Interested Article - Политический ислам

Политический ислам — любая интерпретация ислама как источника политической идентичности и действия . Понятие «политический ислам» может относиться к широкому кругу людей и групп, которые выступают за преобразование государства и общества в соответствии с принципами ислама. Также под «политическим исламом» может пониматься использование ислама в качестве источника концепций и метафор для формулирования политических позиций . Политический ислам представляет собой один из аспектов « исламского возрождения », которое началось в XX веке , и не все формы политической деятельности мусульман подпадают под понятие «политического ислама» . Некоторые академические авторы используют термины « исламизм » и «политический ислам» для описания одного и того же явления или используют оба термина взаимозаменяемо .

Подходы к определению термина

Терминология, которая используется для обозначения феномена «политического ислама», различается среди экспертов. Израильско-американский учёный был одним из первых экспертов, который начал использовать термин «политический ислам» в 1980 году. В 2003 году он заявил, что политический ислам также можно рассматривать как тавтологию , поскольку нигде в мусульманском мире религия не отделена от политики . Некоторые эксперты используют такие термины, как «исламизм», указывая на один и тот же набор случаев, или смешивая оба термина. Армянско-американской политолог был одним из первых экспертов, сделавших замечания о политизации ислама в контексте провала светских исламских правительств, при этом он использует не термин «политический ислам», а понятия исламизм и фундаментализм .

Термин «политический ислам» также используется в связи с иностранными общинами, имея в виду движения или группы, которые вкладывают средства в широкое фундаменталистское возрождение, которое связано с определенной политической программой . Индийско-американский политолог и исламовед Муктедар Хан включает в «политический ислам» все исламские движения, продвигающие политическую систему, основанную исключительно на исламе, которой должен следовать каждый мусульманин . Некоторые из экспертов также используют другие описательные термины, чтобы различать различные идеологические направления в политическом исламе: консервативный, прогрессивный, воинственный, радикальный, джихадистский и так далее .

Количество текста, посвященного кафирам, в исламской доктрине

Другое определение политическому исламу дает американский исследователь ислама Билл Уорнер . Согласно его мнению, политическим исламом следует называть часть исламской доктрины, которая касается немусульман ( кафиров ) . Уорнер различает ислам как религию и то, что он называет политическим исламом, что позволяет исследовать политическую идеологию отдельно от религиозной составляющей . Уорнер рассматривает Коран, Сиру и хадисы как трилогию, три разные части единого целого. При помощи статистических методов он демонстрирует, что значительная часть исламской доктрины — не религиозная, а политическая . Используя свою методологию, Уорнер установил, что 51% текста источников ислама, в том числе 64% текста Корана, относится не к мусульманам или их религиозным обязанностям, а к кафирам .

Исследования политического ислама в России

За последние десятилетия тема политического ислама широко освещалась в работах российских учёных. Наумкин В.В. и другие авторы аналитического доклада Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Ислам в политике: идеология или прагматизм?» подчёркивают растущую актуальность темы политического ислама для международной и региональной политики .

«Ислам был рождён политикой, гены которой в течение четырнадцативековой его истории позволяют сохранять высокий уровень политизации этого учения, оказывая всё возрастающее влияние на развитие социально-политических процессов во всём мире», отмечает Сажин В.И. в своей исследовательской работе «К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах» . Он также обращает внимание на то, что «для последователей Пророка Мухаммеда, в том числе мусульман России, ислам не только общая религия, но и политическая сила, способствующая формированию определённого образа жизни, общей культуры и мировоззрения. Именно политика в исламе, диктующая свою волю и экономике, и военному искусству, и другим сторонам общественного бытия мусульманских народов, выходит в настоящее время на первое место в ряду составляющих элементов этой религиозной системы» .

Теме политического ислама посвящена научная работа С.А. Рагозиной, в которой предпринята попытка описания данного концепта в русскоязычном интернет-пространстве Северо-Восточного Кавказа (Чечня, Ингушетия и Дагестан). На основе качественного и количественного контент-анализа и ивентанализа показана преемственность международного дискурса политического ислама в северокавказском интернет-пространстве .

В своей научной работе ««Гибридная» война: Моделирование информационных полей» Шипицины посвящают отдельную главу изучению политического ислама в контексте гибридной войны. В заключении авторы подчёркивают важность понимания того, «что временное снижение напряжения в исламском обществе, достигнутое путем переговоров и интеграции исламизма в политический процесс, не может быть долговременным. Стремление к построению исламского государства, основанного на нормах шариата, остается главной целью политического ислама. Сотрудничество же рассматривается прежде всего как вынужденный тактический ход на пути к реализации справедливого общества. В этом смысле конвергенция антропогенной и техногенной цивилизаций представляется на данный момент маловероятной и даже невозможной» .

Исследования политического ислама в других странах

Центр документации «Политический ислам» (нем. Dokumentationsstelle Politischer Islam) (полное название — Австрийский фонд документирования религиозно мотивированного политического экстремизма) создан в 2020 году австрийским правительством. В июле 2020 года Австрия выступила с инициативой по выявлению и регистрации социальных и образовательных учреждений, которые подвержены влиянию идеологии политического ислама , целью Центра является «научное документирование и исследование политического ислама». Это независимый фонд, действующий в рамках австрийского Закона о фондах 2015 года . Центр документации «Политический ислам» находится в Вене и с момента своего основания выпустил ряд научных публикаций . К примеру, в свете волны протестов из-за гибели Махсы Амини в Иране австрийский фонд представил базовый отчёт о политическом исламе в шиизме двунадесятников в 2022 году , в котором авторы доклада приходят к заключению, что Исламская Республика пытается оказывать влияние за границей в культурной, религиозной и образовательной сферах через такие филиалы, как фонды или религиозные центры. Примеры включают Исламский центр в Гамбурге (IZH) и Центр Имама Али (IAZ) в Вене .

В 2022 году Центр документации «Политический ислам» в течение года изучал деятельность Исламской ассоциации в Австрии (IVÖ). Организация, управляющая мечетью в еврейском квартале Вены, предположительно несёт ответственность за пропаганду антисемитизма , ненависти к Израилю и поддержку ХАМАСа и Братьев-мусульман (признана террористической организацией в России ). IVÖ работает в мечети Хидайя, одном из старейших и крупнейших домов мусульманской молитвы в Австрии . 143-страничный отчёт Центра подробно описывает продвижение идеологии «Братьев-мусульман» имамом и президентом мечети .

По результатам совместного исследования, проведенного Венским университетом и Центром документации политического ислама , в 2021 году была опубликована карта, содержащая более 600 мечетей и других исламских организаций Австрии с указанием возможных связей этих организаций зарубежом .

CSPII (англ. Center for the Study of Political Islam International) (рус. Международный центр изучения политического ислама) — независимая некоммерческая исследовательская и образовательная организация — занимается идеологической доктриной ислама, которая относится к кафирам (немусульманам). Центр называет эту часть доктрины «политическим исламом». Используя научные методы, логический подход и основанную на фактах аргументацию, Центр показывает, как влияние политического ислама распространяется в неисламских странах и создаёт экономические, юридические и социокультурные основы для превращения их в исламские .

Международный центр изучения политического ислама проводит исследования, направленные на восстановление картины роста и распространения исламских организаций на территориях отдельно взятых стран . Центром составлены картограммы исламской официальной организационной инфраструктуры, а также графики изменения числа исламских организаций в Российской Федерации и других странах мира. Картограммы и графики демонстрируют тенденции роста числа исламских организаций с течением времени, что ведёт к усилению социального и политического влияния ислама в этих странах. Согласно данным картограмм число исламских организаций в Российской Федерации в 2000 году составляло 2362, а к 2020 году выросло до 6433 организаций .

См. также

Примечания

  1. Voll, John O.; Sonn, Tamara. (англ.) // Oxford Bibliographies Online Datasets : journal. — doi : . 23 февраля 2020 года.
  2. Krämer, Gudrun. (англ.) // Ed. by Richard C. Martin In Encyclopedia of Islam and the Muslim World : encyclopedia . — NY : Macmillan, 2004. — Vol. 6 . — P. 536—540 . 13 июля 2018 года.
  3. Kramer, Martin. (англ.) // (англ.) : journal. — 2003. — 1 March. 1 января 2015 года.
  4. Kramer, Martin. Political Islam (англ.) // The Washington Papers : journal. — 1980. — Vol. VIII .
  5. Dekmejian, R. Hrair. The Anatomy of Islamic Revival: Legitimacy Crisis, Ethnic Conflict and the Search for Islamic Alternatives (англ.) // (англ.) : journal. — 1980. — Vol. 34 , no. 1 . — P. 1—12 . — JSTOR .
  6. Khan, Muqtedar. (англ.) . E-international Relations (10 марта 2014). Дата обращения: 11 февраля 2020. 20 августа 2020 года.
  7. . www.cspii.org . Дата обращения: 5 апреля 2022. 15 июня 2021 года.
  8. // Christian Science Monitor. — 2007-08-30. — ISSN . 18 ноября 2021 года.
  9. (англ.) . Political Islam . Дата обращения: 7 января 2022. 11 декабря 2021 года.
  10. Bill Warner. (англ.) . Political Islam (24 января 2012). Дата обращения: 7 января 2022. 18 ноября 2021 года.
  11. (рус.) . Дата обращения: 7 января 2022. 27 января 2022 года.
  12. Bill Warner, Center for the Study of Political Islam. . — Nashville, Tenn.: Centre for the Study of Political Islam, 2010. — ISBN 978-0-9795794-8-6 . 7 января 2022 года.
  13. Наумкин В.В., Аксененок А.Г., Долгов Б.В., Звягельская И.Д., Кузнецов В.А., Попов В.В. (рус.) // ИВ РАН, РИА «Новости», СВОП : ИВ РАН, РИА «Новости», СВОП. — 2013. 22 ноября 2022 года.
  14. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах (рус.) // Новый мировой порядок - будущие войны и пути их предотвращения. Москва-Уфа. — 1999. — С. 45-49 .
  15. Рагозина С.А. Дискурс политического ислама (на примере интернет-пространства Северо-Восточного Кавказа). — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 144 с.
  16. Шипицин Ю. Б., Шипицина А. Ю. Гибридная» война: Моделирование информационных полей. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. — 136 с. — ISBN 978-5-7996-2431-6 .
  17. Damien McElroy. (англ.) . The National (16 июля 2020). Дата обращения: 31 мая 2023. 12 января 2023 года.
  18. (нем.) . www.bundeskanzleramt.gv.at (15 июля 2020). Дата обращения: 31 мая 2023. 3 февраля 2023 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 31 мая 2023. 28 октября 2021 года.
  20. (австр.) . MSN . Дата обращения: 31 мая 2023. 31 мая 2023 года.
  21. ORF at/Agenturen red. (нем.) . news.ORF.at (23 ноября 2022). Дата обращения: 31 мая 2023. 6 февраля 2023 года.
  22. . www.fsb.ru . Дата обращения: 15 сентября 2023. 3 февраля 2016 года.
  23. Liam Hoare. . Дата обращения: 31 мая 2023. 12 января 2023 года.
  24. The Algemeiner. (амер. англ.) . www.algemeiner.com (9 декабря 2022). Дата обращения: 31 мая 2023. 6 февраля 2023 года.
  25. Farzan, Antonia Noori (2021-05-30). . Washington Post . из оригинала 17 апреля 2023 . Дата обращения: 7 июня 2023 .
  26. (англ.) . dw.com . Дата обращения: 7 июня 2023. 6 июня 2023 года.
  27. . www.cspii.org . Дата обращения: 29 сентября 2023. 13 октября 2023 года.
  28. . www.cspii.org . Дата обращения: 13 октября 2023.
  29. Бриско А.В., Дубич В.В., Сухова Е.А. // Политическая география и геополитика в России: исторический опыт и современность, Материалы Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося российского географа В.П. Семёнова-Тян-Шанского : Сборник статей. — 2021. — 8–9 апреля 2021. — С. 101 . — ISBN ISBN 978-5-9651-1363-7 . 13 октября 2023 года.
  30. Дубич В. В., Бриско А. В., Сухова Е. А. (RU) // Региональная политика, политическая география и геополитика: история и современность. Материалы международной научной конференции, посвящённой 20-летию кафедры региональной политики и политической географии СПбГУ / Под ред. Н. М. Михеевой, Н. В. Каледина. — СПб. : изд-во ВВМ, 2022. — 22-23 апреля. — С. 666-670 . — ISBN 978-5-9651-1430-6 .

Литература

  • Hamid, S. & McCants, W. (2016). от 1 апреля 2020 на Wayback Machine . (англ.) Brookings Institution .
  • Hoover Institution . (2017). от 12 августа 2020 на Wayback Machine . (англ.) The Caravan, 1715 .
  • Bill Warner, Center for the Study of Political Islam. Sharia law for the non-Muslim. — Nashville, Tenn.: Centre for the Study of Political Islam, 2010. — ISBN 978-0-9795794-8-6 .
  • Bill Warner, Center for the Study of Political Islam. A Self-Study Course on Political Islam-Level 1. — CSPI, LLC (June 14, 2011). — ISBN ‎978-1936659098.
  • Tausch, Arno (2023). Political Islam and Religiously Motivated Political Extremism. SpringerBriefs in Political Science. Springer, Cham. , Published 16 February 2023, Print ISBN 978-3-031-24853-5 ; open access:
  • Рагозина С.А. Дискурс политического ислама (на примере интернет-пространства Северо-Восточного Кавказа) / Предисл. А. Л. Рябинина, Г. В. Лукьянова. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 144 с.
  • Пашков, Р. В. Исламское государственное право: учебное издание / Р.В. Пашков. — Москва : РУСАЙНС, 2016. — 144 с.
  • Микульский Д.В. Ислам в России и Средней Азии (сборник). — М.: Лотос, 1993. — 272 с. (В соавторстве с И.А. Ермаковым).
Источник —

Same as Политический ислам