Капля (фильм, 1988)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Слуга́» — двухсерийный художественный фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе , снятый в 1988 году на киностудии « Мосфильм ». В 1991 году награждён Государственной премией СССР .
Сюжет развивается в двух временных планах, с многочисленными флешбэками . В дом к известному провинциальному руководителю хора , «без двух минут заслуженному артисту» Павлу Клюеву, приходит Андрей Андреевич Гудионов, пожилой человек, который когда-то устроил судьбу Клюева.
Много лет назад Клюев, бывший десантник , недавно демобилизовавшийся, устроился работать личным водителем к Гудионову, высокопоставленному чиновнику, начальнику областного масштаба. Подчинённый преданно служит своему господину, терпя его весьма странный характер. Проходят годы, и хозяин облагодетельствует водителя, подарив ему дом, жену Марию и даже назначив дирижёром хора. Затем Гудионов получает повышение по службе, и его переводят в центр.
Спустя много лет Клюев, у которого есть уже взрослый сын и маленький внук, встретившись с бывшим начальником (который, как кажется, почти не постарел), остаётся верным ему и готов выполнить любой приказ. Гудионов намекает Клюеву, что его давнишний враг Брызгин по-прежнему жив и доставляет ему проблемы. Когда-то на Брызгина уже было совершено покушение, он попал в автомобильную аварию из-за того, что дорогу ему преградил « КАМАЗ » (по всей видимости, за рулём грузовика тогда находился Клюев). Сейчас же Брызгин находится в санатории. Клюев забирает его оттуда и везёт к своему бывшему хозяину. Однако по дороге Брызгин умирает, и Гудионов, плача о погибшем враге, говорит Клюеву, что тот снова перестарался.
Вернувшись в город и выйдя на сцену, Клюев начинает дирижировать хором, замечая, что с разных сторон в зал входят люди в штатском, явно пришедшие за ним.
«Слуга» — седьмой фильм творческого дуэта А. А. Миндадзе — В. Ю. Абдрашитов, относящийся к перестроечному периоду. Авторы используют свой излюбленный приём, обращаясь к экранной фантасмагории . Сложно переплетённый сюжет, в котором перепутаны временные нити, советская номенклатурная мифология и реальность, последовательно ведёт зрителя к развязке.
Взаимоотношения пары главных героев — Гудионова и Клюева — выходят за обычные рамки отношений «хозяин — слуга» . Власть областного правителя распространяется далеко за пределы возможностей начальника, который может просто одарить своего подчинённого. Как и фаустовский Мефистофель , нестареющий Гудионов распоряжается судьбой и душой своего слуги, даруя ему всё, вплоть до таланта дирижёра. Финальная сцена фильма, в которой мелодия хора, которым руководит Клюев, постепенно перетекает в « Agnus Dei » (музыка Владимира Дашкевича ), словно подчёркивает полное моральное уничтожение героя .
Актёрская игра в значительной мере формирует атмосферу картины.
Артистическая работа Олега Борисова поражает острой точностью там, где точности вроде бы и неоткуда браться. И в этом она решающе важна для фильма «Слуга».
Критики прослеживают некоторую общность между фильмом режиссёра Джозефа Лоузи и работой Абдрашитова. Но если у Лоузи слуга подспудно порабощает хозяина, повторяя его поведение и, в конце концов, меняется с ним местами, то в советском фильме слуга, полностью подчинившись, исчезает и растворяется как личность. Объединяет эти картины многоликое и одновременно безликое «дьявольское» начало, подчиняющее и разъедающее человека, который продал душу или, точнее, не имел её с самого начала .
Фильм снимали в различных городах, включая Коломну , Серпухов, Москву и Киев . В фильме можно заметить коломенский район Колычёва, автотуннель, ведущий к Коломенскому заводу .