Миастенический синдром Ламберта — Итона
- 1 year ago
- 0
- 0
«Астени́ческий синдро́м» — двухсерийный советский художественный фильм , снятый Кирой Муратовой и выпущенный в 1989 году. Фильм состоит из двух частей: чёрно-белой и цветной. Эти две части являются по существу двумя самостоятельными произведениями (первая часть оформлена как фильм, который смотрят в кинотеатре персонажи второй части).
Фильм вызвал неоднозначную реакцию критиков и партийного руководства страны. Вышел в ограниченный прокат . Первый советский фильм, в котором прозвучала нецензурная лексика .
Фильм состоит из двух частей — чёрно-белой и цветной. Обе повествуют о двух героях — женщине-враче и мужчине-учителе.
В первой новелле женщина, недавно похоронившая своего мужа и находящаяся в состоянии постоянной депрессии (а иногда и прямой агрессии), сталкивается с такими же, как она, людьми, находящимися на грани нервного истощения, срыва.
Герой второй новеллы — школьный учитель. В результате пережитых личных и служебных неприятностей у него появляется астенический синдром — он засыпает в самых неподходящих ситуациях. Он попадает в больницу для душевнобольных и понимает, что вокруг него люди, которые ничуть не безумнее тех, кто живёт на воле. Выйдя спустя какое-то время на свободу, учитель засыпает в метро, и пустой вагон увозит спящего в тёмный тоннель.
Актёр | Роль |
---|---|
Ольга Антонова | Наталья Ивановна |
Сергей Попов | Николай Алексеевич |
Галина Стаханова | медработник московского метрополитена |
Маша, блондинка | |
Наталья Бузько | Маша, брюнетка |
Александра Свенская | Ирина Павловна, учительница |
Иуников | |
Анна, жена Николая | |
тёща Николая, мать Анны | |
Виктор Аристов | директор школы |
врач | |
Олег Школьник | хозяин канареек |
член педсовета | |
женщина в поезде | |
Юлия Беломлинская | обнажённая натурщица |
Наталья Дубровская | учительница |
Повествование фильма построено из двух различных по стилистике частей, но идентичных по состоянию, которое они передают. Первая часть представляет собой чёрно-белый «фильм внутри фильма», длящийся около 40 минут. Андрей Плахов говорит, что эта часть является «горьким и ироническим пересказом прежней Муратовой», замечая схожесть с так называемыми «провинциальными мелодрамами» .
Фильм удостоен двух премий: « Ника » (в номинации «Лучший игровой фильм», 1990), Специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля (1990); кроме того, фильм четырежды номинировался на кинематографические премии.
В прессе 90-х годов фильм часто считался критикой советской действительности, оценивает Олег Ковалов , однако не соглашается с этим мнением. Ковалов видит в часто появляющихся на экране атрибутов Советского союза «любование» Муратовой его эстетикой. Критик отмечает в фильме наличие «внутреннего монолога», выраженного зачитыванием отрывков из произведения, которое писал главный герой — учитель, сравнивая этот аспект с « Восемь с половиной » Федерико Феллини . Американский критик Джонатан Розенбаум рассуждает, что «Астенический синдром» «выходит за рамки правил» кинематографа, а также называет его «шедевром эпохи гласности ». Главных героев он характеризует как «символы болезни», название которой носит фильм . Джейн Таубман видит во множестве «неприятных» сцен попытку режиссёра вывести зрителей из «моральной апатии», в которой находится советское общество в последние годы его существования. Изображение наготы исследовательница сравнивает с фильмом « Спаси и сохрани » Александра Сокурова и добавляет, что режиссёр этим жестом скорее изображает её в негативном качестве, чем эксплуатирует. Эпоха гласности, считает Таубман, начинается с « Покаяния » Тенгиза Абуладзе и заканчивается «Астеническим синдромом». В своей рецензии она заключает, что кинолента является главным достижением в творчестве Киры Муратовой, но средства и посыл, представленный режиссёром, исключают его коммерческий успех .
Владимир Мотыль считает «Астенический синдром» переоценённым, а исследователь кинематографа Иэн Кристи в то же время, напротив, видит его недооценённым наряду с « Тихими страницами » Сокурова . Ряд российских деятелей культуры, среди которых Зара Абдуллаева , Дмитрий Быков , Иван Дыховичный , Наталия Рязанцева и многие другие назвали произведение одним из главных фильмов прошлого по итогам опроса издания Сеанс в 2000 году . Алексей Герман критиковал фильм в целом, но отдельно обратил внимание на сцену в собачьем питомнике, считая её непрофессиональной. Герман сказал, что на протяжении сеанса «скучал» .
Критик портала AllMovie Кларк Фонтан отметил, что Муратова, создавая фильм, не отступила от своего стиля, несмотря на то, что официальные власти неизбежно его отвергнут . Питер Роллберг заключает, что «Астенический синдром» — «мрачное прощание» режиссёра с советской эпохой, выраженное через «жестокий реализм» . Однако Кира Муратова заявила, что фильм «не про страну или время, а про жизнь» . BBC Culture внесло «Долгие проводы» Муратовой и «Астенический синдром» в список 100 лучших фильмов, снятых женщинами, поставив последний на 48 строчку списка .
Актриса Ольга Антонова на кинофестивале «Созвездие» в 1990 году удостоена приза за лучшую женскую роль второго плана.
Это совершенно исторический фильм в разных смыслах этого слова. По своему содержанию и мировоззренчески, как слепок, образ эпохи уходящей…и наступающей. Но эта эпоха не нашла отражения в кинематографе — ни в мировом, ни в русском. <…> Вообще, исторических фильмов в западном кино не так много, а в русском — тем более. Кроме Эйзенштейна и вообще русского авангарда, оттепельных картин Хуциева и фильмов Киры Муратовой, наверное, не было таких картин, которые бы закрывали и открывали новую эпоху.
— Зара Абдулаева
В списке ста лучших украинских фильмов по версии кинокритиков, составленном в 2021 году, фильм занимает 6-е место (высшее место из всех фильмов режиссёра, вошедших в данный список) .