

В последние годы жизни Моше Эфрати страдал от потери зрения . Он умер у себя дома в Тель-Авиве в сентябре 2020 года в возрасте 86 лет . Танцор и хореограф, за свою жизнь женатый три раза, оставил после себя одного сына, Дана, от второго брака. Похоронен на кладбище «Яркон» .

Примечания

  1. Саги Бен-Нун. (ивр.) . Walla! (27 сентября 2020). Дата обращения: 30 января 2021. 27 января 2021 года.
  2. Таль Левин. (ивр.) . Гаарец (27 сентября 2020). Дата обращения: 30 января 2021. 19 октября 2020 года.
  3. Alan M. Kriegsman. (англ.) . Washington Post (30 октября 1984). Дата обращения: 30 января 2021.
  4. Anna Kisselgoff. (англ.) . The New York Times (21 ноября 1984). Дата обращения: 30 января 2021. 3 февраля 2021 года.
  5. (ивр.) . Танцевальный ансамбль «Бат-Шева» . 6 августа 2020 года.

Ссылки

  • — официальный сайт Моше Эфрати (иврит)
  • (ивр.) . Танцевальный ансамбль «Бат-Шева» . 6 августа 2020 года.
Источник —

Same as Эфрати, Моше