Бхану Свами
- 1 year ago
- 0
- 0
Бхану Атайя ( хинди भानू अथैय्या ; 28 апреля 1929 , Колхапур , Британская Индия — 15 октября 2020 , Мумбаи ) — индийская художник по костюмам . Лауреатка премии «Оскар» за лучший дизайн костюмов и премии журнала «Filmfare» за вклад в кинематограф .
Бханумати Раджопадхай родилась в 1929 году в Колхапуре . Её отец, Ганпатрао Аннасахеб Раджопадхай, был богатым художником-самоучкой , который поощрял свою жену и шесть дочерей учиться и нанял учителя рисования для Атайи, когда ей было восемь лет. Он работал помощником режиссёра в фильме на телугу Harishchandra (1935) , а несколько лет спустя начал самостоятельно снимать фильм на маратхи Mohini (1940). Бхану сыграла в нём маленького принца . Аннасахеб скончался до завершения съёмок .
В середине 1940-х Бхану начала работать на полставки иллюстратором в женском еженедельнике Fashion and Beauty . В 1948 её рекомендовали на стипендию в в Бомбее . В это же время она устроилась на неполный рабочий день в качестве иллюстратора в недавно запущенном Eve’s Weekly .
Она окончила школу искусств с золотой медалью в 1952 году . В следующем году она представила две картины: «Молитвы» и «Продавцы бананов» на выставке . Но впоследствии она постепенно отошла от живописи .
По некоторым данным её первой работой, связанной с кино, стал подбор нарядов для Камини Каушал в фильмах Aas и Shahenshah 1953 года . По другой версии её привёл в кино Гуру Датт , сестра которого также училась в школе искусств и заметила работы Атайи. Датт попросил её разработать костюмы для Вахиды Рехман в фильме C.I.D. (1956). Впоследствии она работала с ним над пятью фильмами , в числе которых « Жажда » (1957), « Бумажные цветы » (1959), (1960) и (1962). Работая над последним она, по совету режиссёра, обошла все доступные старые особняки Калькутты .
Среди её работ 1960-х годов наряды героев (1961), (1965), « Амрапали » (1966), Teesri Manzil (1966) и (1967). Многие подобранные ею наряды становились модными тенденциями , например огненно-оранжевое сари Мумтаз из (1968), облегающая курта и сальвар Садханы из «Испытания временем» или красное платье Хелен с блестками в стиле фламенко в Teesri Manzil . Она посетила пещеры Аджанты , чтобы одеть Виджаянтималу как королевскую куртизанку из V века до н.э. в «Амрапали» . В 1966 году Атайя получила стипендию для изучения дизайна одежды во Франции в течение шести месяцев .
В 1970-х она работала над , « Сиддхартха », « Истина, любовь и красота » и . Она отправилась в пустыню и остановилась в деревне Раджастхана , чтобы разработать костюмы для драмы (1971) Сунила Датта . Именно её творческий ум стоял за соблазнительным мокрым белым сари Зинат Аман в «Истина, любовь и красота» (1978) . Она продолжала ассоциироваться с лучшими фильмами на хинди 1980-х, включая , и .
Внимание мировой общественности к ней привлекла её работа над биографическим фильмом « Ганди » (1982) Ричарда Аттенборо . Когда её наняли для «Ганди», она была самой востребованной художницей по костюмам в Индии . Она разработала все индийские наряды для огромного количества актёров, включая 300 000 статистов на похоронах . Благодаря этому фильму, Атайя стала первым лауреатом премии «Оскар» в Индии , получив награду за лучший дизайн костюмов вместе с Джоном Молло . Она также была номинирована в данной категории на BAFTA .
Её известные работы последующих лет включают « Чандни », « Жизнь во имя любви » и «1942: История любви». Она получила Национальную кинопремию за фильм « Лагаан » (2001), для которого разработала костюмы каждого из главных персонажей в зависимости от их профессии и использовала разнообразную цветовую палитру, чтобы различать вкусы британских и индийских женщин . Последним её фильмом стал триллер Nagrik (2015) на маратхи .
В 2012 году у неё обнаружили опухоль головного мозга. Она была прикована к постели с 2016 года, когда у неё парализовало правый бок . Атайя скончалась 15 октября 2020 года в своем доме в Мумбаи в возрасте 91 года .
Атайя была замужем за поэтом-песенником Сатьендрой, который скончался в 2004 году . У неё осталась дочь Радхика Гупта.