Умершие от тифа
- 1 year ago
- 0
- 0
Архимандрит Авраамий (в миру Василий Васильевич Часовников ; 23 марта 1864 , станица Потёмкинская — 13 апреля 1918 , Пекин , Китай ) — российский художник, священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит , известный миссионер в составе Русской духовной миссии в Пекине .
Родился 23 марта 1864 года в священнической семье, в станице Потёмкинской на Дону. Обучался в окружном училище в Новочеркасске , а позднее — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . В 1882 году представил на ученическую выставку два живописных пейзажа: «На Волге» и «Пустырь». В это же время художник написал цикл работ, навеянных просторами родного Дона.
Продолжил обучение в Петербургской академии художеств , где помимо основного курса, изучал философию, литературу, посещал учрежденные при академии педагогические курсы, по окончании которых получил диплом преподавателя средних учебных заведений. Кроме этого, прослушал полный курс археологического института .
Учившийся вместе с ним Василий Николаевич Бакшеев вспоминал: «Это был исключительно одаренный живописец и рисовальщик. Я отлично помню его работы в фигурном классе. Во время перемены, когда натурщики отдыхали, мы, ученики, часто говорили о назначении живописи, о её задачах. Одни говорили, что в живописи главное — исполнение, чтобы натура была передана верно, правдиво, как в смысле формы, так и света, и цвета; а другие говорили, что это правильно: натуру нужно передать как можно вернее, но это второстепенное, а главное в живописи — идея, мысль, содержание, рассказ в картине. И Часовников всегда горячо высказывался за содержание в картине, за то, чтобы зритель, глядя на картины, морально, нравственно совершенствовался, очищался. В группе учеников, среди которой был Часовников, первый номер всегда доставался ему. Во время перемены В. Г. Перов всегда, идя из натурного класса, заходил к нам и, сидя на табуретке, долго рассматривал работу Часовникова…» .
Исаак Ильич Левитан вспоминал: «Он стоит передо мной! Не знаю, как сказать — как живой укор совести. Он как бы прешедшая в него совесть, которая говорит мне, что нашёптывает и природа. Это неразгаданное и грустное, грустное без конца. И как тяжело бывает остаться наедине со своею совестью — так я чувствую себя при воспоминании о Василии Васильевиче…»
В период летних каникул совершал поездки по Донскому краю, где исследовал старинные войсковые архивы, зарисовывал оружие и предметы быта казаков. В один из приездов осуществил путешествие вверх по Дону, в станицу Пятиизбянскую , где его заинтересовала романтическая легенда о замке сестры Стеньки Разина , которая вероятно проживала на месте существующей станицы и содержала шайку разбойников. Художник произвёл тщательные расчёты внутренних сводов жилища, стен и интерьеров, внеся их в свой дорожный альбом. Этнографические сообщения и рисунки Часовникова позднее были опубликованы в ежемесячном историко-литературном иллюстрированном журнале « Дон » (графические произведения — «Вид на Дону», «По разливу», «Старинная триумфальная арка в Новочеркасске», «Старочеркасский собор», «Стоговский хутор»).
Окончил в 1888 году Академию художеств со званием классного художника III степени, получив две Больших серебряных, Малую золотую и Большую золотую медали, а также заслужил право на бесплатную поездку для обучения за границу. Этим правом не воспользовался и возвратился в Новочеркасск , где до 1896 года преподавал черчение и рисование в атаманском техническом училище, а также в четырёхклассном женском училище.
На мучившие его вопросы о смысле жизни пытался найти ответы в учении Л. Н. Толстого , чем привлёк внимание полиции, установившей за художником негласный надзор.
В 1896 году предпринял паломническую поездку по России, посетив несколько православных монастырей. После этой поездки принял решение окончательно оставить светскую жизнь и поступить на миссионерские курсы при Казанской духовной академии .
Летом 1896 года, раздав знакомым коллекцию своих полотен и этюдов, Часовников покинул Новочеркасск и поступил на миссионерские курсы при Казанской духовной академии по монгольскому отделению. В Казанском Преображенском монастыре 15 сентября 1897 года принял пострижение в монашество с именем Авраамий и 10 октября 1897 года был хиротонисан во иеромонаха . В 1898 году окончил миссионерские курсы.
15 (27) июня 1899 года указом Святейшего Синода назначен членом Русской духовной миссии в Пекине с выдачей ему золотого наперсного креста из Кабинета Его Величества .
В 1900 году во время восстания ихэтуаней находился в осаде при русском посольстве и активно помогал гонимым православным китайцам .
В июне 1902 года был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Успенского первоклассного монастыря при миссии . В Китае выполнял различные поручения в том числе связанные со строительством храмов.
С 1903 года заведовал благовещенским подворьем Пекинской миссии в Харбине .
С 1905 года находился в Таньцзине, где организовал миссионерский стан .
С 1907 года редактировал журнал « Китайский благовестник ». Занимался изучением истории Пекинской духовной миссии .
В 1911 году по состоянию здоровья покинул миссию и выехал в Россию, где с 1913 по 1914 годы занимался обустройством московского подворья Пекинской миссии. В 1913 году ректор Высшего художественного училища при академии художеств Л. Н. Бенуа получил от архимандрита Авраамия «заявление с просьбой разрешить ему заниматься в мастерской профессора архитектуры Преображенского » .
Вернувшись в Китай, скончался 13 апреля 1918 года от китайского тифа.